Презентация Современные концепции в искусстве


Оп-арт (Op-art, optical art — оптическое искусство) —  художественное направление, возникшее  во второй половине ХХ века, основанное на  применении в искусстве различных оптических иллюзий, зависящих от зрительных особенностей восприятия плоских и пространственных фигур Первые опыты в области оп-арта начали проводить в конце  ХIX века, но тогда данное направление носило больше научное значение, и было направлено на изучение особенностей зрения человека.Немецкий профессор Томпсон  создавал впечатление движения, используя в своих экспериментах черно-белые концентрические окружности, желая изучить специфику восприятия человека.Зарождение оп-арта Искусством оп-арт  стал значительно позже, его основоположником можно назвать Виктора Вазарели (с 1930 по 1997г. работал во Франции), представителя «геометрического абстракционизма», человека, который принес в живопись  новый взгляд на возможности плоскостного изображения. Направление оп-арта (оптического искусства) зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, хотя на сей раз иной его разновидности— геометрической абстракции. Его распространение как течения относится к 60-м гг. 20 в.   В 1955 г. в Париже оп-арт экспонировала в своей галерее Denis Rene. Но всемирную известность оп-арт получил в 1965г. после Нью-Йоркской выставки "Чувствительный глаз"(The Responsive Eye) в музее современного искусства. Художники оп-арта использовали оптические иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Оптическое искусство — искусство зрительных иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия. Восприятие рисунка основано на оптической иллюзии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в голове зрителя. Идея оп-арта Художники воспользовались этими открытиями по-своему. Обратимся, например, к картине Бриджит Рили «Поток»(1964) Всю ее поверхность покрывают тонкие волнообразные линии. К середине изгибы становятся более крутыми, и здесь возникает видимость отделяющегося от плоскости зыбкого течения. В другой черно-белой композиции Рили — «Прямая кривизна» (1963) —сдвинутые по центру и пересеченные ломаными линиями круги создают эффект объемной извивающейся спирали. Оптическая живопись основывается на иллюзиях зрения, возникающих при восприятии некоторых конфигураций на плоскости. Например, при рассматривании чередующихся черных и белых концентрических окружностей появляются пересекающие их лучи, которые вращаются наподобие пропеллера. Чертеж куба, на котором обозначены все его ребра, оказывается для глаза неустойчивым, и его грани постоянно меняются местами, то выдвигаясь вперед, то отступая в глубину. При пересечении отрезка прямой штрихами может возникнуть ощущение ломаной линии. Взаимоналожение двух геометрических (например, кольцевых) структур дает эффект волн. Наложившиеся черные дуги, кажется, формируют спираль; но, дуги - просто ряд концентрических кругов. Иллюзия, которая играет на нашем восприятии относительного размера. Первый центральный круг кажется меньше, чем круг справа. На самом деле они одинаковы.Иллюзия Движения. Реакция мозга на цветные контрасты и положение форм такова, что это статическое изображение кажется движущемся. Технология воздействия оп-артаЗрительные иллюзии в оп-арте достигаются путем введения в изображение ритмических графических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.Установка меняющегося света и динамические конструкции  позволяют усилить эффект воздействия. Такая замена классической  перспективы многофокусным видением пространства позволяет создавать оптические иллюзии, меняя плоскостное восприятие картины. Но все, что в этот момент якобы видит человек, возникает только  в ощущениях зрителя. Иллюзия возникает автоматически, как результат сбоя в работе зрительного аппарата, исключая всякую возможность сознательной интерпретации картины.Вазарели так писал о технологии воздействия оп-арта: «Мы делаем ставку не на сердце, а на ретину; изощренные данные субъекта включаются в психологический эксперимент. Резкие черно-белые контрасты, невыносимая вибрация дополнительных цветов, мерцание ритмических сеток и меняющихся структур, оптический кинетизм пластических компонентов – все физические явления наличествуют в наших работах; отныне их роль – не творить чудо, не погружать нас в сладостную меланхолию, стимулировать, возбуждать в нас дикое веселье». Развитие оп-артаСторонники оп-арта создают свой особый мир, уникальные произведения, которые не имеют ничего общего с окружающей действительностью, но отличаются гипнотической притягательностью, которая влечет зрителя.  Оп–арт открывает перед человеком красоту и выразительность геометрического рисунка, который, не смотря на свою внешнюю четкость и неизменность, позволяет по новому взглянуть на возможности обычных форм и фигур, способных перевернуть окружающее пространство. Для создания своих работ мастера оп-арта часто обращаются не только к кистям и краскам, в ход идут сложные механизмы, зеркала и линзы, различные материалы позволяющие создавать удивительные конструкции.В рамках оп–арта создавались и создаются интересные инсталляции, ранее, казавшиеся «невостребованными». Например, мобили, движущиеся без механической силы, изобретенные А. Родченко или оптические эффекты сложенных рисунков И. Де Сото, нанесенных на органическое стекло и в результате слияния создающих эффект нового пространства. Ярко выраженная специфика оп-арта, его потенциал и ресурсы позволяют использовать возможности в различных целях  практи­ческого или научного характера.Интерьерный и ландшафтный дизайн, промышленная графика, реклама, архитектура,  сфера развлечений стали ярким подтверждением реализации необычных проектов и форм оп-арта.После первой крупной выставки посвященной оп-арту критики обещали ему «скорую кончину», прошло почти  50 лет, но искусство оптических иллюзий до сих пор пользуется заслуженной популярностью, интригуя новых поклонников жанра, развивающимися возможностями этого направления.