Разработка урока на тему Опричнина

Предмет: история, 6 класс
Тема урока: Опричнина
Тип урока: комбинированный
Задачи:
образовательные – дать представление о сущности опричнины;
развивающие – развивать информационные и речевые навыки учащихся, аналитические способности, умение выделять главное и обобщать исторические факты;
воспитательные – развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные действия: обще-учебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Оборудование урока:
Учебник: История России с Древнейших времен до конца XVI в. А.А. Данилов, Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2014. Мультимедийный проектор. Презентация «Опричнина».




Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности,
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Приветствие, организация внимания школьников.

Подготовка класса к работе
Личностные – я пришел на урок, чтобы
Развитие мотивов учебной деятельности, регулятивная

2. Постановка цели и задач урока
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез
«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец.
- Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли).
Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют
Познавательная –
принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении

3. Актуализация
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;
выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося
Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Внешняя политика Ивана IV». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д.

Исторический диктант:
Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).
Титул Ивана Грозного (царь).
Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак).
Служилые люди, получавшие за службу земельный надел (дворяне).
Сословно-представительный орган при царе (Земский собор).
Постоянное войско, созданное Иваном Грозным (стрельцы).
Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).
Сборник законов (судебник).
Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).
Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя (самодержавие).
Демонстрируют знания, умения по предыдущей теме

Познавательная – установление соответствия, анализ. Коммуникативная

4. Усвоение новых знаний
Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии
- Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти.
- Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой».
- В тетрадь записываются причины террора:
Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти;
Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства;
Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;
Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней.
Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням.
Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом.
Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись).
- Стр. 216 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него?
(1) Адашев;
Сильвестр.
(2) митрополит Афанасии;
Андрей Курбский.
В декабре 1564 царь с семьей и приближенными выехал из Москвы в Александровскую слободу. Через некоторое время он направил в Москву две грамоты, которые надлежало огласить на Красной площади. В первой грамоте, которая была адресована митрополиту Афанасию, царь обвинял бояр и духовенство в расхищении казны, земли, в нежелании защищать царя от «недругов его». Во второй, адресованной купцам и всем посадским людям, он объяснял причины отречения от престола.
Иван заявил, что вернется на престол, только при условии предоставления ему права казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину.
- Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)?
Разделение страны на две части:
Опричнину, взятую в особое царское владение;
Земщину, которой должны были ведать бояре.
- Какие тер-ии вошли в опричнину?



Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах.
Одновременно было создано опричное войско. Опричники были призваны «грызть» царских изменников и «выметать из гос-ва измену».
- Как относилось к введению опричнины большинство население страны (стр. 218)?


В 1569 г. царь расправился со своим двоюродным братом Владимиров Андреевичем. Услышав, что он якобы замышляет отравить царя, Иван Грозный приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так было уничтожено последнее удельное княжество на Руси.
В декабре 1569, получив ложный донос о боярском заговоре, Иван выступил в поход против древнерусского города – Новгорода, который позже был опустошен.
В период опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти.
Ущерб, нанесенный стране опричниной огромен. Затяжная Ливонская война, набеги крымских татар, голод и эпидемия усугубили бедственное положение гос-ва, разделенного на две части. Все это, а также низкая боеспособность опричного войска вынудило Ивана Грозного осенью 1572 г. отменить опричнину (запись).
С отменой опричнины было ликвидировано разделение тер-ии, часть отобранных земель была возвращена прежним владельцам. Само слово «опричнина» было запрещено произносить под угрозой наказания кнутом.
- На стр. 219-220 выделим итоги царствование Ивана Грозного:
1. Хозяйственный упадок;
2. 1581 г. – указ о заповедных летах – запрет в эти годы переходить крестьянам от одного хозяина к другому в Юрьев день, что способствовало формированию крепостного права;
3. Изменения в высших слоях населения:
а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя;
б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли.


Слайд № 3














Читают

Делают запись в тетрадь
Слайды № 4,5,6,7













Делают запись в тетрадь
Отвечают
Слайды № 7,8,9
















Отвечают


часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и некоторые др. города и земли.
Слайд № 10






в 1566 подана на земском соборе челобитная об отмене опричнины; челобитчики были казнены









Слайды № 11,12,13



Делают запись в тетрадь




Выделяют








Познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная – умение слушать других, высказывания учащихся

5. Рефлексия
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов
Что нового вы узнали на уроке?
Вопросы учителя на повторение, с целью выявить, усвоен ли материал учащимися
Ответы учащихся
Слайд № 13

Коммуникативная – монологическая речь учащихся, познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе.
Личностная – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение

6. Подведение итогов
Домашнее задание
Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу
Запишите домашнее задание:
§ 25, р
·т упр. 2, 3, 5
Оценочная деятельность.
Записывают домашнее задание
Слайд № 14
Познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.
Личностная – осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин
Регулятивная – оценка, саморегуляция



·15