Конспект урока по литературному чтению В. Д. Берестов Хитрые грибы(2 класс Школа России)


Технологическая карта урока
ФИО учителя Семиусова Светлана Владимировна
Предмет Литературное чтение (УМК «Школа России»)/ Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
Класс 2 класс
Тип урока урок изучения нового материала.
Тема В. Берестов «Хитрые грибы». Научно – познавательный текст «Грибы»
Цель Создать условия для формирования умения сравнивать художественный и научно – познавательные тексты.
Задачи 1.Полноценное восприятие художественного и научно – познавательного текстов.
2.Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность.
3. Формирование литературоведческих представлений.
4. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением.
Планируемые результаты:
личностные Делиться своими впечатлениями из собственного опыта.
метапредметныеРегулятивные: Уметь формулировать учебную задачу урока. Прогнозировать содержание текста на основе заголовка. Оценивать результаты своей деятельности на уроке.
Познавательные: Сравнивать художественный и научно – познавательные тексты, выявлять общее и различное в них, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения. Сопоставлять заголовки к текстам с их содержанием.
Коммуникативные: Отвечать на вопросы учителя и учебника по содержанию текстов.
предметные Знать особенности художественного и научно – познавательного текстов, уметь их различать на основе знаний данных особенностей; уметь читать выразительно поэтический текст.
Проект урока литературного чтения
№п/пЭтап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Методический комментарий
1. Организацион- ный момент Настраиваются на учебную деятельность. Прочитайте эти строки и ответьте на вопрос.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года как зовётся? Слайд
2 ЦелеполаганиеНа доске учитель схематично обозначает задачи урока со слов детей и располагает в порядке их достижения:
-прочитать;
-нарисовать картины;
-сравнить эти произведения;
-поработать со словами;
-прочитать выразительно. Учащиеся отгадывают загадку.
Определяют свои цели деятельности на уроке.
Сегодня мы совершим путешествие в осенний лес.
Какие природные богатства хранит лес? Что полезное нам даёт, об этом мы и узнаем.
А знаете ли вы, какой из даров леса не является ни растением, ни животным?
Подсказка. И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят.
- А кто из вас хоть раз в жизни собирал грибы? Вспомните, какие чувства вы при этом испытывали? Радости, восторга, удивления. Расскажите.
Подумайте и предположите о чем вы сегодня будете читать на уроке, какова тема урока? Грибы.
Я хочу познакомить вас с поэтом Валентином Берестовым и со статьёй о грибах из энциклопедии.
В парах рассмотрите материал учебника на с.76-77, подумайте, какова будет сегодня основная задача на уроке.
На доске запись задач
Что узнаем, чему научимся, над чем будем работать? Слайд
Плакат
3 Первичное восприятие стихотворения. Проверка первичного восприятия. Учащиеся делятся впечатлениями о прослушанном стихотворении (радость, восторг, веселье, легкость).
А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с поэтом Валентином Дмитриевичем Берестовым, когда он отправился в лес за грибами.
- Вам знакомо имя этого автора?
Поэт родился более восьмидесяти лет назад в Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства.
-Прочтите название стихотворения В. Берестова, которое мы будем читать.
-Предположите, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет грибы « хитрыми »? Разве грибы могут быть хитрыми? Кого обычно называют хитрым?
Послушайте стихотворение.
Первичное чтение.
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Много ли грибов нашёл автор?
-Как называют таких грибников? горе-грибник Слайд
4 Словарная работа Понятно ли вам, что обозначает слово…
Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев.
Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле. 5 Работа по содержанию Он как бы укоряет грибы в том, что они спрятались. Грибы умеют прятаться и этим проявляют свою хитрость.
Какие строки из стих. вызывают у вас улыбку? Учащиеся самостоятельно читают стихотворение,
рассказывают о том, что они увидели, услышали и почувствовали.
-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания. Чтение стихотворения учениками. Беседа после чтения.
1).-Какое настроение вызвало оно у вас? Почему? (По четверостишиям)
2)-Какие строки стихотворения показались вам смешными? Почему?
-Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.
-Чем же автор перепугал грибы?
-Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?
-Почему же он не нашёл ни одного гриба?
-С какой интонацией надо читать это стихотворение?
Сейчас вы будете читать это стихотворение друг другу в паре. Постарайтесь передать с помощью интонации чувства автора, его отношение к грибам, которые спрятались. Оцените чтение друг друга. Памятка. голубого цвета 6 Физминутка. Мы входим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес.
Посмотрели вправо влево
Наклонились и присели
Заниматься тихо сели. 7 Работа над статьей «Грибы». Сейчас я вам прочту текст. Попробуйте понять, о чем он, схож ли по теме со стихотворением «Хитрые грибы».
- О чем же эта статья? О грибах
- Посмотрите, есть ли у нее автор. Из какого источника она взята?
- Что же такое грибы? Найдите ответ в тексте. ( Это особое царство природы, которое так и называется грибы.)
- Повторное чтение текста вслух (по цепочке)
- Прочитаем текст ещё раз по цепочке. Читайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.
– О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.)
Продолжение работы по теме урока Работа в парах
- Сейчас вы услышите новую информацию о грибах. Будьте внимательны.
Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая –важная (её необходимо запомнить, важная- показать «!», интересная – «+»).
- Сбор грибов в народе называют «тихая охота»
- Из ста тысяч грибов только сто видов относится к съедобным грибам.
-Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу(иначе на этом месте они уже не вырастут).
-Незнакомые грибы брать нельзя, они могут оказаться несъедобными, ядовитыми.
- Незнакомые грибы не надо сбивать ногами (ими могут лечиться животные).
Оцените себя зеленым цветом – все сделал правильно, желтым – есть ошибки, красным – задание не понял. Раздать листки
8 Сравнение художественного текста и научного - Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.
- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?
– Можно сказать, что у них есть что-то общее?
( Да, у них одна тема – грибы.)
– А чем они отличаются?
(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?
( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.) – Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.
– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.
Вывод: Статья « Грибы» - это научный текст, написанный ученым.
Стихотворение « Хитрые грибы» -художественный текст, написанный поэтом. Таблица
9 Рефлексия и итог урока Заканчивается урок. Он был сегодня полезным для вас? Чему научились? Отметьте в листах самооценки. (Приложение)
Кто может поделиться со всеми своей самооценкой?
Продолжите одну из предложенных фраз:
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.У меня получилось…
4.Мне захотелось… 10 Домашнее задание Домашнее задание на выбор:
-выполнить рисунок к стихотворению;
-выучить стихотворение наизусть.
С.76-77, Прочитать выразительно стихотворение и статью.