Представление педагогического опыта на тему Активизация познавательной деятельности


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4»
Представление педагогического опыта
«Активизация познавательных интересов младших
школьников через урочную и внеурочную деятельность»
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Кузьмина Ирина Ивановна
2017 год
1.Актуальность и перспективность опыта.
Педагогическая проблема, над которой я работаю «Активизация
познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе».
Наше время — время перемен. России нужны люди, способные
принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В
обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
Актуальность данной проблемы обусловлена современнымитребованиями развития педагогической теории и практики – новыми
требованиями Федерального государственного стандарта начального
образования(ФГОС НО), а также она созвучна с проблемой нашей школы.
На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать
знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
2.Условия формирования опыта.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы. Так как процесс познания у младших школьников в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности.
Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется
возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
3. Теоретическая база опыта.
Теоретическую основу моего опыта составляют:
1. Философские взгляды Сократа и Пифагора, которые в ходе
дискуссий ставили проблемные вопросы, что лежит в основе
побуждения интеллектуальной активности учащихся;
2. «Великая дидактика» чешского ученого Я.А.Коменского, которая
содержит указания на необходимость«воспламенять в мальчике
жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена противсловесно-догматического обучения, которое учит детей«мыслить
чужим умом»;
3. Идея активизации обучения с помощью наглядности, путем
наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов, которую в
начале 19 века развивал И. Г. Песталоцци;
4. Работы Ж. Ж.Руссо, в которых описывались методики развития
умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода.«Сделайте вашего ребенка внимательным
к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и
предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы
сказали, а что сам понял»;
5. Идеи К.Д.Ушинского: «Ученикам следует – писал - передавать«не
только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно безучителя приобретать новые познания». На это опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических
методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности;
6. Работы Г.И. Щукиной, в которых представлены идея развития
познавательного интереса как ценный мотив учения, и идея активизации познавательной деятельности учащихся как необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру;
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, З.И. Курцевой, О.В. Чиндиловой, Г.Д. Шапошниковой).
4. Технология опыта.
Ведущая педагогическая идея учебно – воспитательного процесса
заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников впроцессе внеклассной работы для развития познавательного интереса,
логического мышления, формирования творческой активности учащихся.
По данной проблеме я работаю с 2013 года.
Работа над этой проблемой, использую такие формы обучения, методы и приёмы, которые позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Цель: решение проблемы по активизации познавательных интересов
младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.
Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Мною были намечены следующие задачи:
1) формировать положительную мотивацию учения;
2) обеспечить интеллектуальное развитие ребенка;
3) развивать личностный потенциал учащихся;
4) формировать умение самостоятельно добывать знания;
5) создать условия для реализации творческого потенциала учеников.
Технологии, используемые мною в работе:
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- ИКТ;
- здоровье - сберегающие технологии.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- проблемное изложение;
- поисковый
- метод проекта.
Формы работы:
- общеклассная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
Средства деятельности:
- словари и энциклопедии;
- технические и электронные средства обучения и контроля знаний
учащихся;
- раздаточный и дидактический материал;
- печатные пособия;
- мультимедийные презентаци Применение форм, методов и приёмов обучения строится в системе
урочной и внеурочной работы.
Повысить у учащихся интерес к самостоятельному«творчеству» позволяют нетрадиционные(нестандартные) уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною.
На результативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Работая по образовательной модели «Школа России», я решаю проблему
всестороннего развития личности путем применения технологии уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии вызывает необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал: « Как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры, которые не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.
В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Игра и учёба - это две разные деятельности, между которыми имеются значительные, качественные различия. По словам Н.К. Крупской « переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
Задача учителя - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне помогают дидактические игры.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы,
поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым. Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?».
В выборе дидактических игр я использую такие книги:
1. Т. И. Тарабарина « И учеба, и игра: математика», Ярославль «Академия
развития», 1997 г.,
2. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского
языка в начальной школе/ Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель,
2003г.
3. Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: Вако,
2004г.
Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал.
Содержание предметов обогащаю на уроках использованием дополнительного материала. Своих воспитанников обучаю работе сословарями, энциклопедиями, справочниками и другой дополнительной
литературой. (Э. Д. Вартаньян. Из жизни слов. М.,«Детская литература» 1973г.; Детская энциклопедия в 3 томах. Что такое? Кто такой? М., «Педагогика»1975г.; Мир растений, М., Москва,2012 г., Детская энциклопедия, М.,«Росмен» 2012 г.; Новая детская энциклопедия, М., «Махаон»,2011г.; Энциклопедия для детей«Праздники, традиции, обычаи» М., «Махаон», 2007г.. )
В моей работе всё более широкое применение находит метод проектов и исследовательских работ. Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности. Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам по теме курса ребята часто готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета, печатными источниками из библиотеки) дети научатся готовить их сами.
В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта и исследовательских работ наиболее целесообразно применять в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.
Таким образом, увеличилось количество желающих принять участие впроектной деятельности. ( Проект «Военная страничка моей семьи!», «Эко-школа–школа будущего», исследовательская работа «Увлекательный мир детского кино». С первого класса все учащихся завели портфолио. Оно позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют его познавательнуюактивность.
5. Анализ результативности опыта.
Работая над проблемой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе», урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.
Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности. Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.
Показатели качества знаний учащихся за последние четыре года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. В среднем по предметам такие показатели:
Предметы Качество знаний
2012-2013уч. год
(1 класс) 2013-2014уч. год
(2 класс) 2014-2015уч. год
(3 класс) 2015-2016уч. год
(4 класс) Среднее КЗ % (попредметам)
Литературное чтение 90 90 90 90
Русский язык 73 73 70 72
Математика 70 75 75 73
Окружающий мир 73 75 80 76
Физическая культура 100 100 100 100
ИЗО 95 90 95 92
Технология 90 90 95 92
Среднее КЗ (по классам) % 84,4 84,7 86,4 85
.
Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной
подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей впредметных олимпиадах и различных конкурсах: «Кенгуру», «Русский
медвежонок», «Человек и природа».
Год Название конкурса Ф.И.ученика Результат
2013 Кенгуру Пьянзина К. 1 место
2013 Русский медвежонок Ефимова М. 2 место
2014 Кенгуру Куколева П.
Шичкина В.
Ефремова Н. 1 место
3 место
3 место
2014 Русский медвежонок Давыдова Е.
Полковников 2 место
3 место
2015 Кенгуру Ефремова Н. 3 место
2015 Русский медвежонок Шичкина В.
Ефимова М.
Давыдова Е. 1 место
2 место
3 место
2015 Человек и природа Шичкина В.
Пьянзина К. 1 место
2 место
2016 Кенгуру Куколева П.
Юдин И.
Полковников 1 место
3 место
3 место
2016 Русский медвежонок Давыдова Е.
Ефимова М. 2 место
3 место
2016 Человек и природа Шичкина В.
Куколева П. 1 место
2 место
Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам. Из книги Пупышева О. Н.
Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М., Вако, 2008г. Задания развивают ребенка, стимулируют интерес к различным наукам, дают возможность утвердиться в собственных глазах и среди окружающих.
В рамках ФГОС для начальной школы предлагаются разнообразные задания по математике. Но в нашем веке компьютерных технологий каждый ученик уже младших классов свободно владеет мышкой своего монитора. Чтобы занятия для ребенка были полезными, я использую в своей работе различные порталы, где ребята в интерактивной форме выполняют дополнительные задания по математике. Система задает вопросы и реагирует на ответы, в случае ошибки просит ученика еще раз подумать и подводит его к правильному решению. Таким образом, ребенок сам «выводит» правило на практике, а не заучивает его. А учитель в это время отслеживает результаты своих ребят: скорость прохождения задания, количество попыток. Кроме этого, ребенок имеет возможность выбрать любые задачи. А сама система подбирает персональные задания и уровень сложности, таким образом, строится индивидуальная образовательная траектория. Мои ученики уже второй год работают на данной площадке.
В 2014-16 году мои ученики принимали участие в различных конкурсах разных уровней:
год мероприятие уровень результат
2014 Муниципальный конкурс творческих работ на знание государственной символики муниципальный победитель
2014 I муниципальный Пушкинский фестиваль искусств муниципальный дипломант
2014 I муниципальный Пушкинский фестиваль искусств муниципальный лауреат
2015 II муниципальный Пушкинский фестиваль искусств муниципальный лауреат
2015 II республиканский конкурс творчества «Наследие» республиканский победитель
2015 Республиканская научно-практическая конференция школьников «Культура Мордовии: прошлое, настоящее, будущее». республиканский победитель
2015 Муниципальный фестиваль-конкурс детского творчества «Пластилиновая ворона» муниципальный Диплом II степени
2016 II Муниципальный конкурс «Одаренные дети-2016» муниципальный победитель
2016 Московский форум « Одаренные дети-2016» всероссийский Лауреат I степени
2016 Муниципальный фестиваль-конкурс детского творчества «Пластилиновая ворона» муниципальный Диплом I степени
2016 Республиканская олимпиада по математике для учащихся начальных классов республиканский Призер
2017 III Муниципальный конкурс «Одаренные дети-2017» муниципальный Победитель
2017 Московский форум « Одаренные дети-2017» всероссийский Лауреат I степени
6. Трудоемкость опыта.
     Из опыта работы можно отметить как положительные результаты, так и трудности, связанные с организацией проблемно - диалогического обучения
 В первую очередь это особенности детей психологического характера
Правильное распределение времени на уроке. Как известно, работоспособность учащихся на уроке не одинакова. Первые десять минут – фаза врабатываемости. Затем – двадцатиминутное плато высокой активности. Последние десять минут – спад. Поэтому введению знаний должен быть отдан самый работоспособный отрезок урока. Ведь именно введение является основным и наиболее трудоемким этапом изучения нового материала.
  Важно фиксировать на доске новый материал, намеренно создавать ученикам зрительную опору, т.к. одни дети лучше воспринимают зрительно, другие – на слух. Оставляя вновь изученное в "устном варианте" работа ведется с меньшей частью ребят.
 При побуждающем диалоге ученики часто неточно, а бывает и ошибочно формулируют  учебную проблему. Я никогда не реагирую  на них отрицательной оценкой: «Нет», «Неправильно». На неожиданную формулировку учебной проблемы я предлагаю лучше всего откликаться  поддерживающим кивком головы и словом: «Так».  Поскольку  подобная реакция не означает  согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана  и принята к сведению, я стараюсь побудить учеников к к другому формулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?»
Очень важно, чтобы в классе сложилась атмосфера поиска идей, в которой каждый ребенок свободно высказывает свои мысли, но в то же время с уважением относится к мыслям, высказанным другими людьми.  
 7. Адресность опыта.
       Использование технологии обеспечивает высокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта, творческих способностей школьников и воспитание активной личности.  Данный педагогический опыт адресован учителям  начальных классов 
        Материал из опыта работы размещён на моём личном сайте и на сайте школы.
Адрес сайта:
     личный сайт   https://infourok.ru/user/kuzmina-irina-ivanovna1/progress
     школьный сайт sc4kov. school rm.ru
В перспективе я продолжу работать над проблемой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе», буду использовать различные технологии в  моей работе,  зная, что такое обучение даёт положительные результаты. Это приносит удовлетворение и радость творчества. Я с большим удовольствием и трепетом жду каждой встречи со своими учениками. Школа - это моя жизнь, а дети – смысл моей жизни.