Статья Мы рады встрече с вами


Мы рады встречи с Вами
Куконина Ольга Михайловна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования №1 г. Пензы

Смелей входите: дверь не заперта!
Она всегда открыта для любого
Живущего добром, трудом, любовью!
Смелей входите: дверь не заперта!
Поймите, если дверь не заперта,
То в этом доме вы найдете счастье
И в радости, в беде друзей участье.
Смелей входите: дверь не заперта!
Я - учитель. Учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это огромная ответственность перед обществом и прежде всего – перед учениками. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне, моим родным. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверят мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители? Моя задача – создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи, организовать работу с родителями так, чтобы посещение школы стало для них полезной и нужной необходимостью. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение в школе. Задолго до начала учебы в школе я начинаю налаживать контакт с семьей каждого будущего ученика. К первому сентября я уже могу сказать, как родители относятся к школе, к ребенку, могу предположить, будут ли они заинтересованы учебой своего сына или дочери, или им будет все равно, как он будет учиться. Знакомство с родителями происходит во время индивидуальных встреч с ними и их детьми, при проведении родительских собраний, которые проходят в апреле и августе (до начала учебного года). На этом этапе важно добиться, чтобы родители увидели во мне человека, который вызывает у них уважение, которому они смогут доверить самое дорогое и ценное, что есть у них.
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании,- отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам…»
Многолетний опыт моей работы подтверждает важность слов великого педагога. Как же сделать так, чтобы несколько лет работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями? Основными условиями для такого сотрудничества должны выступать: открытость и взаимное доверие, взаимопомощь, совместные усилия в решении воспитательных проблем.
Традиционными в моей работе стали:
Мастер-класс для родителей в школе раннего развития.
Родителям я показываю фрагменты занятий с будущими первоклассниками. Они видят, как их дети работают на занятиях, насколько активны по сравнению со своими товарищами. Многие из них открывают для себя что-то новое в своем ребенке, ведь дети в школе и дома часто ведут себя по-разному. Если ребенок увидит мое открытое сердце, то с любовью и интересом войдет в мир и начнет жить в этом мире жизнью, наполненной свободой и счастьем познания истины. Мероприятие такого вида является стартовой площадкой для установления успешных взаимоотношений с родителями будущих первоклассников.
День открытых дверей
Это название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но все же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе. Однако, есть родители, которые высказывают свое желание увидеть, как ребенок работает на уроке. Бывает и наоборот – учитель просит родителей поприсутствовать на уроке и понаблюдать за работой ребенка. «День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Из практики могу сказать, что далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто – то занят на работе, кто – то не испытывает в этом необходимости. Дети в такой день стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри. После наблюдения за работой детей в школе мы обмениваемся мнениями с родителями, а затем они получают советы и рекомендации, как использовать увиденное в семейной практике. Если дети болеют, и долгое время не посещают школу, родители знают, как помочь им, так как они побывали в школе, послушали, как я объясняю, получили консультацию. Благодаря проведению дней открытых дверей родители постоянно находятся в курсе дел класса, являются не сторонними наблюдателями за учебой и воспитанием своих детей, а активными участниками педагогического процесса.
Индивидуальная работа с родителями
Для ее грамотного выполнения нужно многое знать и уметь: представлять себе психологию родителя, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения, нужно уметь выстроить отношения так, чтобы родитель признал право учителя быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Хочу обратить внимание на чувство такта, который необходим учителю при разговоре с родителями. Он требует от учителя учета эмоционального состояния собеседника, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. К сожалению, нередко приходится видеть родительскую безответственность и безразличие к судьбам своих детей. Сколько добра, тепла и любви, предназначенных ребенку, потерялись где-то, обошли стороной…И тогда мне просто хочется крикнуть: «Будьте благоразумнее!» Конечно, для проведения индивидуальной работы может быть привлечен психолог, администрация, другие родители. Именно в такой работе больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся.
Родительское собрание
В моем классе уже в ходе первой встречи с учителем родители четко знают сроки проведения родительских собраний, заранее получают расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень здорово дисциплинирует родителей и дает понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание. К каждому родительскому собранию готовлю диагностический материал для родителей или материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Для того, чтобы родительское собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый из пришедших на него родителей должен получить то, что для него особенно актуально. Для этого в содержание родительского собрания вношу такие рубрики, которые будут уместны на каждом собрании. Традиционными в моей работе стали рубрики:
Азбука домашнего воспитания
Советуем прочитать
Шкатулка мудрости
Часто у нас на собрании работает «Родительская почта». Родители могут написать какие-то пожелания, высказать претензии, задать вопросы. Причем подпись не является обязательным атрибутом такого письма. Из практики, могу сказать, рейтинг родительских собраний будет способствовать изменению взаимоотношений в системе «учитель – ученик – родитель» в лучшую сторону.
Праздники
Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. В моем классе родители частые гости на внеклассных мероприятиях и спортивных соревнованиях « Папа, мама, я - спортивная семья», «Родители в кроссовках», «Я подарю тебе мир», «Рыцарский турнир» и другие. Праздник создает особую, доверительную атмосферу, которая позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Проектная деятельность
В современном образовании исследования занимают важное место. Пробуем, учимся проводить и правильно оформлять роекты, исследовательские работы. В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, умения оформлять материал, роль родителей велика. А я являюсь наставником и соавтором работ учащихся. В 2012-2013 учебном году с учениками 3 класса мы выполнили проекты «350-летию города посвящается». «Рабочее место школьника». Родители помогали детям в поиске информации, в подборе экспонатов для выставки.
Практика показывает, что подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости и удовлетворения. Способствует формированию у ребенка самооценки, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
Заочные конкурсы
Некоторые родители из–за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. В своей практике я провожу конкурсы «Рисуют мамы», «Марья-искусница» (выставка поделок, выполненных бабушками), «Ах, сколько руки эти чудесного творят», «Папа может…, все, что угодно». Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Подведение итогов обязательно. Вручаю грамоты на общем собрании. Желательно это делать в присутствии детей.
Мы вместе – учителя и родители делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено самой жизнью: обучить, воспитать, вырастить из детей достойную молодую смену. Быть для родителей помощником и хорошим советчиком, нести свет, сеять добро, дарить любовь… Где взять силы для ежедневного вдохновения? В самой семье, в детских пытливых глазах, заинтересованных и ожидающих, а еще… и от родителей своих учеников, из уст которых при встрече я слышу: «Мы рады встрече с Вами!»