Презентация к мастер-классу «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование»


«Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование»мастер-класс муз.руководителя Гавриловой л.и. Цель: Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Задачи: - представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования; - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности. «Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом»Т.Э. Тютюнникова. АКТУАЛЬНОСТЬ.Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования  музыкальных   инструментов  в работе с  детьми,  с целью активизации  музыкального   развития  и творчества  детей. Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарному музицированию является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Элементарное музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. Основные виды деятельности творческого музицирования:- пение, - речевое музицирование, - игра на детских музыкальных инструментах,- танец, - импровизированное движение, - озвучивание стихов и сказок, - пантомима, - спонтанная импровизированная театрализация. «Звучащие жесты»  «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Моя педагогическая копилка- картотека речевых игр и упражнений, - сундучок творческих заданий с использованием ДМИ и «звучащих жестов», - инструменты-самоделки. Мониторинг развития музыкальных способностей детей ПРИМЕР САМОДЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Музыкальные варежки ОЗВУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙАпрель! Апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи,На дорогах лужи Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведьСквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь И расцвел подснежник. С. Маршак Озвучивание рассказа по репродукциям картинВ. Маковский «Дети, бегущие от грозы» - звуковая импровизация - звучащие жесты «Дождик накрапывает»- речевая интонационная игра «Осенины»  - песня об осени Музыкальная зарисовка«Осенняя картина» «Дождик накрапывает» (игра с использованием звучащих жестов)Мелкий дождик моросит Кап - кап - кап - кап! (удары пальчиками по столу)В листьях сада шелеститКап - кап - кап - кап! (шуршим ладошками) Мокнет мячик у ворот, Кап - кап - кап - кап! (шлепаем по коленям ладошками)Мокнет поле, огородКап-кап-кап-кап! (щелкаем пальчиками) Речевая интонационная игра «Осенины, осенины» Осенины, осенины - у дождинок именины.Осенины, осенины - паутинок имениныОсенины, осенины - разных красок имениныОсенины, осенины- тихих звуков именины. ПЕСНЯ ОБ ОСЕНИ (по выбору) Игра «отгадай образ»Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и т.д. и передает его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы. Игра «Звуковой бутерброд»Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструментыЗатем, мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты А теперь положу колбасу- шумовые инструменты,Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические, Осталась колбаса- только шумовые Съела и колбасу - шумовые замолкают.  «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».Карл ОрфЗ А К Л Ю Ч Е Н И Е Закончите предложение Используемая литература:«Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.«Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009. С.В. Конкевич «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка» - СПБ.: Музыкальная палитра, 2004.Internet ресурс: www.orff.ruInternet ресурс: http://topreferat.znate.ru/docs/index-39174.html Спасибо за внимание!