Доклад на тему Новые формы работы в детских общественных организациях


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»
Красненского района Белгородской области
-718820844554798695111125
-3423920125730
55441851080135
Заседание Координационного Совета по развитию детского движения Белгородской области «Детская общественная организация как средство развития общественной активности подростка»

Выступление на тему
«Новые формы работы в детских общественных организациях»


Подготовила старшая
вожатая Борзенкова Любовь Григорьевна
19.05.2016
Детство равноправная часть жизни,
а не подготовка к её наиболее
значительному, взрослому периоду
И. Песталоцци
Швейцарский педагог 18 века
Стратегия развития образования Белгородской области до 2018 года направлена на перевод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России, стать основой экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, стабильности, успешности и безопасности людей, проживающих в Белгородской области. Именно поэтому, одним из приоритетных направлений является развитие деятельности детских и молодежных организаций и объединений. Такая поддержка неслучайна. Так как возможности их в воспитании огромны.
Детский организация в школе – коллектив творческий, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей отношению к своей и общественной жизни. Ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Осуществлять задуманное – это значит проявлять творческую заботу о своей школе, о близких и далеких людях, о родном крае. У детей постепенно вырабатывается привычка заботиться не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно. Детям предоставляется возможность самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно-полезных делах, о коллективе и товарищах. Стараюсь создать детям условия для проявления самостоятельности и передаю в руки ребят функции самодеятельного управления. В своей работе с детьми придерживаюсь принципа: все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно.
Детская общественная организация «Ровесник» МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» входит в состав районной организации «Содружество», работает под девизом «За Родину, добро и справедливость». Основные ее требования к каждому члену выражены в Кодексе достойного человека, по которому живут и действуют ребята.
Деятельность ДОО «Ровесник» регламентируется нормативно-правовой базой:
Конвенцией о правах ребенка;
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом Российской Федерации от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
Законом Белгородской области от 7 июля 1997 года № 123 «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений на территории Белгородской области»;
Уставом школы;
Уставом детской общественной организации «Ровесник».
Целью работы детской общественной организации является:
создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального подхода во внеурочной деятельности.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
-создание условий для развития общешкольного коллектива через систему КТД;
-упрочение ученического самоуправления;
-развитие и упрочение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося;
-развитие патриотических чувств и любви к Родине у детей через игровые ситуации и моменты, интереса молодежи к истории Отечества, своего края, участие в сохранении памятников истории и культуры, защите своей страны
-понимание и уважение себя, а через любовь к себе прийти к пониманию и уважению;
-создание условий для здорового образа жизни через спортивные состязания, походы и системное закаливание;
-обеспечение сотрудничества детей и взрослых, направленного на интеллектуальное, духовное и физическое развитие каждого;
-поддержка благотворительности и милосердия, оказание помощи в освоении культурных, духовных и трудовых традиций своего народа.
Организация имеет свои символы: Флаг, Герб, Гимн.
Организация имеет Устав и работает по направлениям Программы «Содружество»:
Познавательное
Нравственное
Гражданско-патриотическое
Спортивно-оздоровительное
Экологическое
Информационное
Досуговое
Устав, Программа, Флаг, Герб, Гимн разработаны старшей вожатой Борзенковой Л.Г. вместе с детьми и утвержденными на общем сборе членов детской организации.
Участие ребят в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и контроле за их выполнением, имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формируется их активная жизненная позиция, выявляются интересы школьников.

Девизом деятельности социального проектирования, как одной из новых форм работы и социализации обучающихся, развития проектного мышления для детской организации стали слова английского поэта Джорджа Герберта: "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади. Школа будущего – школа проектов».
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Проектная работа имеет личностно значимую для обучающегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Проект – это самостоятельная работа учащихся, осуществляемый с помощью педагога-руководителя.
Социальный проект предполагает максимально свободный и
нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
В школе стало традицией разрабатывать проект «Создаем без суеты двор добра и красоты». В рамках данного проекта классные коллективы под руководством классного руководителя представляет проект развития и благоустройства закрепленной территории. Это популярный  вид деятельности. Все зоны школьной территории наглядны и ярки по своим качествам. Данная проектная деятельность дает возможность всем участникам проявить свои творческие способности и лидерские качества в самых разнообразных сферах деятельности. Причем каждый учащийся чувствует себя в данном проекте востребованным, успешным и главным.
Реализация социального проекта «Память в наших сердцах», посвященного Великой Победе, разработчиком которого является Совет детской организации, охватила всех школьников и педагогов. Ребята принимают участие в акциях «Милосердие», «Ветеран живет рядом», «Живой костер славы», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы этой памяти верны», «Ветеранам – наше внимание и забота»,
Ребята принимают активное участие в акции «Милосердие». На территории сел Новоуколово, Староуколово и Каменка проживают 4 ветерана Великой Отечественной войны. Ни один из них не остался без внимания школьников. К каждому ветерану был прикреплен класс. В течение учебного года дети постоянно посещают ветеранов, вдов, участников боевых событий на дому, поздравляли с праздниками: День пожилых людей, Новый год, День защитника Отечества, День Победы. Дети оказывают посильную помощь в уборке огородов осенью, в очистке дворов от снега, ходят в магазин за продуктами, оплачивают деньги за коммунальные услуги, покупают лекарства в аптеке.
В ДОО «Ровесник» создан волонтерский отряд «Данко» в количестве 42 человек. Одним из направлений деятельности отряда стала работа с ветеранами Великой Отечественной войны, с одинокими и престарелыми гражданами села. Для упорядочения волонтерской работы была разработана карта волонтерского действия. В нее вошли пункты проживания ветеранов Великой Отечественной войны в селах Новоуколово, Староуколово, Каменка.
В рамках акции «Ветеран живет рядом» были организованы встречи с Астаниным Иваном Афанасьевичем, Еньшиным Николаем Петровичем. Ветераны рассказывали детям о военных событиях, в которых участвовали, о своих заслугах перед Родиной, о заслуженных наградах: медалях и орденах. Во время встреч дети устраивали чаепитие и организовывали для ветеранов концерты. К сожалению, не все ветераны по состоянию здоровья смогли прийти на встречу в школу. Такие мероприятия были организованы для них на дому.
13 ноября 2014 года главой администрации Красненского района Александром Федоровичем Полторабатько и помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Скоча А.В Алексеем Демьяновичем Мирошником вручена юбилейная медаль Сухачевой Александре Яковлевне в честь празднования 70-й годовщины республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и солдатское письмо-треугольник с поздравлением Президента Беларуси Александра Лукашенко. Также пожелали крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, бодрости духа, благополучия и долгих лет жизни под мирным небом.
Дети принимают активное участие в операции «Живой костер славы». На территории села Новоуколово находится памятник погибшим воинам и три братские могилы. Ребята постоянно ухаживают за ними, занимаются благоустройством, следят, чтобы прилегающая территория находилась в хорошем состоянии. Осенью и весной ребята очищают территории памятников от сухой листвы, мусора, зимой - от снега.
В рамках акции «Никто не забыт, ничто не забыто» ребята шефствуют над захоронениями погибших на полях сражений воинов и ветеранов Великой Отечественной войны. Этому предшествовала большая поисковая работа по выявлению заброшенных солдатских могил на кладбищах сел Новоуколово и Староуколово. В настоящее время ребята занимаются благоустройством 14 захоронений, которые закреплены за классными коллективами. Осенью и весной все захоронения были приведены в порядок: вырублены ветки, убрана сухая листва, очищена территория от мусора.
В рамках акции «Мы этой памяти верны» обучающиеся школы в связи с изучением краеведческого материала на уроках истории, обществознания, подготовкой к 70-летию Великой Победы посетили 5 музеев города Белгорода: историко-краеведческий, музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», литературный, художественный, музей народного творчества, Старооскольский краеведческий музей, Алексеевский краеведческий музей, совершили экскурсию по Красненскому району «Духовное и патриотическое наследие Красненского района», посетили районный краеведческий музей с. Готовье.
В рамках благотворительного марафона «Заботу и внимание ветеранам войны» в помощь ветеранам Великой Отечественной войны в 2015-2016 учебном году ребятами были проведены благотворительные ярмарки-распродажи изделий собственного изготовления и собраны денежные средства в сумме 12800 рублей.
Девизом работы членов Совета ДОО «Ровесник» по формированию ЗОЖ  стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы». Основная цель данной работы заключается в формировании у ребят ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом. Для более эффективной работы по укреплению и сохранению здоровья учащихся был создан проект «Здоровому детству – дружное ДА!», инициаторами создания проекта стали: председатель детской общественной организации «Ровесник» МОУ «Новоуколовская СОШ» Скорых Марина Николаевна и старшая вожатая Борзенкова Любовь Григорьевна.
С целью развития волонтёрского движения, пропаганды здорового образа жизни, жизненных ценностей, профилактики правонарушений и употребления психоактивных веществ в рамках работы центра здоровья в школе в декабре-месяце проходит декада «ЗОЖ – здоровье, ответственность, жизнь».
В ходе  декады проводятся следующие мероприятия:
-военно-спортивная игра «Зарница»;
-изготовление  и распространение  среди родителей и обучающихся памяток и листовок; «Откажись от курения», «Для тех, кто забыл, что никотин…»;-конкурс рисунков «Здоровым быть – здорово!»;-классные часы  «В здоровом теле здоровый дух»;-фотовыставка  « Я выбираю спорт…»;-внутришкольные соревнования  по гимнастике; -защита проектов «Здоровое питание» -«Минута спортивной славы».
Самым интересным мероприятием является «Минута спортивной славы». На суд жюри обучающиеся 1-11 классов представляют различные композиции спортивного характера. Выступление каждого класса отличается оригинальностью, спортивным мастерством.
Участвуя в работе самоуправления детской организацией, дети учатся делать выбор, преодолевать неудачи, кризисы, конфликтные ситуации, приобретают коммуникативные навыки общения, учатся управлять собой и давать оценку своим поступкам.
Неукоснительными педагогическими постулатами являются: каждый ребёнок неповторим и индивидуален.
Высшим руководящим органом организации является сбор организации, который проводится не реже 1 раза в год.
В период между сборами руководство организацией осуществляет Совет детской общественной организации «Ровесник». В Совет выбраны самые творческие, инициативные учащиеся, которые могут повести за собой. Заседания и учеба Совета проводятся ежемесячно, согласно плану.
Итоги работы учащихся на маршрутах отражаются на стенде «Наши дела». Для более полного освещения каждого коллектива между отрядами организовано соревнование, итоги которого подводят ежемесячно на заседании Совета и результаты заносят в экран школьной жизни.
В школе еженедельно проходит дежурство. Это позволяет детям почувствовать ответственность и нужность выполняемой работы. Итоги дежурства подводятся на общешкольной линейке, один раз в неделю по субботам. Дежурный класс выпускает газету «Вестник», в которой освещаются все стороны нашей школьной жизни. Прямое участие в управлении воспитательным процессом способствует воспитанию духа свободы и личного достоинства, демократии, каждый ребенок чувствует себя необходимой часть большого целого.

Занятия «Школы актива» осуществляется на основе таких форм как: круглый стол, беседа, лекция, дискуссия, диалог, диспут, деловая и ролевая игры. Дети склонны к беседе, разговору по душам, диалогу, дискуссии. В диалоге, как показывает практика, важно научить детей отстаивать свою точку зрения, быть готовыми представить и понять проблемы другого, установить контакт на уровне речевых высказываний.
Главной ведущей деятельностью подросткового возраста является общение и понимание. Подростки стремятся следовать за кем – то, искать свой идеал, лидера.
РОЛЕВАЯ ИГРА – вид имитационной игры, в ходе которой дети вовлекаются в анализ, оценку, самооценку, явлений жизни, фактов и событий, исполняя те или иные роли.
ДЕЛОВАЯ ИГРА позволяет детям решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. В ходе игры моделируются различные ситуации с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений
МОЗГОВОЙ ШТУРМ способен помочь созданию плана работы в короткий срок. Его участники - заинтересованные лица. Все собравшиеся делятся на группы – по 5-8 человек, перед ними ставится задача и определяется промежуток времени, в течении которого группы высказывают свои предложения, затем проводится обсуждение. Главное – чётко дать установку перед обсуждением.
Хотя сегодня детское движение – это совершенно новые общественные организации, наряду с инновационными методами и формами работы я использую все полезное, что было наработано десятилетиями. За основу беру методику известного ленинградского педагога И.П.Иванова, который создал систему коллективно-творческих дел.
Все коллективно-творческие дела распределены в течение учебного года по технологии «ключевых дел» Караковского. Ведущей идеей технологии является ориентация на личность школьника, его интересы и способности.
Каждый месяц имеет свое направление работы, центральное место отводится яркому традиционному общему делу. Ключевое дело – «крупная доза воспитания».
Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей Антона Семеновича Макаренко, «коммунарской методики» Игоря Петровича Иванова и педагогики сотрудничества.

Ведущей идеей технологии является ориентация на личность школьника, его интересы и способности.
Целевые установки:
-Формирование личности – главная цель школы.
-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
-Развитие социальной активности.
-Формирование ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие творческих способностей детей.
-Превращение школы в большую воспитательную систему.
-Формирование целостной научно обоснованной картины.
-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.
-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд,  Знания, Культура, Мир, Человек.

Месяц Направ-
ление КТД Мероприятия
Сентябрь Оздорови-
тельное «Здравствуй, школа!» «День Знаний», «Я шагаю по улице», «День туриста»
Октябрь Трудовое «Золотая осень» «День Учителя», «Праздник осени», «Трудовой десант», «Здоровью – наше дружное «Да!», операция «Забота»Ноябрь Эстетическое «Выдумывай, пробуй, твори!» «Слово о Матери»,
предметные олимпиады, «Город мастеров»
Декабрь Духовно-нравственное «Новогодний калейдоскоп» «Новогодний карнавал чудес», «Мастерская Деда Мороза», День Конституции РФ
Январь Познаватель-ное«Интеллек-
туальный марафон» Конкурс «Ученик года», «Рождество Христово», «Осво-
бождение села Новоуколово»
Февраль Историко-краеведчес-
кое «Служу Отечеству» Вечер встречи выпускников, «Смелей, мальчишки!», смотр строя и песни, «А ну-ка, парни!»
Март Профессио-
нально-ориенти-
рованное«Я верю, что
Все женщины прекрасны» «Самый лучший день в году», «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, девушки!», «Неделя книги»
Апрель Экологичес-
кое «Живи,
земля!» «День рекордов Гиннеса», «День Земли», «Экологический десант», акция «Мы против!»
Май Гражданско-патриотичес-кое«Рассвет Победы» «Вахта Памяти», «День Победы», «Последний звонок!»
Василий Абрамович Караковский утверждает: «Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности».

В детской общественной организации Ровесник» создано творческое объединение «Пресс-центр». Оно предназначено для совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером. «Пресс-центр» в течение учебного года выпускает тематические, информационные, сатирические, фотогазеты; поддерживает связь с районной газетой «Возьмемся за руки!»; оформляет экран школьной жизни ДОО «Ровесник», стенд «За чистоту и порядок школьного здания»; участвует в оформлении различных стендов и выставок; регулярно проводятся занятия с «Пресс-центром».

Работа детской общественной организации «Ровесник направлена на формирование у подростков социальной зрелости и образа выпускника Новоуколовской средней общеобразовательной школы, как личности успешной во всех отношениях:
-духовно развитой личности, обладающей осмысленностью личной жизни, целеустремленностью, высокими гражданско-патриотическими качествами;
- имеющей высокое интеллектуальное развитие;
- ведущей здоровый образ жизни;
-стремящейся к повышению уровня эстетической, этической, правовой, экологической культуры.
Участие членов детской общественной организации «Ровесник» МОУ «Новоуколовская СОШ» в общественной жизни своего учебного учреждения, своего села, района, области, своей страны формирует человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Каждый ребенок себя видит и чувствует очень значимым и социально полезным.
В своей педагогической деятельности, как координатор детского движения,  стараюсь следовать заповедям:
            Воспитывать, опираясь на природу ученика!
           Любить детей!
           Доверять  детям!