Конспект урока по теме Зеленый мох и сфагнум


Урок-34. Мохообразные.
Цель: создать условия для усвоения и восприятия знаний о мохообразных.
1.Сформировать навыки работать в группе, делать выводы.
2. Развивать понятие о строении и значении сфагнума и зеленого мха кукушкин лен
3.Учащиеся должны уметь работать с текстом, гербарием, электронным тренажером, сравнивать, анализировать и обобщать полученную информацию;
Урок углубление знаний, умений и навыков с использованием ИКТ технологий презентация, работа по усвоению и закреплению знаний на тренажере «Мхи», приемов критического мышления- мозговой штурм при формировании темы урока, новые подходы в образовании, выявление талантливых и одаренных, при изучении новой темы с опорой на имеющиеся знания, работе с гербарием листьев, на тренажере «Мхи». Оценивание обучения (самооценивание и взаимооценивание, рефлексия).
Этапы Деятельность учащихся оценивание ресурсы
1.Психологический настрой.
Разминка «приветствие» Игра «ассоциации » ученики по очереди передают медвежонка и говорят :« цветок-лето, снег-зима….
Как вы считаете для чего мы провели данную разминку? Цветная музыка «Зеленая»
2. деление на группы (Н.П, В.О.) Деление на группы цветные стикеры
3.актуализация знаний (ИКТ, НП, КМ-«мозговой штурм») Встречали ли вы в природе мхи?
Где они растут?
формативное Видеоролик «Мхи»
4.изучение новой темы НП , ТиО
Стратегия
Исследование в действии
«концептуальная таблица»
Работа в группах с учебником: прочитай абзац и составь кластер «Отдел мхи» наука-Бриология
Лабораторная работа №18
Заполни таблицу, используя дополнительную литературу

строение Зеленый мох Белый мох
стебель 1-40 см листья Зеленые листья Листья имеют два вида клеток: с хлоропластами + водоносные
Ризоиды + -
хлорофилл + +
Размножение Половое и бесполое Предросток, спорангий, споры
виды Кукушкин лен, маршанция, антоцерос, буксбаумия безлистная сфагнум
Где обитают Во влажных и заболоченных местах В заболоченных местах
Хранилище пресной воды
значение Выделение кислорода + торф
формативное Анимация
«Мхи»

5. Закрепление знаний (ЛиО) Работа на тренажере формативное Тренажер
«Мхи»
6. домашнее задание §34-35 С. 119 задание: поставить черенки растений в воду 7.оценивание ОиО суммативное 8.рефлексия S сильные стороны W пробелы N следующее действие (что дальше) карточки
Приложение №1
3. Жаңа тақырып / Новый материал.
Мохообразные растения по количеству видов стоят на втором месте после цветковых. Во всем мире их насчитывается 22-27 тыс. видов (рис. 39 стр. 48). На земле мхи встречаются повсеместно. Особенно хорошо они растут в местах, где много влаги. В болотистых местах они полностью покрывают поверхность земли. Мхи можно увидеть на крышах деревянных домов, на стволах деревьев, на поверхности камней и на скалах. Они растут даже на сломанных ветках деревьев, даже на дне пресных водоемов. В некоторых районах Арктики и Антарктиды, где царят особо суровые климатические условия, из высших растений растут только мхи. 073660
Наука, изучающая мхи, называется бриологией.
Мохообразные - невысокие многолетние, в редких случаях однолетние травянистые растения. Bысотa мхов колеблется от 1мм до 70 см. У некоторых мхов вегетативные органы, разветвляясь, стелются по земле. Большинство из них имеют стебли и листья. Настоящих корней у них нет.
088900Функцию корней выполняют ризоиды. Ризоиды – это тонкие нитевидные многоклеточные выросты наружной оболочки. С помощью ризоидов растение поглощает воду и растворенные в ней минеральные вещества.
Стебель у мхов снаружи покрыт оболочкой, состоящей из однорядных или многорядных клеток. Такие клетки не имеют хлорофилла. Под оболочкой расположена фотосинтезирующая ткань, состоящая из клеток с хлоропластами. Проводящая, опорная, запасающая и покровная ткани развиты плохо. Транспортировка воды и минеральных веществ по стеблям осуществляется с участием проводящих тканей.
Рассмотрим два широко распространенных представителя мохообразных: зеленый мох (кукушкин мох) и торфяной мох (сфагнум).
Зеленый мох (кукушкин мох) известен также как кукушкин лен. Листья зеленого мха относятся к группе мхов со стеблем, потому что зеленый мох имеет стебли и листья. Также имеются виды, не имеющие стеблей и листьев. Зеленый мох, покрывая почву сплошным ковром, образует травяной пласт, который вытесняет другие зеленые мхи. Он впитывает из атмосферы много влаги, и это вызывает заболачивание леса. Зеленый мох – двудомное растение. (Вспомните материал 6 класса.) Мужское растение является многолетним, а женское растение - однолетнее. Высота зеленого мха 40 см. Стебель не разветвляется, содержит опорную ткань. Внутри стебля расположены проводящие пучки.
Зеленый мох прикрепляется к почве с помощью ризоидов.
Зеленые мхи, как и другие зеленые растения, питаются автотрофным способом. С помощью ризоидов они поглощают из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. В клетках листьев содержатся хлорофильные зернa. Листья поглощают углекислый газ воздуха. В результате в хлоропластах происходит процесс фотосинтеза, и образуются органические вещества.
Зеленый мох развивается бесполым и половым путями (рис. 40 стр. 49). Половое и бесполое поколения существуют совместно на одном растении.
Половое размножение. На верхушках мужского растения созревают мужские половые клетки. На верхушке женского растения развиваются яйцеклетки. В результате их слияния происходит оплодотворение и образуется зигота. Из зиготы на женском растении развивается коробочка на ножке. Коробочка полна спор, служащих для бесполого размножения. 0101600
Спора - это клетка, состоящая из двух оболочек. Созревшие споры высыпаются из коробочки наружу. При благоприятных условиях они прорастают, напоминая сначала разветвленные зеленые водоросли. Из одних проростков развиваются женские растения, из других мужские.
3. Жаңа тақырып / Новый материал.
Сфагновые, или торфяные, мхи встречаются на болотах, особенно в северных широтах (рис. 41). Их называют белыми мхами, или сфагнумом. Белыми их называют потому, что листья, где накапливается вода, светло-зеленого цвета. 2/3 части листьев занимает вода. Особенно в засушливое время мертвые клетки наполняются водой, и цвет листьев становится белым.
Торфяной мох ежегодно нарастает верхушкой, снизу отмирает и превращается в торф.
0527685Торфяной мох - это многолетнее растение с сильно ветвящимся стеблем. В отличие от зеленых и других мхов торфяные мхи не имеют ризоидов. Стебли поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли. На стеблях имеются светло-зеленые листья. Клетки листьев сфагнума 2 –х видов:
1) удлиненные, тонкие живые зеленые клетки с зернышками хлорофилла;
2) мертвые клетки, не имеющие цитоплазмы. В зеленых клетках происходит процесс фотосинтеза, и через них от листьев к стеблю проходят органические вещества. Бесцветные мертвые клетки немного крупнее, здесь накапливается запас влаги. У таких клеток сохранились только оболочки. Поскольку сфагнум раcтeт сплошным ковром, он является причиной заболачивания.
Сфагнум, как и зеленый мох, размножается половым и бесполым путями. Сфагновые мхи однодомные, обоеполые растения. При половом размножении мужские половые клетки созревают в пазухах листьев в ответвлениях стеблей. Листья, находящиеся недалеко от них, красноватого цвета. Женские половые клетки расположены на веточках укороченных стеблей.
При слиянии мужских и женских клеток происходит оплодотворение. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается небольшая коробочка, которая содержит множество спор. Бесполое размножение начинается с образования спор. Созревшие споры высыпаются из коробочки наружу. У спор, высыпавшихся на землю, появляются чашеобразные выросты. На этих выростах образуется много почек, из которых в будущем развиваются торфяные мхи.
Образование торфа. Торфяные мхи растут в увлажненных местах. Мох быстро поглощает воду и интенсивно проводит ее в другие органы, что ускоряет заболачивание почвы. Засохшая часть стебля из-за нехватки кислорода наполовину разлагается и образует торфяной слой. Органические кислоты, выделяемые мхом, замедляют его разложение.
В результате процесса фотосинтеза мхи образуют органические вещества и выделяют в воздух кислород. Мхи растут на неплодородных почвах и участвуют в образовании почвы.
Мхи являются пищей, убежищем от врагов и домом для многих птиц.
Как и другие растения, они засыхают и разлагаются при участии микроорганизмов. В результате образуется плодородная торфяная почва, пригодная для произрастания других растений. На торфяных болотах производится торф, который является горючим полезным ископаемым и широко используется в качестве топлива. Кроме того, он активно используется в качестве строительного материала (для теплоизоляции), удобрения и сырья для химической промышленности. Из торфа получают спирт, карболовую кислоту и т.д.
Мхи - хранилище пресной воды. В заболоченных местностях они принимают участие в сборе воды. Осушение болот зачастую сопровождается исчезновением обитавших на них растений и животных, обмелением некоторых рек, учащением засух.
Приложение №2
Рабочий лист
Фамилия, имя ____________________________________________________________
1.Тема урока _____________________________________________________________
Мхи
2. заполните схему:

сфагнум
Кукушкин лен

значение


Выделение кислорода

Пресная вода

Торф
Карболовая кислота,
спирт

3. результаты исследований
строение Зеленый мох Белый мох
стебель 1-40 см листья Зеленые листья Листья имеют два вида клеток: с хлоропластами + водоносные
Ризоиды + -
хлорофилл + +
Размножение Половое и бесполое Предросток, спорангий, споры
виды Кукушкин лен, маршанция, антоцерос, буксбаумия безлистная сфагнум
Где обитают Во влажных и заболоченных местах В заболоченных местах
Хранилище пресной воды
значение Выделение кислорода + торф, вода, карболовая кислота, спирт
4. Альгология– это _________________________________________________________________________________________________
5. Бриология - это_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Рабочий лист
Фамилия, имя ____________________________________________________________
1.Тема урока _____________________________________________________________
Мхи
2. заполните схему:







3. результаты исследований
строение Зеленый мох Белый мох
стебель листья Ризоиды хлорофилл Размножение виды Где обитают значение 4. Альгология– это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Бриология - это_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Ваша оценка________________________
6. Сегодня на уроке я могу похвалить:
себя за _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
моих одноклассников___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________