Урок русского языка по теме Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова.


Дата:
26.10.2016 Класс:
3 Предмет:
Русский язык Технологическая карта урока №:28 Целевой блок
Тема: Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова.
Цель: Обобщить и систематизировать правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова.
Формировать УУД:
Личностные: широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Регулятивные: умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
Коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
Познавательные: умение осуществлять логическое действие обобщение.
Планируемые результаты:
Предметные: Представить в виде модели обобщенное правило проверки букв согласных в корне
Личностные: имеет широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Регулятивные УУД: Сознательно строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
Коммуникативные УУД: Сознательно строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
Познавательные УУД: Осуществляет логическое действие обобщение.
Задачи урока:
Образовательные: Развитие умений различать разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать их, объяснять выбор написания.
Способствовать развитию: умений сравнивать и выводить общие закономерности для отдельных правил правописания.
Воспитывать: нравственные качества личности; доброжелательное отношение учащихся друг к другу; культуру речи.
Тип урока: УОиСЗ - урок обобщения и систематизации знаний
УМК: Школа 2100
Организационно-деятельный блок
Основные понятия: корень, орфограмма - буква согласного в корне, проверяемые парные согласный, непроизносимые согласные. удвоенные согласные
Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, проверка в парах, самостоятельная работа
Межпредметные связи: связь с уроками литературного чтения
Этапы урока Ход урока Действия обучающихся:
1. Орг.этап Ваше настроение?
Ожидание от урока?
2. Актуализация знаний.
Запись числа.
Минутка чистописания (запись на доске)
рдц вств лнц стн здн стл- Почему такие буквосочетания предложены для минутки чистописания? (Мы работаем со словами, в которых есть орфограмма «Непроизносимый согласный в корне»)
- Подберите примеры слов с подобными буквосочетаниями.
рдц - сердце
вств - здравствуй, чувство, безмолвствовать
лнц - солнце
стн - прелестный, тростник, частный, лестница
здн - поздно, праздник
стл – завистливый, жалостливый
В чем особенность этих написаний? (Согласный в слове не произносится. Это орфограмма.)Схема (на интерактивной доске)
Если множество орфограмм, регулирующих написание слов, представить в виде схемы, где будет находиться данная орфограмма? (В корне)
Орфограммы в словах Самостоятельная работа в тетради.
Фронтальная устная работа по заданию учителя.
Демонстрация места орфограммы на схеме.
3. Формулирование темы и цели урока Гря(д,т)ка, шала(ж,ш), голу(б,п)ьЗвёз(д, -)ный, интерес(т, -)ный, здра(в, -)ствуйПропе(л, лл)ер, криста(л, лл), дли(н,нн)а.
- Разделите слова на три группы по типу орфограммы.
(Слова напечатать на листочках, раздать в группы в конвертах, чтобы дети их разложили на парте.)
1.Парные согласные в корне
2.Непроизносимые согласные в корне
3.Удвоенные согласные в корне
Деление на группы на интерактивной доске.
Проверка работы групп.
- Подумайте, какова будет тема нашего урока?
(Написание слов с орфограммой буквой согласного в корне.) Мы с вами работали с этими орфограммами? Но сегодня мы собрали их вместе. Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Сравнить, найти то, что их объединяет)
Затем 1, 2 группа работают со словами с парными согласными, 3,4 группа со словами с непроизносимыми согласными, 5 группа со словами с удвоенными согласными. - Запишите слова в тетрадь, выбрав нужную букву, докажите написание.
Проверка. Работа в группах.
Делят слова на группы.
Совместно формулируют тему и цель урока.
Работа в группах по индивидуальному заданию.
4. Обобщение и систематизация знаний . Моделирование - Сделайте вывод, дополнив запись
1. Чтобы проверить написание слова с удвоенным согласным в корне, нужно …
2. Чтобы проверить написание слова с парным согласным в корне, нужно …
3. Чтобы проверить написание слова с непроизносимым согласным в корне, нужно …
Демонстрация с помощью документ камеры
- Что интересного заметили? (Способ проверки парных и непроизносимых согласных в корне одинаков.)
- Сравните свой вывод с выводом на с. 83 учебника. (Наш вывод совпал) Работа в группах по формулированию правила.
Сравнивают с выводом в учебнике.
Физкультминутка
«Поймай мяч в ворота»
На интерактивной доске появляются картинки. Если в этом слове есть орфограмма «Буква согласного в корне», «поймай» слово – хлопни в ладоши. Перед началом матча можно размяться.
Слова: яблоко, солнце, лестница, роза, хоккеист, пенал, ванна, ваза, троллейбус, белка, гриб, майка жираф, лодка, ложка4. Обобщение и систематизация знаний . Моделирование. - Только ли с помощью гласного можно проверить согласный в корне? Проанализируйте данную схему и дополните ее.
проверяемый согласныйпарныйнепроизносимыйкнижкасвистнеткнижечкасвистетькнижныйсвистСпособы проверки
Схемы рассмотреть и раздать в группы.
Для чего мы нарисовали эту схему?
Работа в группах над схемой.
5. Развитие умений – применение знания. Работа по учебнику. С. 81-82, упр. 93.
- Выпишите из текста упражнения по два слова с проверяемыми согласными в корне вместе с проверочными словами. В работе используйте схему проверки орфограмм.
мороз
друг
коротко
долговяз
увяз
ночлег
близко
киска солнце
чудесный
прелестный
прекрасно
праздник
Предложить поработать у доски (2 человека)
Взаимная проверка в парах. Самостоятельная работа по учебнику.
Работа у доски.
Взаимопроверка.
Зрительная гимнастика
- Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте:
Ты сидишь на мягкой, зеленой траве...Над тобой ярко светит солнце...Ветерок аккуратно покачивает цветы вокруг тебя...Вдохни аромат...
Твои ресницы – это крылья чудесной бабочки…
Нежно поморгай. Почувствуй, что бабочка взлетела.
Глубоко вздохни. Расправь плечи.
А теперь улыбнись. Как хорошо!
- Какие слова с изучаемыми орфограммами вы услышали?
- На уроках чтения мы познакомились с главным героем повести А.Гайдара «Тимур и его команда». Каким он был? Выберите черты характера Тимура.
аккуратный, мягкий, честный, легкомысленный, резкий, крепкий, уступчивый, кроткий, властный, дерзкий, общительный, неуживчивый, робкий.Учитель подчеркивает слова на интерактивной доске.
Как вы понимаете пословицу «Каков хара´ктер, таковы и поступки»?
- Запишите в тетрадь предложение, дополнив его одним из предложенных слов.
Мой друг по хара´ктеру …
Послушать 2-3 человека.
А какими чертами характера хотели бы обладать вы? Фронтальная работа со словами.
Самостоятельная работа в тетради.
6. Этап контроля и оценки. - А теперь я предлагаю вам оценить свои умения писать слова с орфограммой «Согласный в корне».
1. Не является однокоренным с остальными
1) печь 2) печень
3) печёт 4) печка
2. Букву ж нужно написать в слове
1) ватру_ка 2) избу_ка3) карто_ка 4) сороконо_ка3. Орфограммы удвоенной буквы р нет в слове
1) [т'ира´са] 2) [п'иро´н]
3) [апара´т] 4) [т'ир'ито´р'ий'а]
4. Пишется буква т в слове
1) шес_надцать 2) вкус_ный3) опас_но 4) запас_ной5. В каком слове написание и произношение совпадают?
1) сала_ки 2) ду_ки3) малы_ка 4) доро_ка6. Соедини слово и название орфограммы в нем.
1) здравствуйте а) буква парного согласного в корне слова2) Жанна б) буква непроизносимого согласного в корне слова3) снежки в) удвоенная буква согласного в корне слова4) снег Оценка:

Самостоятельная работа с тестом.
6. Этап контроля и оценки. Проверка (на интерактивной доске)
1. печень
2. сороконожка
3. [апара´т] – аппарат
4. шестнадцать
5. малышка
6. 1) здравствуйте - б) буква непроизносимого согласного в корне слова2) Жанна - в) удвоенная буква согласного в корне слова3) снежки - а) буква парного согласного в корне слова4) снег - а) буква парного согласного в корне словаОценка: оцени свою работу смайликом.
нет ошибок1-2 ошибки> 2-х ошибок
Кому еще нужно поработать над данной темой? Самостоятельная оценка своей работы.
7. Д/зВариант 1.С.85 упр. 97.

Вариант 2. Составить рассказ, употребив в нем по четыре слова с разными орфограммами - буквами согласных в корне.
- Какое задание сложнее? Интереснее? Самостоятельно определяют свое домашнее задание (дифференцировано)
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Какой была тема урока?
Какую цель ставили? Достигли цели?Оправдались ли ваши ожидания от урока?
гря(д,т)каголу(б,п)ьшала(ж,ш) звёз(д, -)ный
интерес(т, -)ный здра(в, -)ствуйпропе(л, лл)ер ту(н,нн)ель
криста(л, лл) дли(н,нн)а
гря(д,т)каголу(б,п)ьшала(ж,ш) звёз(д, -)ный
интерес(т, -)ный здра(в, -)ствуйпропе(л, лл)ер ту(н,нн)ель
криста(л, лл) дли(н,нн)а
гря(д,т)каголу(б,п)ьшала(ж,ш) звёз(д, -)ный
интерес(т, -)ный здра(в, -)ствуйпропе(л, лл)ер ту(н,нн)ель
криста(л, лл) дли(н,нн)а
гря(д,т)каголу(б,п)ьшала(ж,ш) звёз(д, -)ный
интерес(т, -)ный здра(в, -)ствуйпропе(л, лл)ер ту(н,нн)ель
криста(л, лл) дли(н,нн)а
гря(д,т)каголу(б,п)ьшала(ж,ш) звёз(д, -)ный
интерес(т, -)ный здра(в, -)ствуйпропе(л, лл)ер ту(н,нн)ель
криста(л, лл) дли(н,нн)а
1. Чтобы проверить написание слова с удвоенным согласным в корне, нужно _____________________
____________________________________________
____________________________________________
2. Чтобы проверить написание слова с парным согласным в корне, нужно _____________________
____________________________________________
____________________________________________
3. Чтобы проверить написание слова с непроизносимым согласным в корне, нужно _____
____________________________________________
____________________________________________
проверяемый согласныйпарныйнепроизносимыйкнижкасвистнеткнижечкасвистетькнижныйсвистСпособы проверки
проверяемый согласныйпарныйнепроизносимыйкнижкасвистнеткнижечкасвистетькнижныйсвистСпособы проверки
проверяемый согласныйпарныйнепроизносимыйкнижкасвистнеткнижечкасвистетькнижныйсвистСпособы проверки

проверяемый согласныйпарныйнепроизносимыйкнижкасвистнеткнижечкасвистетькнижныйсвистСпособы проверки
проверяемый согласныйпарныйнепроизносимыйкнижкасвистнеткнижечкасвистетькнижныйсвистСпособы проверки
1. Не является однокоренным с остальными
1) печь 2) печень
3) печёт 4) печка
2. Букву ж нужно написать в слове
1) ватру_ка 2) избу_ка3) карто_ка 4) сороконо_ка3. Орфограммы удвоенной буквы р нет в слове
1) [т'ира´са] 2) [п'иро´н]
3) [апара´т] 4) [т'ир'ито´р'ий'а]
4. Пишется буква т в слове
1) шес_надцать 2) вкус_ный3) опас_но 4) запас_ной5. В каком слове написание и произношение совпадают?
1) сала_ки 2) ду_ки3) малы_ка 4) доро_ка6. Соедини слово и название орфограммы в нем.
1) здравствуйте а) буква парного согласного в корне слова2) Жанна б) буква непроизносимого согласного в корне слова3) снежки в) удвоенная буква согласного в корне слова4) снег Оценка:
1. Не является однокоренным с остальными
1) печь 2) печень
3) печёт 4) печка
2. Букву ж нужно написать в слове
1) ватру_ка 2) избу_ка3) карто_ка 4) сороконо_ка3. Орфограммы удвоенной буквы р нет в слове
1) [т'ира´са] 2) [п'иро´н]
3) [апара´т] 4) [т'ир'ито´р'ий'а]
4. Пишется буква т в слове
1) шес_надцать 2) вкус_ный3) опас_но 4) запас_ной5. В каком слове написание и произношение совпадают?
1) сала_ки 2) ду_ки3) малы_ка 4) доро_ка6. Соедини слово и название орфограммы в нем.
1) здравствуйте а) буква парного согласного в корне слова2) Жанна б) буква непроизносимого согласного в корне слова3) снежки в) удвоенная буква согласного в корне слова4) снег Оценка:

Тема урока
Цель урока