Урок чтения для слабослышащих и глухих обучающихся


Урок чтения для слабослышащих и глухих обучающихся
3-й урок
Цель:
— обобщить содержание прочитанного, продолжить анализ содержания сказки.
Оборудование:
— карточки с вопросами, которые в начале урока раздаются учащимся;
— таблички со словарем;
— подвижная аппликация;
— книга. Оформление доски:
— На одной части доски — таблички с вопросами и накопленным на прошлых уроках словарем, подвижная аппликация.
— На другой части доски План урока:
1. Вспомнить, что мы узнали из сказки.
2. Прочитать:
— Что делал воробей?
— Кто подбирался к воробью?
— Воробей видел кота или нет?
3. Ответить на вопросы:
— Что мы сегодня узнали?
— Какое предложение вам понравилось?
Ход урока:
1. Организация урока.
Учитель: «Сейчас урок чтения». Фраза повторяется услышавшим, затем - хором.
2. Повторение прочитанного ранее.
Учащиеся, опираясь на план урока, сообщают: «Сейчас надо вспомнить, что мы узнали из сказки». Учитель дает учащимся карточки с вопросами. Ребята задают вопросы остальным ученикам. «У меня первый вопрос. Какую сказку мы читаем?» Форма ответа также заложена в карточке с вопросом (прочитай, расскажи и покажи, расскажи кратко и т. д.). Следующими вопросами были «Какая была погода?» и «Где лежала глыба снега?». Ученики отвечают на вопросы и оценивают ответы товарищей («Верно», «Правильно», «Ты сказал неверно», «Ты показал неточно» и т. п.). По ходу повторения учитель даст для различения на слух фразу «Сказку «Рыжий кот и весна» мы питаем на уроке чтения».
Учитель: «Что мы сделали?» Учащиеся: «Мы вспомнили, что мы читаем сказку «Рыжий кот и весна», что таял снег, что глыба снега лежала на краю крыши».
На этапе повторения используются различные формы работы: вопросы могут даваться учителем на слух; быть записанными в плане урока и задаваться учащимися (как на 2-м уроке по данной теме); учащимся раздаются карточки, по которым они задают вопросы и др. Учащимся очень нравится такая форма организации повторения, когда учитель неправильно, неточно демонстрирует прочитанное. Ребята с удовольствием находят «ошибки» учителя, это их оживляет, помогает сконцентрировать внимание, уточнить понимание прочитанного.
3. Работа над пониманием текста.
Учитель: «Сейчас надо прочитать, «поделал воробей». Табличка с вопросом прикрепляется на доску, вопрос прочитывается хором. Далее один ученик читает соответствующий вопросу отрывок сказки. Выборочное чтение осуществляется согласно описанным ранее требованиям. Второй ученик читает и демонстрирует читаем аппликации. Другие учащиеся по ходу текста задают ему вопросы: «Где снег?», «Где воробей?» и др. На доску прикрепляется табличка «сидел на снегу». Затем проводится работа по подбору синонимов, расширению вариативности высказываний, закреплению ранее полученного словаря. Учитель побуждает учащихся к этой работе вопросом: «Сидел на снегу. Как можно сказать по-другому?» Если у детей возникают затруднения, можно задать наводящий вопрос, типа «Где лежала глыба снега?» К словосочетанию «сидел на снегу» подбираются варианты ответов: «сидел у самого края», «сидел на глыбе снега», «сидел на краю крыши», «сидел на снежной глыбе». К словосочетанию «смотрел вокруг» — словосочетания «смотрел кругом», «глядел налево, вперед и направо». К словосочетанию «радовался весне» - «был рад весне». Словарь с синонимами также вывешивается на доске в виде табличек. Учитель задает вопрос для установления причинно-следственных отношений: «Почему воробей был рад весне?» Учащиеся: «Потому что тепло, весна пришла». С помощью элементов фонетической ритмики отрабатываются основные словосочетания, вывешенные на доске:
КРУ ВАК ВОКРУГ
о м кругом смотрел кругом смотрел вокруг
радовался весне
в а дава лсярадовался весне
Затем словосочетания различаются детьми I на слух: «на снегу сидел», «сидел на глыбе снега» «радовался весне» «был рад весне».
По ходу демонстрации учащиеся с помощью учителя оречевляют героев сказки. На данном уроке при демонстрации слов сказки «воробей радовался весне» на вопрос учителя «Что говорил воробей?» учащиеся отвечают: «Ура! Весна пришла. Таял снег. Кап-кап. Ура!» Оречевление героев произведения помогает учащимся развивать фантазию, варьировать высказывания, накапливать словарь и разбираться в текстах, где имеются диалоги и прямая речь.
Работа над данным отрывком текста прерывается музыкальной паузой. В качестве речевого материала для музыкальной паузы на данном уроке берется «речь» воробья: «Ура! Весна пришла. Тает снег. Кап-кап. Ура!»
Далее продолжается работа над отрывком о воробье. Последний этап - выразительное чтение осуществляется по прежней схеме (учитель - хор - один ученик).
Учитель переходит к следующему вопросу: «Кто подбирался к воробью?» После хорового чтения вопроса осуществляется выборочное чтение, затем чтение и демонстрация. В ходе демонстрации учащиеся самостоятельно или с помощью учителя оречевляют кота («Сейчас поймаю», «Я тебя съем» и т. п.). Табличка с главным словосочетанием этого отрывка «подбирался к воробью» прикрепляется на доску. Словосочетание отрабатывается с помощью фонетической ритмики:
ПАТ НАТБИРА
ПОДБИРАЛСЯ
КВА К ВОРОНЬЮ
ПОДБИРАЛСЯ К ВОРОБЬЮ
Затем к данному словосочетанию с помощью учителя подбирается синонимичное «тихо шел к воробью». Эти два словосочетания отрабатываются на слух («к воробью тихо шел», «подбирался к воробью») и вводятся в вопрос: «Зачем подбирался кот к воробью?» Учащиеся отвечают: «Кот подбирался к воробью, чтобы поймать и съесть воробья». Таблички «чтобы съесть», «чтобы поймать» прикрепляются на доску.
В данном случае выразительное чтение будет осуществляться после прочтения ответа на следующий вопрос: «Воробей видел кота или нет?», так как ответы на оба вопроса находятся в одном предложении и логически тесно связаны.
Учитель задает следующий вопрос: «Воробей видел кота или нет?» Учащиеся читают в тексте ответ на данный вопрос: «Не видел серенький, что огромный рыжий кот подбирается все ближе и ближе к нему». Учитель выясняет: «Кто это «серенький»? Ребята: «Это воробей». Прикрепляется табличка «не видел». Учитель: «Почему воробей не видел кота?» Ученики: «Потому что он радовался весне».
Далее идет выразительное чтение.
3. Итог урока.
В конце урока осуществляется обобщение того, что ребята узнали на уроке. Учитель: «Что мы сегодня узнали?». Один из учащихся рассказывает, опираясь на накопленный речевой материал на доске: «Мы узнали, что воробей сидел на снегу, смотрел кругом, радовался весне, кот подбирался к воробью, а воробей не видел кота». Учитель предлагает учащимся рассказать об этом по другому. Ребята рассказывают, используя синонимичные словосочетания. Затем учитель просит рассказать об этом кратко. Учащиеся рассказывают: «Мы узнали, что воробей сидел на снегу, а кот подбирался к воробью».
В конце урока учитель дает свое обобщение прочитанного: «На уроке мы узнали, что воробей
Сидел на снегу, а кот подбирался к воробью». Фраза повторяется хором.
Учитель ставит отметки учащимся. Урок закончен.