Правила организации урока на основе принципа здоровьесбережения

Правила организации урока на основе принципа здоровьесбережения (из опыта работы).

                                    
Русский язык – серьезный и сложный предмет, учащимся проводится много писать, а потому учитель–словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям, без которых не обойтись на этих уроках
Цель здоровьесберегающей образовательной технологии обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий:
0бразовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность).
Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряжённым режимом обучения в условиях информатизации учебно-воспитательного процесса).
Прикладные задачи (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывание на природе, в быту).
Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:
принцип «Не навреди!»;
принцип сознательности и активности;
непрерывности здоровьесберегающего процесса;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуализации;
принцип всестороннего и гармонического развития личности;
системного чередования нагрузок и отдыха;
постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
принцип комплексного сквозного подхода;
принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей;
принцип акмеологического подхода к учебно-воспитательному процессу;
принцип аксиологического подхода и др.
Состояние здоровья и отсутствие отрицательной динамики по этому показателю – ключевой критерий эффективности образовательной программы, реализуемый учреждением, и показатель результативности целостного образовательного процесса. Поэтому рассмотрим урок здоровье сбережения как основную форму образовательного процесса с точки зрения структурно-логической схемы: цель – принципы – средства – результаты – условия. Здоровьесберегающий аспект комплексной цели урока – создание условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся. Сущность здоровьесберегающего урока будет заключаться в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока. Хорошо «дидактически» проработанный урок предусматривает:
1) оптимальный объём учебной информации;
2) дозированное распределение заданий по степени сложности;
3) смену видов деятельности;
4) проведение динамической паузы, гимнастики для глаз и т.д.;
5) релаксацию;
6) соблюдение гигиенических норм.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, осуществление которого с точки зрения здоровьесбережения должен иметь такие структурные элементы, как:
приветствие;
опрос самочувствия;
релаксация;
оздоровительные упражнения;
рефлексия;
прощание.
С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала любого урока - будь то математика или русский язык.
Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.
Уроки русского языка я нередко начинаю с орфографической пятиминутки, цель которой – актуализировать определенные орфографические правила. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования мотивационной сферы гигиенической культуры, подобрав соответствующий материал. Работая над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться описанной ситуации.
Например:
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.
По данным многих физиологов, учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд процессов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Ученые считают, что единовременная продолжительность активного внимания учащихся среднего звена обучения составляет 15–20 мин. А после 30–35-минутных непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество ее – на 50%. При этом около 50% детей начинают отвлекаться от работы.
Чтобы дети меньше уставали, на уроке применяется чередование различных форм учебно-познавательной деятельности: фронтальные, парные; групповые, индивидуальные. Используются наглядные; игровые формы, элементы театрализации. Это способствует развитию мыслительных процессов, памяти и одновременно является для детей отдыхом. Индивидуальная дозировка объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её по времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности примерно 7-10 минут.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
На уроках русского языка учащимся приходится достаточно много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут быть менее выраженными и даже отступить. Наиболее эффективны в этих случаях физкультурные минутки.
Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем – при появлении первых признаков утомления. Это случается примерно через 20–25 минут после начала урока. Внешним проявлением утомления является рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка и т.д. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока поможет включение в структуру урока двигательных упражнений средней интенсивности.
Можно выделить следующие виды физкультминуток:
упражнения для снятия общего и локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
гимнастика для улучшения слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика и др.
Приведу примеры, на мой взгляд, наиболее эффективных и любимых детьми упражнений.
Упражнения для снятия общего или локального утомления
Подбираю и использую различные движения для конкретных классов, с учетом индивидуальных особенностей детей. Наибольший интерес, например, у учащихся пятых классов вызвали следующие упражнения.
Буратино
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Котенок
котенок крадется (движение на цыпочках);
котенок бежит (выполняется движение с пятки на носок);
котенок танцует (различные танцевальные движения).
Упражнения для кистей
Например:
«Аплодисменты»
Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и т.д. Упражнение выполняется 15–20 секунд. «Аплодисменты» могут быть предназначены конкретному ученику, отличившемуся в работе. Это поможет создать доброжелательную атмосферу на уроке.
Скороговорки музыкальные (речитатив). Скороговорки – благодатный материал на уроках словесности. Они уместны на орфографической пятиминутке для актуализации каких-либо орфограмм, на физкультминутке – как элемент дыхательной гимнастики. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Рефлексия - один из элементов урока, в конце урока (чаще всего) пытаюсь подвести итог: Что же узнали нового, чему научились. Что может пригодится в дальнейшем. И если изучалась, к примеру, тема "причастный оборот, знаки препинания в предложении с причастным оборотом", то учащиеся могут ответить, что научились расставлять знаки препинания в предложении с причастным оборотом... А объясняла я эту тему на таких предложениях, в которых речь идёт о правильном здоровом образе жизни. Например, что нужно заниматься спортом, чистить зубы и т.д. Да, готовиться к урокам приходится долго, но и результат лучше. Используя такие предложения (это могут быть предложения из художественной и документальной литературы), можно проводить рефлексию: А что вы можете сказать о тематике предложений, использованных на уроке, делаете ли вы зарядку, каждый ли день чистите зуды, ссоритесь ли вы с близкими...
Домашнее задание должно быть выполнимым: объять необъятное нельзя – задаю на дом столько, сколько реально могут сделать дети.
Элементы ортобиоза.
Одним из важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики.
Ортобиотика сравнительно новая наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиотика рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения. Принципы ортобиоза: философия оптимизма, жизненного путеводителя (что такое здоровье), гигиенических правил, формула выживаемости, универсальные средства самосбережения, технология сдерживания угасания жизни и семья как цитадель ортобиоза.
Ортобиоз - рациональный образ жизни; системообразующее условие долголетней работоспособности человека.
Какие компоненты ортобиоза можно использовать в работе учителя русского языка и литературы?
На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм.
Таким образом, через включение элементов здоровьесберегающей технологии в процессе преподавания уроков русского языка способствует формирования здорового образа жизни ребенка.
Уроки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре.





















13PAGE 15


13PAGE 14315




ђ Заголовок 1ођ Заголовок 315