Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по предмету Танец для отделения хореографии школы искусств

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
имени Народного артиста СССР Л.Л. Линховоина








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»


Предметная область
ПО. 01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО


Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01 ТАНЕЦ
Срок обучения 5(6) и 8(9) лет.












Могойтуй
2014г.
Образовательная программа составлена в соответствии с Учебными планами на основе типовых примерных программ детских музыкальных школ, детских школ искусств. - Москва,2005г.






Утверждена Педагогическим советом
Протокол №2 от 04 февраля 2014г.
И.О. директора Р.Б. Блохина









Составитель: Борондонова Лариса Болотовна, преподаватель хореографических дисциплин МОУ ДОД «Детская школа искусств» им. Народного артиста СССР Л.Л.Линховоина (пгт. Могойтуй)







Рецензент: Елистратова З.М., Заслуженный работник образования Забайкальского края, преподаватель хореографических дисциплин высшей категории ГОУ СПО «Забайкальское краевое училище культуры» (техникум).




Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой учебно-методической литературы










Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа «Танец», основанная на движениях под музыку, развивает и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Танец способствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение, способствует более глубокому эмоционально-осознанному восприятию музыкально-выразительных средств, пониманию музыкальных стилей и жанров.
Танец исполняется чаще всего всем коллективом и требует четкого взаимодействия всех участников, повышает дисциплину, чувства ответственности и товарищества.
Изучение предмета «Танец» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Ритмика», «Народно-сценический танец».
Срок реализации учебного предмета «Танец»
Срок реализации данной программы составляет 2 года – младшие классы восьмилетнего обучения. Возраст обучающихся 7-9 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета, - 130 аудиторных часов. Самостоятельная работа по учебному предмету «Танец» не предусмотрена.
Таблица 1
Срок обучения/ количество часов
1 класс
2 класс


Количество часов
Количество часов

Максимальная нагрузка
64
66

Количество часов на аудиторную нагрузку
64
66

Общее количество часов на аудиторные занятия
130

Недельная аудиторная нагрузка
2
2

Консультации
2
2


Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психические особенности.
Цель и задачи учебного предмета «Танец»
Целью учебного предмета «Танец» является:
Формирование у обучающихся основных двигательных умений и навыков, необходимых для занятий классическим, народно-сценическим и историко-бытовым танцем, а также развитие творческих способностей детей.
Задачи учебного предмета «Танец» является:
развитие мышечной выразительности тела, формирование фигуры и осанки, укрепление здоровья;
формирование выразительных движенческих навыков, умение легко и координированно танцевать, ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве;
развитие общей музыкальности;
коррекция эмоционально-психического состояния;
формирование конструктивного межличностного общения, коммуникативной культуры;
формирование личностных качеств детей: силы, выносливости, смелости, воли, ловкости, трудолюбия, упорства и целеустремленности;
развитие творческих способностей детей;
формирование активного познания мира – развитие познавательных процессов;
воспитание интереса к национальной танцевальной культуре, а также толерантного отношения к танцевальной культуре других народов.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-двигательный);
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Описание материально-технических условий реализации предмета
Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебная аудитория для групповых и мелкогрупповых занятий по учебному предмету "Танец" оборудованы балетными станками, зеркалами, фортепиано
II Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:
Таблица 2
Вид учебной работы
Всего часов
Год обучения



1 класс
2 класс

Максимальная нагрузка (в часах), в том числе:
130
64
66

Аудиторные занятия (в часах)
130
64
66

Вид промежуточной аттестации, в том числе:


Контрольные уроки, зачеты (по полугодиям)

2 полугодие
4 полугодие

Консультации (в часах)
4
2
2


Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Тематический план
Таблица 3
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов


Раздел 1.
I год обучения
Музыка и танец


Тема 1.1.
Основы музыкально-ритмического движения
2

Раздел 2.
Пространство и мы


Тема 2.1.
Ориентация в танцевальном зале
2

Тема 2.2.
Рисунки танца
4

Раздел 3.
Основные элементы классического танца


Тема 3.1.
Позиции рук.
1

Тема 3.2.
Позиции ног.
1

Тема 3.3.
Понятие опорной и рабочей ноги.
1

Тема 3.4.
Demi pliй.
2

Тема 3.5.
Releve на полупальцы.
2

Тема 3.5.
Sаute.
2

Раздел 4.
Танец


Тема 4.1.
Поклоны и реверансы.
1

Тема 4.2.
Танцевальные движения.
7

Раздел 5.
«Игровое творчество»


Тема 5.1.
Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера.
2

Тема 5.2.
Игры на развитие воображения.
2

Тема 5.3.
Игры на сплочение коллектива.
2


Контрольный урок
1

Раздел 6.
Освоение танцевальных образов


Тема 6.1
Движения имитирующие «Буратино».
4

Тема 6.2
Движения имитирующие «Часики».
3

Тема 6.3
Движения имитирующие «Куклу».
4

Тема 6.4
Движения имитирующие «Кузнечика».
4

Раздел 7.
Освоение танцевального репертуара


Тема 7.1
Танец «Приглашение».
4

Тема 7.2
Танец «Смени пару».
4

Тема 7.3
Танец «Пингвины».
4

Тема 7.4
Танец «Лошадки».
4


Контрольный урок
1


Раздел 1.
II год обучения
Освоение сценического пространства


Тема 1.1.
Пространство репетиционного зала и сценической площадки.
2

Тема 1.2.
Перестроение из простых хореографических рисунков.
4

Тема 1.3
Положения корпуса epaulement.
1

Раздел 2.
Основные элементы народного танца


Тема 2.1.
Позиции рук.
1

Тема 2.2.
Позиции ног.
1

Тема 2.3.
Движения русского танца.
6


Контрольный урок
1

Раздел 3.
Основы национальной хореографии


Тема 3.1.
Образная пластика рук.
6

Тема 3.2.
Основные движения бурятского танца.
9


Контрольный урок
1

Раздел 4.
«Игровое творчество»


Тема 4.1.
Игры на развитие воображения.
3

Тема 4.2.
Игры на коррекцию эмоциональной сферы.
3

Тема 4.3.
Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера.
3

Раздел 5.
Освоение танцевального репертуара


Тема 5.1
Танец «Падеграс».
3

Тема 5.2
Танец « Сударушка».
3

Тема 5.3
Танец «Краковяк».
4


Контрольный урок
1

Тема 5.4
Танец «Полкис»
3

Тема 5.5
Танец «Ритм-вальс»
4

Раздел 6.
Слушаем и фантазируем


Тема 6.1
Элементарные формы танцевальной импровизации
2

Тема 6.2.
Самостоятельное сочинение хореографического фрагмента на предлагаемую музыку
4


Зачет
1


2.Требования по годам обучения
Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании в детских школах искусств.
Содержание тем первого года обучения
Раздел 1. Музыка и танец
Тема 1.1. Основы музыкально-ритмического движения.
Краткое содержание темы:
Понятия «ритм», «темп», характер музыкального произведения, музыкальный размер.
Раздел 2. Пространство и мы
Тема 2.1.Ориентация в танцевальном зале
Краткое содержание темы:
Основные точки зала, понятие «центр зала», положение корпуса по отношению к зрителю «en face», положение по линии танца, против линии танца.
Тема 2.2. Рисунки танца
Краткое содержание темы:
Линия, колонна, круг, круг в круге, змейка.
Раздел 3. Основные элементы классического танца
Тема 3.1.Позиции рук
Краткое содержание темы:
Подготовительное положение рук, первая, вторая и третья позиции классического танца.
Тема 3.2. Позиции ног
Краткое содержание темы:
Первая, вторая и третья выворотные позиции ног.
Тема 3.3. Понятие опорной и рабочей ноги.
Краткое содержание темы:
Опорная нога – нога, на которой находится тяжесть корпуса. Рабочая нога – нога, которая выполняет движение.
Тема 3.4. Demi pliй
Краткое содержание темы:
Полуприседания по 1-ой, 2-ой, и 3-ей позиций ног.
Тема 3.5. Releve на полупальцы
Краткое содержание темы:
Поднимание ног на полупальцы по первой, третьей и шестой позициям ног.
Тема 3.6. Saute
Краткое содержание темы:
Простой прыжок с двух ног на две по 1-ой, 2-ой, и 3-ей позициям ног.
Раздел 4. Танец
Тема 4.1. Поклоны и реверансы
Краткое содержание темы:
Поклон мальчиков. Реверанс девочек.
Тема 4.2. Танцевальные движения
Краткое содержание темы:
Сценический шаг; шаг на полупальцах; легкий бег; подскоки на месте, с продвижением вперед, вокруг себя; боковой галоп; шаг польки.
Раздел 5. «Игровое творчество»
Тема 5.1. Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера.
Краткое содержание темы:
Игра «Гусеница». Группа становится в линию. Каждый из группы передаёт свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног, при этом каждый берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться вперёд, потом назад, пока все не лягут на пол.
Игра «Ха-ха-ха». Все ложатся, кладя голову на живот другому участнику, образуя длинную цепь. Первый играющий говорит: «Ха», второй «Ха-ха», третий: «Ха-ха-ха». Так продолжается до последнего. Игра начинается заново, если кто-то засмеётся.
Тема 5.2. Игры на развитие воображения.
Краткое содержание темы:
Игра «Повтори за мной» Педагог простукивает определённый ритм ладонями (фраза чёткая и короткая) дети поочередно повторяют фразу.
Игра «Зеркало». Дети стоят друг напротив друга. Один старается точно повторить движения другого, как в зеркале.
Тема 5.3. Игры на сплочение коллектива.
Краткое содержание темы:
Игра «Липучка». Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников приговаривая:
«Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждый пойманный присоединяется.
Раздел 6. Освоение танцевальных образов
Тема 6.1 Движения имитирующие «Буратино»
Краткое содержание темы:
Шаг с каблука, подскоки с размахивающими руками, кисти рук у носа крутятся в разные стороны, приседания с выходом ноги на каблук и т.д.
Тема 6.2 Движения имитирующие «Часики»
Краткое содержание темы:
Наклоны корпуса в стороны, движения рук «как стрелки часов», подражание кукушки выглядывающей из часов и т.д.
Тема 6.3 Движения имитирующие «Куклу»
Краткое содержание темы:
Передвижение рук по классическим позициям рук, шаги на прямых ногах, наклоны корпуса вперед, назад, в стороны и т.д.
Тема 6.4 Движения имитирующие «Кузнечика»
Краткое содержание темы:
Прыжки по шестой позиции в разных направлениях, имитация игры на скрипке, и т.д.
Раздел 7. Освоение танцевального репертуара
Тема 7.1. Танец «Приглашение»
Краткое содержание темы:
М.р. – 2/4. Используемые движения: танцевальный шаг, приставной шаг, шаг на полупальцах, подскоки, тройной притоп.
Тема 7.2. Танец «Смени пару»
Краткое содержание темы:
М.р. – 2/4. Используемые движения: перевод ноги с носка на каблук, тройной притоп, простой шаг с носка, па галопа, хлопки в ладоши.
Тема 7.3. Танец «Пингвины»
Краткое содержание темы:
М.р. – 2/4. Танец построен на имитации движений пингвина.
Используемые движения: шаг по первой выворотной позиции, покачивания с ноги на ногу, разведение и собирание стоп по очереди по первой выворотной позиции.
Тема 7.4. Танец «Лошадки»
Краткое содержание темы:
М.р. – 2/4. В основе игрового образного танца – имитация движений запряженных в тройку лошадей.
Используемые движения: движение «флик», бег вперед, «движение подкова».
В конце каждого полугодия первого класса назначается контрольный урок с отметкой, на котором учащиеся демонстрируют свои занятия по пройденному материалу.
Содержание тем II года обучения
Раздел 1. Освоение сценического пространства
Тема 1.1. Пространство репетиционного зала и сценической площадки
Краткое содержание темы:
Понятия: зритель, зрительный зал, авансцена, задник, кулисы, верхние углы и нижние углы.
Тема 1.2. Перестроение из простых хореографических рисунков
Краткое содержание темы:
Построение в колонну по одному, по два в пары; перестроение из колонны в шеренгу и обратно; круг, сужение и расширение круга; перестроение из одного круга в два ряда; перестроение из большого круга в большую звезду.
Тема 1.3. Положения корпуса epaulement
Краткое содержание темы:
Положение корпуса в полуобороте по диагонали. Соотношение точек зала – 1,2,8.
Раздел 2. Основные элементы народного танца
Тема 2.1. Позиции рук
Краткое содержание темы:
Первая, вторая, третья, четвертая, пятая позиции.
Тема 2.2. Позиции ног
Краткое содержание темы:
Свободные позиции ног - первая, вторая, третья. Прямые позиции ног – первая, вторая. Закрытые позиции ног – первая, вторая.
Тема 2.3. Движения русского танца
Краткое содержание темы:
Простой шаг с носка и каблука.
Притопы одинарные и тройные
«Гармошка», «ковырялочка» с тройным притопом, « ёлочка», припадание.
Присядка (для мальчиков), хлопушки в ладошки, по бедру.
Раздел 3. Основы национальной хореографии
Тема 3.1. Образная пластика рук
Краткое содержание темы:
Упражнения для работы рук и кистей: сгибание и разгибание в запястье; вращение кистей внутрь и наружу; волнообразные движения; мягкие взмахи от локтя; круговые движения рук.
Тема 3.2. Основные движения бурятского танца
Краткое содержание темы:
Простой шаг, шаг вперед с подскоком, шаг «накрест» с переступанием, основной «ехорный» шаг с продвижением, покачивание на месте по второй позиции ног, «качалочка», бег «скачки» с выносом одной ноги вперед, поворот с переступанием на месте.
Раздел 4. «Игровое творчество»
Тема 4.1. Игры на развитие воображения
Краткое содержание темы:
Игра «Быстрые превращения». Под быструю музыку дети свободно двигаются. Когда музыка остановится, дети превращаются в того, в кого скажет ведущий. Баба-Яга, роботы, грустный клоун весёлый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, вежливый манекен. Музыка на 30 сек.-1 мин.
Игра «Возьми и передай». Дети стоят в кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Юля передаёт Насте горячий утюг, та боится обжечься, показывает какой он горячий. Настя передаёт Оксане торт и т.д.
Тема 4.2. Игры на коррекцию эмоциональной сферы.
Краткое содержание темы:
Игра “Танцы – противоположности“. Дети в парах под ритмичную музыку танцуют танец, изображая противоположные чувства.1- грустный, 2- веселый. Через 1-2 минуты дети меняются ролями. Примерные пары чувств: нервный - спокойный, беспечный - озабоченный, сердитый - довольный, жадный - щедрый, трусливый – смелый, бунтарский - покорный.
Тема 4.3. Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера.
Краткое содержание темы:
Игра «Ноги в руки». Группа становится в линию. Каждый кладёт руку на плечо впереди стоящего участника, и поднимает ногу. Второй рукой, стоящие сзади участники, подхватывают ногу впереди стоящих. Задача – пропрыгать без разрыва большее расстояние.
Раздел 5. Освоение танцевального репертуара
Тема 4.1. Танец «Падеграс»
Краткое содержание темы:
М.р. – 4/4. Используемые движения: приставной шаг плие по третьей позиции с выносом ноги на носок, танцевальный шаг, шаг с выносом ноги на носок вперед или назад.
Тема 4.2. Танец «Сударушка»
Краткое содержание темы:
М.р. – 2/4. Используемые движения: тройной шаг с ударом полупальцами, повороты в паре, «до-за-до».
Тема 4.3. Танец «Полкис»
Краткое содержание темы:
М.р. – 2/4. Используемые движения: двойной подскок, перескоки, боковые прыжки, галоп с прыжком-пике.
Тема 4.4 . Танец «Ритм-вальс»
Краткое содержание темы:
М.р. – 3/4. Используемые движения: шаг с ударом на месте и в продвижении, двойной удар подушечкой ступни, шаг в сторону с наклонами корпуса.
Раздел 6. Слушаем и фантазируем
Тема 6.1. Элементарные формы танцевальной импровизации
Тема 6.2. Самостоятельное сочинение хореографического фрагмента на предлагаемую музыку
С учащимися во втором классе в первых трех четвертях проводятся контрольные уроки.
В конце второго года обучения проводится зачет с отметкой, которая выставляется в свидетельство об окончании школы.




График промежуточной аттестации
Таблица 4
класс
График


1 полугодие
2 полугодие

1
2
3

1 класс
контрольный урок
контрольный урок

2 класс
контрольный урок
зачет


Требования к контрольным урокам и зачетам
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
- уметь выполнять комплексы упражнений с учетом индивидуальных особенностей организма;
- уметь сознательно управлять своим телом;
- владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма;
- уметь координировать движения;
- владеть, в достаточной степени, изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание основных элементов классического и народного танцев;
- знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;
- умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
- умение ориентироваться на сценической площадке;
- умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
- владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
- навыки перехода из одной фигуры в другую;
- владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
- навыки комбинирования движений;
- навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
А также:
- умение воспроизводить метроритмический узор народной музыки средствами народно-сценического танца и элементарных хореографических средств;
- навык освоения пространства репетиционного и сценического зала, линейное, круговое построение, основные фигуры-рисунки танца, положения в парах и в массовых коллективных номерах;
- умение определять характер музыки, менять характер движений в соответствии со сменами музыкальных частей;
- умение определять сюжетные и драматургические элементы в инсценировках песен и хороводов;
- навыки использования самостоятельности, силы воли, развивать их;
- осознавать значение результатов своего творческого поиска.
IV.Формы и методы контроля, система оценок
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся:
Формы текущего контроля:
- творческий просмотр постановочных работ;
- зачетные занятия, открытые уроки;
- проверочные задания.
Формы промежуточной аттестации:
- контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде творческих показов.
Программа предусматривает, проведение для обучающихся консультаций, с целью их подготовки к контрольным урокам.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения:
Таблица 5
Оценка
Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)
отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, отсутствие свободы исполнения и т.д.

2 («неудовлетворительно»)
комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой <<+>> и <<->>, что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
По завершению изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работам
При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является у детей танцевальной выразительности. Однако необходимо отметить, что выразительность исполнения – результат не механического «натаскивания», а систематической работы, когда ученик от более простых заданий, связанных с передачей характера музыки в двигательно-ритмических упражнениях, постепенно переходит к более сложным, передающим стиль, характер танцев, развитие образа персонажа в сюжетных постановках.
В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку, не допуская перенапряжения детей, не злоупотребляя партерной гимнастикой и прыжковыми движениями. В каждой группе танцев, предложенных для изучения в программе, даны несколько однотипных, что дает возможность выбора подходящего материала в зависимости от местных условий. Широко могут быть использованы этюды, составленные самим педагогом. Очень полезна этюдная работа над небольшими сюжетами танцами, отражающими школьную жизнь, сказочные сюжеты, образы животных, птиц, явления природы.
Урок. Урок является основной формой учебного процесса. Урок характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности преподавателя и учащихся, определенностью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала. Как часть учебного процесса урок может содержать: организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; контроль и самоконтроль преподавателя и учащихся.
При организации и проведении занятий по предмету «Танец» необходимо придерживаться следующих принципов:
- принципа сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
- принципа наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема и т.д.;
- принципа доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у обучающихся снижается интерес к занятиям. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении трудностей;
- принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники исполнения элементов и освоения новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.
Список музыкального материала (по выбору преподавателя)
1.Барток Б. «Микрокосмос». Тетради 1,2.
2.Брамс И. Венгерские танцы: Танец №5 fis-moll
3.Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»
4.Векерлен Ж.Б. «В лесу осел с кукушкой»
5.Глинка М.И. «Камаринская»
6. Глинка М.И. Арагонская хота
7. Глинка М.И. Вальс-фантазия
8. Глинка М.И. Опера «Руслан и Людмила»: Восточные танцы из 4 д.
9. Григ Э. Музыка к драме «Пер Гюнт»: «Утро»
10. Григ Э. Норвежские танцы: Халлинг А-dur
11. Григ Э. Шествие гномов, танец эльфов;
12. Дакен Л. «Кукушка»
13. Дворжак А. Славянские танцы: Танец №8 g-moll
14. Лядов А. «Кикимора», «Волшебное Озеро», «Баба яга», «Музыкальная табакерка»
15. Моцарт В. А. Маленькая ночная серенада, 2 ч.
16. Моцарт В. Опера «Вольшебная флейта»
17. Мусоргский М. «Картинки с выставки»
18. Прокофьев С. «Гадкий утенок»
19. Прокофьев С. «Детская музыка»
20. Прокофьев С. Балет «Золушка»: «Часы», «Фея Сирени»
21. Прокофьев С. Опера «Любовь в трем апельсинам»
22. Прокофьев С. Сказки старой бабушки
23. Равель М. Опера-балет «Дитя и волшебство»
24. Рахманинов С. Юмореска
25. Римский-Корсаков Н. Выступление К опере «Садко»
26. Римский-Корсаков Н. Выступление К опере «Снегурочка»; Марш царя Берендея
27. Римский-Корсаков Н. Опера «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда»,
«Полет шмеля»
28. Римский-Корсаков Н. Симфоническая сюита «Шехеразада, 1 ч
29. Россини Д. «Кошачий дуэт»
30. Сен-Санс К. «Карнавал животных»
31. Стравинский И. Балет «Петрушка»: «Русская»
32. Чайковский П. «Времена года»
33. Чайковский П. «Детские песни»
34. Чайковский П. «Детский альбом»
35. Чайковский П. Балет «Щелкунчик»: Марш
36. Чайковский П. Балет «Щелкунчик»: Сюита танцев
37. Шопен Ф. Полонез A-dur
38. Шостакович Д. Праздничная увертюра
39. Шостакович Д. Танцы кукол
40. Штраус И. Марш Радецкого
41. Шуберт Ф. Баллада «Лесной царь»
42. Шуберт Ф. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»: «Охотник»
43. Шуберт Ф. Песня «Форель»
44. Шуман Р. «Альбом для юношества»: «Дед-Мороз»
45. Шуман Р. «Альбом для юношества»
46. Шуман Р. «Детские Сцены»
47. Шуман Р. «Карнавал».
VI. Список рекомендуемой методической литературы
Бондаренко Л. Ритмика и танец. модифицированная (Мир информатики/под ред. В. В. Теренина. – Екатеринбург: компания «Кирилл и Мефодий»,2003.)
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - 2-е., исп. И доп. – СПб: ЛОИРО, 2000
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968
Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. – М., 2001г.
Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. – М., «Алетейа», 2000
Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972 – Вып. 1, 1973 – Вып. 2
Ладыгина Л.А. Музыкальное содержание уроков танца //Современный бальный танец. – М., 1993
Ладыгина Л.А. Музыкальное оформление уроков танца. – М. Изд-во АРБ, 2000
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: учебн. пособие для студ. Учреждений ред. Проф. Образования. – М.: ООО «Век информация», 2009
Холл. Д. Уроки танцев. Лучная методика обучения танцам/ Джим Холл; пер. с англ. Т.В. Сидориной. – М .:АСТ: Астрель, 2009
Шершнев В.Г. От ритмики к танцу. Развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. – М.: «Один из лучших», 2008










15