Рабочая программа по информатике 11 класс (к учебнику И.Г.Семакин профильный уровень)

11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на профильном уровне дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов информатики с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет необходимый набор практических, самостоятельных, контрольных работ, зачетных и тестовых работ, выполняемых учащимися.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и ИКТ в школе на профильном уровне направлено на достижение следующей цели: формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
Задачи образовательной области "Информатика и ИКТ" в старшей школе:
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным процессам;
овладение умениями и приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (приказ МО РФ от 29. 12. 2012 № 273-Ф3)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004
Программа общеобразовательных курсов «Информатика и ИТ» для старшей школы (авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В.) на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и описывает курс информатики и ИТ, предназначенный для изучения в 10-11 классах на профильном уровне в 2014-2015 учебном году.
Учебный план МБОУ «Гимназия №5» на 2014-2015 уч. год

Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа
В соответствии с учебным планом на изучение информатики и ИКТ в XI классе определено 4 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в XI классе – 34 учебных недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 136 часов.
Формы, методы и технологии обучения.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Педагогические технологии:
ИК технологии
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
Коммуникативно-диалоговые
Игровые технологии
Проблемное обучение
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Использование современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода позволяет создать условия, в которых учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, самостоятельно планирует и организует собственные и привлеченные ресурсы, что способствует формированию ключевых компетенций школьника.
Одним из путей формирования ключевых компетентностей является использование на уроках специальных компетентностно-ориентированных задач. При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание уделяется формированию способностей учащихся использовать знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Для применения на уроке компетентностно-ориентированных заданий применяются следующие дополнительные возможности изучаемого материала:
– прикладной характер содержания темы;
– содержание, включающее в себя оценку явлений и событий;
– содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);
– содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков;
– содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) деятельности.
Компетентностно - ориентированные задания используются на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции. Систематическое применение на уроках компетентностно - ориентированных задач будет способствовать формированию ключевых компетенций учащихся.
В настоящее время актуальны компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют следующие задачи обучения:
приобретение знаний и умений в областях информатика и информационные технологии;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной,  личностного  саморазвития, ценностно-ориентационной.
Компетентностный подход обеспечивает совершенствование  математических навыков, содержит сведения о способах добывания и практическом применении математических знаний, способствует развитию учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативно - информационной компетенции учащихся. 
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику информационных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
В ходе преподавания информатики и ИКТ в основной школе, следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В связи с изложенным:
целью предмета становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата;
в процедуру оценивания включается рефлексия, наблюдение за деятельностью учащихся;
содержание материала урока подбирается так, чтобы оно было источником для самостоятельного поиска решения проблемы, способствовало развитию у учащихся познавательной активности, мышления, творчества, чтобы позволяло каждому ученику реализовать в процессе обучения свои возможности;
целенаправленно используются межпредметные связи для эффективного достижения целей;
обращение к жизненному опыту учащихся;
практическая применимость выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.
Элементы педагогических технологий: интегрированного обучения; проблемного обучения; проектного обучения являются механизмами формирования ключевых компетенций учащихся.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной учебной программе.

Модуль обучения

Практические, самостоятельные работы
Контрольный тесты
Контрольные работы

Информационные системы
14
7
1


Методы программирования
65
21
1
2

Компьютерное моделирование
53
18
1


Информационная деятельность человека
4

1


Итого
136





Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
         Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
         При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка

95% и более
отлично

80-94%%
хорошо

66-79%%
удовлетворительно

менее 66%
неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:
         Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
         Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
         Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

         Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-  допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
-  допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-   не раскрыто основное содержание учебного материала;
-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
-   отказался отвечать на вопросы учителя.

Информация об используемом учебно-методическом комплекте по предмету.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
И.Г.Семакин, Т.Ю.Шенина, Л.В.Шестакова Учебник по профильному курсу: «Информатика и ИКТ. Профильный курс» для 11 класса, 2013.
И.Г.Семакин, Т.Ю.Шенина, Л.В.Шестакова Информатика. Углубленный уровень: практикум для 10-11 классов; в 2-х ч. Ч.1- М.Бином. Лаборатория знаний, 2013
4. Семакин И.Г., Мартынова И.Н. Информатика. Углубленный уровень. 10-11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://fcior.edu.ru

Содержание курса информатики и ИКТ для 11 класса (136 часов)

Содержание курса 11 класса и примерное распределение учебного времени
Раздел
Тема
Уч. часы

1.Информационные системы
1. Основы системного подхода
4


2. Реляционные базы данных
10


Всего по разделу:
14 ч.

2.Методы программирования
3. Эволюция программирования
2


4. Структурное программирование
48


5. Рекурсивные методы программирования
5


6 Объектно-ориентированное программирование
10


Всего по разделу:
65 ч.

3.Компьютерное моделирование
7. Методика математического моделирования на компьютере
2


8. Моделирование движения в поле силы тяжести
16


9. Моделирование распределения температуры
12


10. Компьютерное моделирование в экономике и экологии
15


11. Имитационное моделирование
8


Всего по разделу:
53 ч.

Информационная деятельность человека
12. Основы социальной информатики
1


13. Среда информационной деятельности человека
2


14. Примеры внедрения информатизации в деловую сферу
1


Всего по разделу:
4 ч.


Всего по курсу:
136 ч.


Содержание дисциплины (136час.)

1. Информационные системы – 14 час.

Понятие системы. Модели систем. Информационные системы. Инфологическая модель предметной области. Реляционные базы данных и СУБД. Проектирование реляционной модели данных. Создание базы данных. Простые запросы к базе данных. Сложные запросы к базе данных.
Контрольный тест. №1 Информационные системы
Компьютерный практикум:
Модели систем.
Проектирование инфологической модели
Знакомство с СУБД
Создание БД «Классный журнал»
Реализация запросов с помощью конструктора
Расширение базы данных
Самостоятельная разработка БД
Учащиеся должны знать/понимать:
назначение и области использования основных информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
Учащиеся должны уметь:
оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; создания собственных баз данных.

2. Методы программирования – 65 час.

История развития языков программирования. Парадигмы программирования. Методологии и технологии программирования.
Паскаль – язык структурного программирования. Элементы языка и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания. Ввод и вывод данных. Структуры алгоритмов. Программирование ветвлений. Программирование циклов. Вспомогательные алгоритмы и программы. Массивы. Типовые задачи обработки массивов. Метод последовательной детализации. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных.
Рекурсивные подпрограммы.
Базовые понятия объектно-ориентированного программирования. Система программирования Delphi. Этапы программирования на Delphi. Программирование метода статистических испытаний. Построение графика функции.
Компьютерный практикум:
Программирование линейных алгоритмов
Программирование ветвящихся алгоритмов
Программирование циклических алгоритмов
Программирование с использованием подпрограмм
Программирование обработки массивов
Программирование обработки символов
Программирование обработки записей
Рекурсивные методы программирования
Объектно-ориентированное программирование
Визуальное программирование
Проекты по программированию

Самостоятельная работа 1. Программирование циклов на Паскале
Самостоятельная работ 2 Разработка программ с использованием подпрограмм
Самостоятельная работа 3 Массивы
Контрольный тест №2 Вспомогательные алгоритмы и программы
Контрольная работа №1 Обработка символов
Контрольная работа.№2 Рекурсия
Учащиеся должны знать/понимать:
логическую символику;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;
тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
основные конструкции языка программирования.
Учащиеся должны уметь:
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства языка программирования).
3. Компьютерное моделирование – 53 час.

Разновидности моделирования. Математическое моделирование. Математическое моделирование на компьютере. Математическая модель свободного падения тела. Свободное падение с учетом сопротивления среды. Компьютерное моделирование свободного падения. Математическая модель задачи баллистики. Численный расчет баллистической траектории. Расчет стрельбы по цели в пустоте. Расчет стрельбы по цели в атмосфере.
Задача теплопроводности. Численная модель решения задачи теплопроводности. Вычислительные эксперименты в электронной таблице по расчету распределения температуры. Программирование решения задачи теплопроводности. Программирование построения изолиний. Вычислительные эксперименты с построением изотерм.
Задача об использовании сырья. Транспортная задача. Задачи теории расписаний. Задачи теории игр. Пример математического моделирования для экологической системы.
Методика имитационного моделирования. Математический аппарат имитационного моделирования. Генерация случайных чисел с заданным законом распределения. Постановка и моделирование задачи массового обслуживания.
Компьютерный практикум:
Компьютерное моделирование свободного падения в ЭТ
Компьютерное моделирование свободного падения с использованием программирования
Численный расчет баллистической траектории в ЭТ
Численный расчет баллистической траектории с использованием программирования
Расчет стрельбы по цели в пустоте
Расчет стрельбы по цели в атмосфере
Вычислительные эксперименты в электронной таблице по расчету распределения температуры
Программирование решения задачи теплопроводности
Программирование расчета сферической поверхности
Программирование построения изолиний на Delphi
Вычислительные эксперименты с построением изотерм
Задача об использовании сырья
Самостоятельная работа.4 Задача об использовании сырья
Самостоятельная работа. 5 Транспортная задача
Самостоятельная работа. 6 Задачи теории расписаний
Самостоятельная работа. 7 Задачи теории игр
Самостоятельная работа. 8 Моделирование экологической системы
Самостоятельная работа. 9 Моделирование задачи массового обслуживания
Контрольный тест №3 Моделирование
Учащиеся должны знать/понимать:
Виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей; общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей.
Учащиеся должны уметь:
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
проводить виртуальные эксперименты;
самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов.

4. Информационная деятельность человека – 4 час.
Информационная деятельность человека в историческом аспекте Информационное общество. Информационные ресурсы общества. Информационное право и информационная безопасность. Компьютер как инструмент информационной деятельности. Обеспечение работоспособности компьютера. Информатизация управления проектной деятельностью. Информатизация образования.
Контрольный тест №4
Учащиеся должны знать/понимать:
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов; принципы обеспечения информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
выделять информационный аспект в деятельности человека; выделять информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в области информатики и ИКТ

10-11 класс (профильный уровень)
Учащиеся должны:
знать
логическую символику;
основные конструкции языка программирования в соответствии с задачами курса;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические модели;
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
примеры виды и свойства источников и приемников информации, способов способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ в организации;
уметь
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
проводить арифметические вычисления по заданной формуле;
проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
интерпретировать результаты, для программ, получаемые в ходе моделирования реальных процессов моделирующих реальные процессы или анализирующих данные, интерпретировать получаемые результаты;
выполнять операции, связанные с использованием современных средств ИКТ на уровне квалифицированного пользователя, свободно пользоваться персональным компьютером и его основным периферийным оборудованием (принтер, сканер, мультимедийный проектор, цифровая камера, модем); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении выполнимости проекта, выборе оптимального способа действий: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
оперировать с информационными объектами в соответствии с профилем обучения, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных, создавать, именовать, сохранять объекты, создавать и использовать удобные для использования индивидуальные каталоги; пользоваться экранной системой и другими источниками справочной информации, в частности специализированными; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
выделять информационный аспект в деятельности человека; компоненты и информационное взаимодействие в простейших технических, природных, социальных системах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и отбора практически необходимой информации, относящейся к личным познавательным и в частности, относящейся к личным познавательным интересам необходимой для удовлетворения культурных потребностей, связанной с самообразованием к культурным интересам, профессиональной ориентацией;
представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
личного и коллективного общения (в том числе – делового) с использованием современных программных и аппаратных средств: передавать информацию, соблюдая соответствующие нормы и этикет, участвовать в телеконференции, форуме;
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Перечень литературы и средств обучения
Златопольский «Задачник по программированию», 2007
Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2011 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2011, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 14.07.10).
Соколова О.Л., Универсальные поурочные разработки по информатике 10 класс. М.: ВАКО, 2006г.
ПО Образовательный комплекс «Информатика 10 класс». ЗАО «1С», 2010
Костюк Ю.Л. Основы разработки алгоритмов: М.: БИНОМ, ЛБЗ, 2010г.
Фалина И.Н., Богомолова Е.А., Большакова Е. А., Гущин И.С., Шухардина В.А. Алгоритмизация и программирование.- М:КУДИЦ-ПРЕСС, 2007.
Есипов А.С. Трудные темы информатики. Сдаем ЕГЭ и сессию.- СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
Информатика: ЕГЭ 2011: Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями\ С.М Авдошина, Р.З. Ахметсанова, О.В. Максименкова, И.Н. Лесовская, М.В. Курак, Н.П. Липкин, С.А.Семеникина.- М.;СПб.: Просвещение, 2011.
ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2012 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2012, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm


Заголовок 1 Заголовок 315