Методическая разработка урока по сольфеджио на тему Тональность ре минор


Методическая разработка урока
по предмету «Сольфеджио»
второй класс ДШИ и ДМШ
по теме «Тональность ре минор».
Составила: преподаватель теоретических дисциплин
Рассохина Виктория Юрьевна
Методическая разработка открытого урока по предмету Сольфеджио
2 класс, тема «Тональность Ре минор».
Дата: 16.01.17г.
Раздел: Тональности
Тема: Тональность Ре минор
Тип урока: комбинированный.
Цель: Формировать первичные знания, умения и навыки по теме: Тональность Ре минор. Расширить знания учащихся о тональностях.
Задачи:
- образовательная:
-формирование чёткого представления о тональности Ре минор: ключевые знаки, устойчивые, неустойчивые ступени, тоническое трезвучие.
-развивающие:
- развитие слухового представления о тональности, вокально-интонационных навыков, мелодического слуха, музыкальной памяти.
-воспитательные:
- воспитание музыкально-художественного вкуса
Методическое оснащение урока:
- доска;
-фортепиано;
-нарисованная большая клавиатура;
-карточки для составления мелодического диктанта.
Методы обучения:
- Словесный (рассказ, объяснение),
- Наглядный
- Практический (пение упражнений, слуховой анализ).
Формы организации учебного процесса: 
- групповая

План урока:
1. Приветствие.
2. Устный опрос.
3. Объяснение нового материала.
4.Изучение новых номеров.
5.Мелодический диктант по карточкам.
6.Объяснение домашнего задания.
7.Выставление оценок.
8. Окончание урока.
Ход урока:
1. Преподаватель: - Здравствуйте, ребята! Кто желает, исполнить нашу приветственную песенку? (Учащиеся поднимают руки, преподаватель выбирает ребёнка, который исполнит ранее выученную песенку-приветствие в диалоге с остальными учащимися, после песенка исполняется ритмически, так же в диалоге с классом).
2. Преподаватель: - Хорошо! А теперь давайте проведём устный теоретический опрос, кто желает? (Опять преподаватель выбирает одного учащегося, который проводит опрос по терминам и ранее пройденным темам, после чего сам оценивает каждого ребёнка).
3. Преподаватель:
- Молодцы! А сегодня мы с вами пройдём новую тему - тональность Ре минор! Давайте вспомним, что такое тональность? (Ответ учащихся).
- Правильно! Какие минорные тональности мы прошли? (Ответ учащихся). - Да! Теперь давайте вспомним строение минорной гаммы! (Ответ учащихся). Верно! Нам нужно узнать, есть ли в тональности Ре минор знаки, и если есть, то какие. Для этого, от тоники мы будем подниматься до тоники, по правилу строения минорной гаммы. А какая тоника в тональности Ре минор? (Ответ учащихся).
- Правильно! (Преподаватель показывает на нарисованной клавиатуре тонику, учащиеся. следуя правилу начинают подниматься до тоники, тем самым находят ключевые знаки в тональности Ре минор). - Вот мы с вами и выяснили, что в тональности Ре минор есть один ключевой знак Си бемоль. Вспомните. а в какой ещё тональности, которые мы проходили. есть знак Си бемоль? (Ответ учащихся).
- Правильно, в тональности Фа мажор точно такой же знак при ключе. Теперь откройте тетради, и мы запишем тему урока - Тональность Ре минор, буквенное обозначение этой тональности - маленькая латинская буква d, её напишем в скобочках возле темы. А ещё в рамочке возле темы нужно написать знак Си бемоль. К доске выходит желающий и пишет гамму в тональности Ре минор. Закрываем за собой дверь на нотном стане, ставим скрипичный ключ, ставим знак Си бемоль и пишем гамму, снизу подписываем ступени римскими цифрами. (Один учащийся выполняет задание у доски с помощью педагога, остальные пишут в тетрадь).
- Теперь открываем учебники на странице 57 и смотрим упражнения под буквами а и б. Определяем тональность, называем размер, анализируем движение мелодии. Исполняем упражнения, одновременно простукивая рукой метр. Теперь назовите, какие ступени мы называем устойчивыми, а какие неустойчивыми? (Ответ учащихся).
- Верно, нужно их то же записать. (К доске приглашается один учащийся, выполняет задание, остальные делают в тетради). - Посмотрите упражнение под буквой в. Определите тональность, назовите размер, подумайте, по каким звукам идёт мелодия. (Ответ учащихся). - Правильно! Давайте исполним это упражнение.
4. Преподаватель: - А сейчас мы разучим №228, как он называется? Кто композитор? В каком темпе нам рекомендуют исполнять номер? (Ответы учащихся).
- Верно! Определите тональность, с какой ступени номер начинается. Назовите размер такта и ответьте, какими длительностями нужно стучать метр? (Ответы учащихся).
- Теперь исполним этот номер. (Номер исполняется 2-3 раза, в зависимости от затруднений учащихся).
5. Преподаватель: - Теперь мы соберём на слух мелодический диктант по карточкам. (Преподаватель раздаёт заранее подготовленные карточки (отдельные такты мелодического диктанта, учащиеся, прослушав 3-4 раза мелодию, должны поставить карточки в правильном порядке)).
- Молодцы! Перепишите диктант к себе в тетради.
6. Домашнее задание: диктант выучить наизусть, №228 учить по нотам.
7. Выставление оценок.
8. Преподаватель: - Урок подошёл к концу, и я приглашаю для исполнения заключительной песенки учащегося, который исполнял приветственную песенку.

Используемая литература:
Н.Баева, Т.Зебряк: Сольфеджио для 1-2 классов;
Г.Фридкин: Музыкальные диктанты