Представление методической идеи Приемы технологии развития критического мышления

«Приёмы технологии «Развитие критического мышления» на уроках истории.
Цели и задачи применения данной технологии:.
1) Формирование нового стиля мышления
2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность
3) Развитие аналитического, критического мышления.
4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Данная технология стала известна в России с 1997 года. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Актуальность. Поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Изучив теорию технологии «Развитие критического мышления» в процессе обучения в университете, я применила в опыте работы её стратегии и приёмы.
В течение двух лет мной применяются в опыте работы некоторые приёмы современной образовательной технологии (СОТ) Технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Цель ТРКМ: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока
Технологические этапы
I фаза  Вызов   (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза   Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Изучив технологию ТРКМ, я применила приёмы стадий «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия» на уроках. Приведу, как пример, несколько приёмов стадии «Осмысление»: 1) Инсерт 2). Чтение с остановками 3). «Рыбий скелет» или «Фишбоун». 4. Приёмы, работающие с таблицами: таблица ПМИ («Плюс», «Минус», «Интересно»), таблица ЗХУ («Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»), «Концептуальная таблица», «Таблица – синтез».
Приём «Концептуальная таблица»
Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.




Приём применён мной на уроках истории. Например, по теме «Правление Екатерины Великой»
Объект сравнения
Личные качества
Внутренняя
политика
Внешняя политика

Петр 1

_


Екатерина 2



_



Прием «Зигзаг» и «работа в группах» относится к  группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи



Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.
    1.В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
    2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
    3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".  Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
4.  Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.    Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. Выводы: учащиеся легко справляются с различными видами информации, увлечённо работают в группах, проявляют свои творческие способности, вступают в диалог; уроки имеют позитивный характер.


Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких не так – то просто). Безусловно, интересно использование синкейнов и в качестве средства творческой выразительности.
Приведу пример из опыта работы. Синквейн (на стадии Рефлексия): - х
Урок истории 9 класс
Россия в 1900-1917 гг
Россия царская, самодержавная воюет, подавляет, свергает
эпоха мировой войны, революции, гражданской смуты сдвиг в российском обществе
Приём « Эссе».
Эффективно используется мной на уроках, как обобщения, так и изучения нового материала. При изучении личности, какого либо правителя, ребята в конце урока или в качестве домашнего задания, высказывают письменно свои размышления о данном правителе.
Пример: «При жизни Екатерина 2 считала себя Великой. Можно ли с этим согласиться?



Среди своих детей пропагандирую девиз: «Ошибиться не стыдно, стыдно не думать!»  Я считаю, что бережное отношение к мнению ученика повышает самооценку, побуждает к дальнейшему творчеству, да и сам процесс познания становиться живым делом. На своих уроках я должна «влюбить» учеников в историю и обществознание, зародить в ребенке самые прекрасные человеческие чувства: патриотизм, преданность, верность, чистота.  Результативность применения приёмов Технологии развития критического мышления: Обучающиеся умеют ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными приёмами, стратегиями при ее обработке.
Система работы с текстом способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы, формировать навыки взаимодействия с другими людьми, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Ученик, обладающий такими качествами, станет в будущем не только хорошим специалистом, но и человеком, готовым и способным достойно жить в открытом обществе, занимать активную гражданскую позицию, самостоятельно определять проблему и искать пути ее решения.
ЗаключениеРазнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.
Важен результат.
Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.