Выступление на педагогических чтениях «Использованье видеоматериалов, как один из методов повышения интереса к предмету»

Применение учебных видеофильмов прочно вошло в практику моей работы учителя. Так как использование видеоматериалов на уроках физики в условиях сельской школы способствует повышению интереса у учащихся к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышают интерес к обучению. Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять. В любом разделе курса физики есть главы, трудные для понимания учащимися. Например, в 7 классе «Молекулярная физика», в 8 классе «Электрические явления», в 9 классе «Оптика» и т. д. Чтобы понять суть непростых физических явлений и процессов, нужно обладать и эрудированностью, и наглядно-образным мышлением, что развито не у всех ребят. В этом случае на помощь приходит одно из распространенных средств обучения ИКТ – персональный компьютер (далее ПК).
Дидактические функции учебного видеоматериала чрезвычайно многообразны. Их можно рассматривать как:
источник новых знаний;
средство обобщения и систематизации знаний;
средство иллюстрации учебного материала;
вспомогательное средство для контроля знаний:
средство для последующей самостоятельной работы, такой как чтение текста учебника и сравнение его с содержанием фильма, составление сжатого или развёрнутого плана, воспроизведение дикторского текста при повторном показе с отключенным звуком, отбор материала для сообщения, письменной работы, проведения демонстрационных опытов.
Среди многих методов, которыми я пользуюсь на уроках, особое значение имеет эксперимент, который является неотъемлемой органической частью курса физики средней школы. Демонстрационные опыты зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действие некоторых новых приборов и установок, иллюстрируют технические применения физических законов. На протяжении всего курса физики эти опыты пополняют и расширяют кругозор учащихся. Кроме того, демонстрационный эксперимент служит источником знаний, доказательством справедливости различных теоретических положений, способствует выработке убежденности, развивает умения и навыки учащихся.
Однако многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы и учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете.
Но из этого положения можно найти выход– использовать видеодемонстрации на уроках различных типов. Практика использования видеодемонстраций показывает, что они могут быть хорошим дополнением к проводимому на уроке экспериме
·нту. Ими можно дополнить натурные демонстрации. Это дает целый ряд преимуществ:
Во-первых, мелкие детали установок и небольшие размеры некоторых значимых явлений, которые плохо различимы с рабочих мест учеников, можно при необходимости показать на весь экран.
Во-вторых, на видеозаписи можно манипулировать временем, т.е. растянуть быстротекущий процесс (вспышка огнива, падение тел), или значительно сократить растянутые во времени процессы (диффузия в жидкостях).
В-третьих, в случае сложной электрической схемы установки удобно сначала показать и разъяснить принципиальную схему, а затем соотнести её с монтажной схемой.
В-четвёртых, можно продемонстрировать природные явления, недоступные непосредственному наблюдению на уроке: разряд молнии, приливы и отливы, падение тел и т.д.
Как бы ни был интересен видеоролик с точки зрения яркости, эффектности, выразительности демонстрируемого явления, он будет не более чем развлекательным, если не войдет органически в контекст изложения учебного материала. Дублирование опытов одного содержания с использованием разных демонстраций позволяет учащимся глубже проникнуть в сущность изучаемого явления. Однако следует учесть, что восприятие нового происходит не мгновенно, оно требует известного промежутка времени для осмысления. И если сразу демонстрируется несколько экспериментов, то одно и то же явление, показанное в разных опытах, может быть воспринято учениками как различные по существу. Поэтому множественность опытов может оказаться не только бесполезной, но даже вредной для понимания показываемого явления. Иногда возникает необходимость повторной демонстрации опыта. Например, в том случае, когда рассматривается сложное физическое явление, или оно быстро протекает и при однократном показе не все ученики успевают заметить главное. Повторение демонстрационного опыта способствует его запоминанию, образованию устойчивого зрительного образа наблюдаемого явления. Использование видеомагнитофона позволяет легко осуществить повтор только что просмотренных кадров.
Видеодемонстрация является не заменой живого эксперимента, а новой составной частью средств наглядности и дополнением к системе учебного эксперимента.
В ходе.
Проанализировав результаты обученности учащихся за последние три года, то видно, что процент качества знания возрастает, так же возрастает и средний балл итогов ЕГЭ по предмету.
Анализ результатов обученности учащихся за последние три года показал:

%
2012-2013
учебный год
2013-2014
учебный год
2014-2015
I полугодие

КЗ
41%
46%
60%

УО
100%
100%
100%



Итоги экзаменов в форме ЕГЭ:
%
2009-2010
учебный
год
2010-2011
учебный
год

2011-2012
учебный
год
2012-2013
Учебный год

Процент сдавших
100%

-
-
100%


Средний балл
36
-
-
49




15