Сценарий литературно-музыкальной композиции — конкурса чтецов к юбилею С.А. Есенина


Литературно-музыкальная композиция
с конкурсом чтецов,
посвященная юбилею С.А. Есенина
Цели:
Познакомить учащихся с творчеством поэта С.А. Есенина.
Воспитывать любовь к родному краю, к русской природе, к поэзии.
Развивать память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, умение декламировать стихотворения, выступать на публике.
Форма проведения: литературно - музыкальная композиция.
Оборудование: ПК, проектор, экран, колонки
Возраст участников: основная школа
Демонстрация видеоклипа на песню «У Есенина День рождения» в исполнении Мартынова
Слайд № 1 – видеоряд «Из жизни поэта»
Учитель. Наш сегодняшний конкурс чтецов посвящен творчеству известного вам русского поэта – Сергея Есенина. В ходе мероприятия мы не только познакомимся со стихотворениями поэта, но и узнаем чем он жил, что чувствовал, кого любил.
Ученик. Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.
Ученик. Русоволосый, синеглазый паренек из села Константиново Рязанской области стал народным любимцем благодаря своему дару – писать стихи. Он родился в крестьянской семье и вырос в простом стареньком деревянном доме.
С двух лет Есенина отдали на воспитание бабушке и дедушке. Есенин в детстве очень любил сказки и просил бабушку Наталью Евтеевну, человека доброго и ласкового, их рассказывать. В долгие зимние вечера вместе с соседскими мальчишками, ребятишками подолгу просиживал он за слушанием сказок, но если конец сказки ему не нравился, он сочинял его по-своему. Так появились его первые сочинения.
С. Есенин «Бабушкины сказки», читает ….
Ученик. Есенин вырос, окруженный невероятной красотой русской природы. С детства он впитал в себя всю прелесть бесконечных равнин, нежность стройных берез, свежесть весенних вечеров, морозную трескучесть зимы… В каждом времени года он находил то, что близко каждому русскому человеку. Недаром его называют певцом русской природы. Она у него в каждом стихотворении разная, но всегда одинаково любимая.
С. Есенин «Береза», читает Николай ЛексаковС. Есенин «Весенний вечер», читает Герасимова УльянаУченик. Природа для Есенина существовала не только в красивых пейзажах, но и в животных. В одном из своих стихотворений осень он сравнивает с «рыжей кобылой», а в другом у него месяц чудится «рыжим жеребенком». Часто в его лирике можно встретить горечь от несправедливого отношения человека к братьям нашим меньшим. Так, переживая за судьбу лошадей в бурно развивающемся техническом мире, он написал следующие строки:
Видели ли вы, как бежит по степям,
В туманных озерах кроясь,
Железной ноздрёй храпя,
На лапах чугунный поезд?
А за ним по большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Но не только за судьбу лошадей переживал Есенин.
С. Есенин «Песнь о собаке», читает Бархатова Ольга
Ученик. Учился Сергей Есенин в Константиновском земском училище, а затем церковно-учительской школе. После этого он отправился в Москву и больше никогда не жил в деревне. Его мать всегда переживала за сына:
Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою…
Сергей Есенин всегда тонко чувствовал переживания матери. Поэтому часто в его стихах мы можем встретить строки, которые он посвящал ей – самому близкому и родному человеку.
С. Есенин «Письмо матери», читает Оличева Вера
Ученик. Очень близким человеком Есенину была и его сестра Александра, которую он всегда просто и ласково называл Шурой. Стихи, посвященные сестре, наполнены трогательными воспоминаниями о детстве и горечью от невозможности остановить время.
С. Есенин «Ах, как много на свете кошек…», читает Самусенко Валерия
С. Есенин «Сестре Шуре», читает Анастасия Степанова
Ученик. «Чувство Родины — основное в моем творчестве» - говорил сам поэт. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким Русь…
C. Есенин «Гой, ты, Русь моя родная… », читает Самусевич Дина
Ученик. Волей судьбы Сергею Есенину приходилось много путешествовать. Он побывал во многих странах: жил в Европе, исколесил Америку... Увидев другие страны, он был полон впечатлений, но никогда не забывал о своей родной земле, храня память о ней в своем сердце.
С. Есенин «Я покинул родимый дом…», читает …
Ученик. Сергей Есенин был необычайно эмоциональным человеком. Жгучая боль в стихах поэта часто сменяется задумчивой тихой грустью, а затем вдруг бурной радостью. Он мог петь и веселиться, а потом вдруг уйти в беспросветную тоску. Но и тоска сменялась нежным восторгом.
С. Есенин «Капли», читает Богомолов Максим.
Ученик. Жизнь поэта была скоротечна и коротка. Он жил, словно огонек: ярко горел, даря окружающим свет своего таланта и тепло любви. Его жизнь трагически оборвалась в декабре 1925 года, ему было 30 лет. Как будто предчувствуя свой безвременный уход, поэт написал потрясающее стихотворение «Мы теперь уходим понемногу», в котором выразил свое отношение к жизни.
С. Есенин «Мы теперь уходим понемногу…», читает Абдурауфова КомолахонУченик. Есенина – человека не стало уже очень давно, Есенин – поэт продолжает жить в своих творениях. Интерес к его лирике никогда не угасал и будет жить еще долго, наверное, до тех пор, пока человечество не утратит способность чувствовать, любить, видеть красоту вокруг себя. Многие современные композиторы сочиняют музыку к стихам Есенина. Одно из самых его мелодичных стихотворений «Отговорила роща золотая» советский композитор Григорий Пономаренко превратил в трогательную душевную песню, ставшую любимой для многих поколений нашей родины.
Демонстрация клипа на песню «Отговорила роща золотая» в исполнении Надежды КадышевойУчитель. Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Сегодня мы постарались увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный великим поэтом Сергеем Есениным.
Нам тоже надо учиться чувствовать, замечать всё прекрасное. А для этого надо чаще обращаться к поэзии, к нашей литературной сокровищнице.
Завтра мы продолжим свое знакомство с лирикой замечательного русского поэта Сергея Есенина. Его творчество нам представят ученики начальной школы.
А итоги конкурса будут объявлены на следующей неделе.
Использованная литература:
1. Есенин С.А. Стихи, М., Художественная литература, 1986
2. «Три века русской поэзии». Сост. Банников Н.В., М., «Просвещение», 1979
3. Большая школьная энциклопедия. Т.1, М, «Олма-Пресс», 2001
4. Аникина О.Л. и др. «Государственный музей - заповедник С. Есенина».
Источники информации из сети Интернет:
http://docfish.ru/documents/tema-rodiny-stihi-sergeya-esenina-deti-shkola-motherland-kid-pupil-poemshttp://esenin.biografy.ru/stih-rus.phphttp://stihi-klassikov.ru/