Статья «Роль классного руководителя в воспитательной системе школы»

Роль классного руководителя в воспитательной системе школы.

Попова А.Ю., учитель
русского языка и литературы
в МБОУ Добринском лицее

Меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.
Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учителя и воспитания мы ни взяли, она, так или иначе, находит свое отражение в работе педагога.
Из личного опыта работы и из работы коллег (учителей МБОУ Добринского лицея) можно выявить следующие направления в деятельности классных руководителей. Ведущим направлением в нашей работе является воспитание социально адаптированной личности посредством формирования познавательных интересов, повышения интеллектуального уровня и привития духовно-нравственных ценностей. Также в работе классных руководителей выявляются следующие задачи:
включение родителей в жизнедеятельность лицея. Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого-педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании детей;
расширение опыта социального взаимодействия с социумом посредством концертов и других массовых мероприятий;
совершенствование системы ученического самоуправления;
изучение и выявление причин негативного поведения обучающихся, воспитание культуры их поведения в тесной взаимосвязи с семьей, родителями;
формирование правильного отношения обучающихся к своему здоровью и ЗОЖ;
снижение количества обучающихся, состоящих на различных видах учета через активизацию работы с семьями и детьми, составление индивидуальных маршрутов их развития, привлечение к общественной жизни лицея;
повышение результативности учащихся в конкурсах разных уровней;
воспитание патриотизма, любви к своей Родине, формирование нравственных качеств личности через сбор материалов для будущего музея.
Каждый классный руководитель пытается сделать жизнь в классе как можно более разнообразной, увлекательной, полезной, учат проявлять творческую заботу о своем классе, о людях, о родном крае.
КДТ, вечера, конкурсы, концерты, экскурсии – это неполный перечень постоянных форм работы, проводимых классными руководителями, в которых они предоставляют школьникам возможность самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу. Таким образом, дети приобретают организаторские навыки и умения, развивают самостоятельность, у них появляется чувство ответственности за выполнение порученного дела, т.е. формируется активная деятельность и жизненная позиция.
Основная же задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.
Деятельность классного руководителя основывается на потребностях каждого конкретного классного коллектива, ребенка, и главное в ней – содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала.