Презентация к уроку подготовки к подробному изложению с элементами сочинения в 8 классе.


Подготовка к подробному изложению с элементами сочинения«Обыкновенный человек» Урок развития речи в 8 классе Автор: Пешкова О.Н.,учитель МОУ СОШ №13 г.Ярославля Памятка для учащихся «Как писать изложение» Внимательно прослушайте текст и выделите в нем важные, необходимые мысли.В каких словах заключена главная мысль.Разбейте текст на части (микротемы) и найдите ключевые слова в каждой микротеме.Подумайте, какая информация в каждой части является второстепенной , перескажите рассказ близко к тексту. Василий Александрович Сухомлинский(1918—1970)  Притча-это небольшой рассказ в иносказательном виде, заключающий моральное поучение. Часто в притче нет характеров, повествование иногда ведется вне конкретного времени. Слушаем текст внимательно! В жаркий, сухой степи -колодец. Возле колодца -изба. В ней живут дед с внуком.У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро.Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадь и поехал дальше.-Что это за человек? – спросил внук деда.- Это не человек, - ответил дед.В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.-Что это за человек? – спросил деда внук.- И это еще не человек, -ответил дед.Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.-А это что за человек? – спросил внук.- Обыкновенный, - ответил дед. Работа с текстом Как можно озаглавить текст?Какова его тема и основная мысль?Какие элементы композиции характерны для рассказа?Почему можно назвать этот текст притчей?С какой целью автор использует повторы?Где в этом рассказе экспозиция , завязка , развязка?Чему учит нас этот текст? Орфографическая разминка Это не человек. (не с существительным при отрицанииНе было (не с глаголом)Нечем достать (Не и ни с местоимениями )Дал напиться (ться и тся)Безударные гласные в корне: благодарить,привязать, остановиться , веревка. Словарная работа Проезжий- тот, кто проезжает мимо.Приезжий- тот , кто приехал жить или погостить из другой местности. Дайте толкование слов: ОБЫЧНЫЙ-По словарю Ефремовой:  Всегда свойственный кому-либо, чему-либо; всегдашний,привычный.  ОБЫКНОВЕННЫЙ- Ничем не выделяющийся, заурядный. Что такое диалог? Что это за человек? спросил внук деда.Это не человек ответил дед.(расставь знаки препинания) Проверь! -Что это за человек? -спросил внук деда.-Это не человек ,-ответил дед. Творческое задание Дай оценку поступку всех трех проезжих.Почему последнего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?Сделай вывод: чему учит этот рассказ?Напиши с красной строки небольшое сочинение, опираясь на эти вопросы. Литература: Сиденко Н.В. Русский язык .8 класс: Поурочные планы (по учебнику С.Г. Бархударова С.Е. Крючкова,Л.Ю.Максимова.-Волгоград:Учитель,2008. Спасибо за урок!Удачного изложения!