Урок литературного чтения С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.


Урок литературного чтения С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.
Учитель: Надуева О.В.
Класс: 4
Тема С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Цели:
Обобщить знания сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
Формирование умения отличать литературные сказки от народных.
Развивать умение давать характеристику героям; находить и зачитывать нужные отрывки; пересказывать отдельные части (эпизоды).
Учить любить сказки, вызывать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение.
Воспитывать умение любить в человеке его душу, хорошее отношение к другим людям, добропорядочность.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.
Оборудование: презентация, рисунки, цветные бумажные лепестки, реквизит для инсценирования сказки.
Ход урока
Орг. момент. (Позитивный настрой.)
1)Тренинг
Сядьте ровно, повернитесь и друг другу улыбнитесь .Каждый даст свою ладошку и потрет ее немножко.
Мы друг друга уважаем, никого не обижаем.
-Девиз нашего урока
«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости!»
-Как вы понимаете это высказывание?
-Я очень рада вас видеть на своем уроке с хорошим настроением. Думаю, что этот урок нам принесет радость общения друг с другом. Я хочу пожелать вам удачи и успехов!
2)Дыхательная гимнастика.
а)Каша кипит.
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз.
б)Ветерок.
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
Можно взять полоску бумаги и дуть на неё легонько.
3) Речевая разминка.
Кашу кушай, а сказку слушай:
Умом-разумом смекай да на ус мотай.
1. Прочитать «жужжащим» чтением.
2. Беседа.
-Что написано на экране?
(Пословица).
- Как понимаете смысл пословицы?
- Найдите знакомые части речи.
3. Прочитать, выделяя голосом глаголы; имена существительные.
4. Прочитать быстро, выразительно.
Сообщение темы и целей. 
-Ребята, вы любите читать сказки?
-Какие сказки вам больше всего нравятся? А какие бывают сказки? Какая литературная сказка из раздела вам больше всего по душе? Почему и взрослые, и дети , любят сказки?Сегодня мы завершаем изучение раздела «Литературные сказки.» Будем говорить о них, об отличии литературных сказок от народных, а также обобщим знания сказок, которые читали на прошлом уроке.
3. Беседа о сказках.- Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова.
- Сказки бывают разные. Какие сказки вы знаете?(Волшебные – превращение лягушки в царевну, молодца – в комара, лебедя – в девицу. Про зверей – в них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки)- На какие 2 большие группы подразделяются сказки? Чем они отличаются друг от друга?(Народные – сложил народ, литературные – написанные автором. )- Какие сказки мы читаем?(литературные)
4. Беседа об авторе.- Сказку какого автора мы читаем?- Что было задано на дом?- Что вы узнали об авторе?
Сообщения детей.
1) Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие отношения. Мать разделяет и  горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть
2) В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию. Мальчик очень любил природу. Он обладал даром натуралиста. Радуется приходу весны, замечает приметы, пытливо наблюдает. В гимназии естествознание было его любимым предметом. Так же в гимназии новый Аксаков испытывает потребность писать.
3) Через 4 года Сергей Аксаков – студент Казанского университета. Там он играет в студенческом театре. А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Здесь он женится. Позже решает поселиться в деревне, чтобы заняться сельским хозяйством.
4) Но через 10 лет семья Аксаковых вновь появляется в Москве. Сергей Тимофеевич сближается с литераторами. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Белинским, Толстым. В эти же годы писатель полностью отдается литературному творчеству.
5) Последние годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова отмечены удивительной творческой деятельностью. Он сильно болел, несмотря на это, на стареющего писателя надвигалась слепота, но он продолжал писать.
-Чем отличались произведения Аксакова?-Какие произведения он написал?
5.  Беседа о сказке.-Кому была посвящена сказка «Аленький цветочек»?(Внучке Аксакова Оленьке)-От кого узнал эту сказку Аксаков?
 6. Физкультминутка.
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
7.Работа над содержанием сказки.-Итак, мы отправляемся в путь по сказке (зачитывается начало сказки на фоне музыки).-Какие гостинцы попросили дочери? ( инсценирование эпизода сказки в группах, с послед. проверкой у доски )-Каким же образом очутился купец в темном дремучем лесу, во дворце? (краткий пересказ)-Какие чудеса он увидел в том дворце? (прочитать выборочно)-Каким оказался цветочек? Прочтите.-Что случилось, когда купец сорвал его? (зачитать)-Почему чудовище отпустило купца? Какое условие оно поставило?
-Итак, в зачарованном дремучем лесу купец нашел и сорвал для младшей дочери аленький цветочек, но тот час явился зверь лесной, чудо морское. Смерть ждет купца, если одна из дочерей не пойдет жить к чудовищу.
-Как встретили дочери отца, когда он возвратился? (пересказ)-Почему именно младшая дочь согласилась отправится к чудищу? Еще почему? (выборочное чтение)-Как девушке жилось у чудища? (пересказ)-Каким образом общались чудище и девушка?-Когда в 1 раз появляется чудище страшное, безобразное, что вы чувствуете?-Как отреагировала девушка, когда увидела чудище?-Хочется ли вам остановить сказку? Почему? (зверь лесной был очень страшен)-Прочитайте описание зверя.-Почему же девушка перестала его боятся? Каким она его видела?(дочь купца совсем не боялась чудище и мы стали смотреть на него ее глазами)-Почему же все-таки она решила побывать дома? Прочтите.-Послушайте песню младшей купеческой дочери и догадайтесь, а еще почему?(песня Настеньки из м/ф «Аленький цветочек»)-Какое условие поставил зверь морской? (прочитать)-Девушка очень любила чудовище за его доброту и ласку и, конечно, уж она не могла нарушить своего слова и опоздать к своему другу.-Что придумали сестры, чтобы их младшая сестра не попала в назначенный час во дворец? Почему они это сделали?-Как все изменилось, когда девушка снова появилась во дворце? (зачитать)-Где нашла девушка друга сердечного?
Работа в парах.-С какими словами бросилась она к чудовищу? ( Прочитать в парах выразительно, передавая чувства героини.)
-Что произошло с чудовищем?
-Народная мудрость гласит: «Хорошим словом мир освещается». Благодаря доброте девушке, чудовище превратилось в принца.-Кто наложил на принца это страшное заклятие?-Почему именно младшая купеческая дочь помогла принцу?
-Мы часто судим о человеке по внешности и, к сожалению, можем смеяться над недостатками.Но полюбить можно за доброе сердце, потому что главное в человеке – его душа.«По наружности о человеке не суди».-Дома вы должны были написать письма младшей купеческой дочери, в которых отразили свое отношение к ней (зачитывание нескольких писем).
-Эта сказка очень близка к народной.-Какие элементы народной сказки встречаются в сказке Аксакова?
Медленно, неторопливо течет повествование, будто слышишь протяжную напевность русского сказа. Старинная, торжественная речь переносит нас в мир чудес и располагает к раздумьям о героях сказки, их судьбе и характерах.
Итог.-О чем же эта сказка?-«Аленький цветочек» - сказка о любви и благодарности.-Чему она нас учит?-Она учит нас на добро отвечать добром. На заботу своею заботой. И тогда никакие заклятья не страшны. Тогда в любом чудище безобразном и противном для всякого человека откроется сокрытый и заветный «молодой принц - королевич». И ни мечей булатных, ни каменьев самоцветных для чуда и подвига такого не надобно. Только бы жива, да аленький цветочек не увял.
-Многие известные художники любили иллюстрировать сказки. Это Билибин, Дехтярев, Лебедев, Конашевич.Многие художники  иллюстрировали сказку С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».-Вы тоже нарисовали иллюстрации к сказке, приобщились к ней непосредственно, стали участниками в ее жизни. Выставка рисунков.
Рефлексия.
На общем листе приклеить лепестки для создания цветочка.
-Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
Алый (красный) - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
голубой – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
Домашнее заданиеПриготовить краткий пересказ по частям всей сказки.
Спасибо за внимание!