Пояснительная записка к рабочей программе по алгебре 8 класс по Мордковичу

Пояснительная записка
к рабочей программе по алгебре в 8 классе.

Рабочая программа учебного курса по алгебре для 8 класса подготовлена в рамках проекта
«Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»,
реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Программа составлена на основании требований ФГОС второго поколения и с учётом рекомендаций авторской программы линии А. Г. Мордковича.

Используется учебно-методический комплект:
А.Г.Мордкович. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник;
А.Г.Мордкович и др. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник;
А.Г.Мордкович. Алгебра. 8 класс: метод. Пособие для учителя;
Л.А.Александрова. Алгебра. 8 класс: самостоятельные работы;
Л.А.Александрова. Алгебра. 8 класс: контрольные работы;
А.Г.Мордкович. Алгебра. 7-9 класс: тесты.

Дополнительная литература:
Алгебра 9 класс. Итоговая аттестация -2010. Предпрофильная подготовка: учебно-методическое пособие / Под ред. Д. А. Мальцева, А. Г. Клово. – М.: НИИ школьных технологий, 2009.
Математика. 9 класс : сб. заданий с ответами / авт.-сост. Г. И. Ковалёва, Т. Ю. Дюмина. – Волгоград: Учитель, 2010.
Алгебра : сб. заданий для подготовки к гос. итоговой аттестации в 9 кл. / Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2009.
ГИА 2011. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация
( в новой форме). Типовые тестовые задания / С. С. Минаева, Т. В. Колесникова. – М. : Издательство «Экзамен». 2011.

Количество часов по рабочему плану: всего 102, в неделю 3.
Плановых контрольных работ 9.

Контрольные работы составлены с учётом обязательных результатов обучения, кроме того в рамках каждой темы предусмотрены проверочные работы в формате ГИА, составленные по материалам указанных выше сборников.
При реализации рабочей программы используется дополнительный материал, создавая условия для максимального развития учащихся, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей учеников с целью более качественной подготовки к продолжению образования.
Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет ученику с невысоким уровнем математической подготовки адаптироваться к изучению нового материала на следующей ступени обучения.
При изучении алгебры в 8 классе большое внимание уделяется творческим работам и проектной деятельности, в ходе выполнения которых учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулированию проблемы и цели своей работы, по выбору адекватных способов и методов решения задач, прогнозированию ожидаемого результата.
Методика организации занятий может быть представлена следующим образом: теоретическая часть направлена на актуализацию знаний, составление опорных схем и алгоритмов, а также на изучение нестандартных методов решения физических задач. Освоение новых методов в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Эффективным методом является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ученик должен уметь сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет сохранить на занятии высокий творческий тонус при обращении к теории и ведёт к более глубокому её усвоению.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на неё извне, путём создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных заданий, создание проблемных ситуаций, доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству учеников, индивидуальный подход. И наконец, необходимо всячески поощрять активность учащихся, их участие в различных формах дискуссий.

Распределение курса по темам:

Алгебраические дроби – 21 час;
Функция y=
·x. Свойства квадратного корня. – 18 часов;
Квадратичная функция. Функция у=k/х – 18 часов;
Квадратные уравнения – 21 час;
Неравенства– 15 часов;
Итоговое повторение – 9 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
( базовый уровень)

В результате изучения математики ученик должен знать:

Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений.
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.
Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
Уравнения и неравенства. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения, решение рациональных уравнений.
Неравенство содной переменной. Решение неравенства. Квадратные неравенства.
Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств.
Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения, нули, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций.
Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Гипербола. Квадратичная функция, её график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Графики функций: корень квадратный, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений.
Параллельный перенос графиков вдоль осей координат.
Координаты. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.

В результате изучения математики ученик должен уметь:

составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать с помощью формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия с алгебраическими дробями; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи,
изображать множество решений линейного неравенства;
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции;
определять свойства функции по её графику; применять графические представления при решении уравнений, неравенств;
описывать свойства полученных функций, строить их графики.


В результате изучения математики ученик должен использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
для моделирования практической ситуации и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
для описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
для интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

В результате изучения математики ученик должен владеть компетенциями:

Учебно-познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, информационной, социально-трудовой.