Доклад на педсоветРоль и место классного руководителя в системе воспитательной работе школы


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русскожуравская средняя общеобразовательная школа
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»

ДОКЛАД
на педсовет
«Роль и место классного руководителя в системе воспитательной работы школы»
Подготовила: учитель русского языка
и литературы Семенихина Е.В.
2017
Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Здесь организуется познавательная деятельность, и формируются социальные отношения между учащимися. Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.
Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.
Институт классного руководства сложился весьма давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. Эти педагоги назывались классными наставниками или классными дамами. Их права и обязанности определялись уставом учебного заведения.
Устав – основополагающий документ в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагог детского учреждения. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.
Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 году. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности к.р. рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
Роль педагога изменяется в зависимости от возраста , от опыта коллективной деятельности детей, и он может выступать как в роли советчика, так и в роли консультанта.
Воспитательные задачи, которые ставит перед собой педагог, определяются интересами потребностями детей и их родителями, условиями класса школы социума и возможностями самого педагога.
Функции классного руководителя
Функции к.р. были разработаны Р.Х. Шакуровым. Он выделяет 3 уровня функций:
1. Уровень. Педагогические и социально-гуманитарные функции. Они относятся к группе целевых. Они направлены на создание условий для развития учащихся, они ориентированы на помощь ребенку при решении личностных проблем и подготовки его к самостоятельной будущей жизни.
Выделяют 3 основные задачи:
1. Воспитание уч-ся
2. Соц. защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды (соц. поддержка и соц. услуги).
3. Интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач.
Самая основная приоритетная функция – социальная защита ребенка.
2 уровень. Социально-психологические и организаторские функции.
Значение организаторской функции: поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенств. Жизни региона, школы и самих школьников. Т.е. к.р. не столько организует, сколько оказывает помощь в самоорганизации разнообразной деятельности.
Важной функцией также является функция сплочения коллектива.
3 уровень. Управленческие функции.
Делится на 5 подвидов. К ним относятся:
А) диагностическая функция
Б) целепологаниеВ) планирования
Г) контроля и коррекции
Диагностическая – предполагает выявление к.р. постоянных изменений в уровне воспитанности школьников.
Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка.
Целеполагание – совместная работа педагогов с учащимися, которая способствует выработки целей воспитательной деятельности.
Планирование – помощь к.р. самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности, т.к. назначение плана это упорядочивание педагогической деятельности, планировать следует то, что ведет к цели.
Контроля и коррекции в деятельности к.р. – обеспечение постоянного развития воспитательной системы, так как с одной стороны они предполагают выявления положительных результатов, а с другой причин и недостатков, которые возникают в процессе воспитания школьников.
Права и обязанности классного руководителя
Классный руководитель это административное лицо и он имеет право:
1. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
2. Контролировать успеваемость каждого ученика;
3. Контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
4. Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и соц. Педагога);
5. Организовывать воспитательную работу с учащимися класса, через проведения «малых педсоветов» педагогических консилиумов, тематических и др. мероприятий;
6. Приглашать родителей в школу;
7. Получать помощь от педагогического коллектива школы;
8. Решать вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;
9. Определять индивидуальный режим работы с детьми;
10. Обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, п.м.п.к. по согласованию с администрацией.
Обязанности к.р.:
1. Оказание помощи ученику в решении острых проблем
2. Установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей
3. Организация в классе учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.
Для этого к.р. необходимо хорошо знать:
а. Психолого-педагогические основы работы с детьми;
б. Владеть новыми информационными технологиями и различными теориями воспитания;
в. Иметь педагогический такт и быть коммуникабельным.
Критерии эффективности работы классного руководителя
Выделяют 2 группы критериев (показателей) эффективности работы классного руководителя
1 Группа.
Результативные критерии. Они показывают, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Эти критерии отражают тот уровень, которого достигают школьники в своем соц. Развитии.
2 Группа. Процессуальные критерии. Критерии, которые позволяют оценить управленческие функции классного руководителя:
- как осуществляется педагогическая деятельность и общение педагога.
- как реализуется в процессе труда его личность.
- каковы его работоспособность и здоровье.
- какие процессы деятельности и процессы общения учащихся он организует.
Эффективным считается такой труд к.р., в котором высокие результаты или показатели имеют как процессуальные, так и результативные показатели. А самое главное являются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношение.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.      Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.      Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?      Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.      Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.      В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.      Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.      Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.      В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.