Презентация по русскому языку на тему Лингвостилистический анализ текста


Лингвостилистический анализ текста План лингвостилистического анализаI. Тема.II. Идея.III. Форма:1. стиль текста;2. тип текста;3. композиция;4. лексические средства выразительности;5. стилистические фигуры речи;6. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.). Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодежь и старики, рабочие и профессора.Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся.Есенин — это национальный мыслитель, и этим, прежде всего, определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причем он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.Есенин — великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций — они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет". Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.Есенин — певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворенность чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.Поэт — это сейсмограф, компас. Он передает колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас — точен. А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом - он был обнаженной совестью нации./по Е. Винокурову/  Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодежь и старики, рабочие и профессора. Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся. Есенин — это национальный мыслитель, и этим, прежде всего, определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причем он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.Спишите отрывок текста Пример лингвостилистического анализаТема этого текста —размышления о личности Есенина, и его значении в судьбе русского народа.Идея—"чтобы стать настоящим поэтом, необходимо быть "обнаженной совестью нации", чутко воспринимающей потребности и боль своего народа".Текст принадлежит к публицистическому стилю, художественно-публицистическому жанру. Тип текста рассуждение, включающее тезис (первый абзац), аргументы (3, 4, 5 абзацы) и вывод (последний абзац), поэтому мы можем говорить о том, что здесь реализована полная схема рассуждения. Предложения в этом тексте преимущественно сложные, как и положено в рассуждениях. Способ связи предложений — различные виды цепной связи: лексический повтор (Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа.)Есенина любят разные слои общества: молодежь и старики, рабочие и профессора), цепная синонимическая(Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии) и различные виды цепной местоименной (Есенин, — это национальный мыслитель, и этим, прежде всего, определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит... Есенин - певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку.). Связь между абзацами параллельная анафорическая: Лингвостилистический анализ текстаПрочитайте текст и выполните задания 1-7:(1) В снегах отражено небо, облитое солнечным светом.(2) Оттого-то сугробы и кажутся голубыми. (3) Как живописны теперь лесные опушки! (4) Меловые колонны берез, и рядом липа с густым румянцем по молодой коре. (5) Этот румянец не что иное, как предвесенний загар: липа заметно отзывается на прибавку света. (6)Нетрудно распознать и клен — ствол стройный, на крепких ветках супротивные почки, седая кора твердая, трещиноватая. (7) Соседние березы и липы еще во власти лиходейки-зимы, а он уж пробудился — погнал по своим жилам сахаристый сок.( 8) В тальниках наперекор суровой погоде засеребрились вербы.(9) А все оттого, что почки сбросили покровные чешуи и стали крупными, пушистыми. (10)"Белые овечки прыгают по свечке", — молвится о вербе в русской народной загадке. (11) Продолжается лесная посевная: на снег падают семена берез, лип и елей. (12) Вешние воды потом далеко разнесут семенной материал, расселяя таким образом эти и многие другие древесные породы.(13) Но вот снова повеяло сырыми ветрами.(14) Снег начал осаживаться, плотнеть. (15) После оттепели сугробы затянутся настом, твердой ледяной коркой. (16) Снежный покров так слежится и зачерствеет, что будет выдерживать и пешехода, и санную повозку. (17) В каком направлении ни двинешься — всюду путь. (18) Вот почему и говорят: "Февраль — кривые дороги". (19) На санях ездили кто как хотел, отчего и петляла дорога, отдаляясь от выбоин. /А. Стрижев/1. Определите тип речи.2. Определите стиль текста.3. Укажите номер предложения, которое является риторическим восклицанием.4. Выпишите метафоры из (4) предложения.5. Из (10) предложения выпишите устаревшее слово.6. Назовите преимущественный способ связи предложений в последнем абзаце.7. Из (19) предложения выпишите устойчивое словосочетание.