Проект:Геолого-экологическая экскурсия «Кунгуртауская астроблема озера Круглое».


ОФ «Гражданский Альянс Костанайской области «ГрИн»».
Заявка на участие в Ярмарке социальных значимых идей и проектов в Костанайской области «Через социальные инновации к повышению качества жизни казахстанцев»
Сфера и виды деятельности вашей организации
Работа с детьми и молодежью
2. Название организации:
Инициативная группа ГУ «Талдыкольская основная школа отдела образования Камыстинского района»
Руководитель инициативной группы:
Досмухамедова Роза Килымжановна – учитель географии и биологии, руководитель научного общества учащихся
Миссия организации, основные направления работы
Концепция образования в школах Республики Казахстан ставит одну из основных задач: «Изучать родной как часть всемирной географии, заложить, таким образом, объективную основу патриотизма и любви к родной местности и неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир, чувство гордости к успехам родного края и сострадания к его проблемам»
3.Форма участия в Ярмарке:
Конкурс социальных идей и проектов
4.1.Наименование проекта
Геолого-экологическая экскурсия «Кунгуртауская астроблема озера Круглое».
4.2. Номинация по которой подается проект
«Люблю тебя, мой край родной»
4.3. Краткая аннотация идеи проекта
На нашей планете достоверно установлено чуть более сотни крупных природных объектов, связанных с ударным воздействием космических тел. Кунгуртауская астроблема одно из уникальнейших природных объектов, образовавшееся при соударении метеорита о поверхность земли примерно 25 млн. лет тому назад. Астроблема (от астро...и греч. blema — рана, т.с. "звёздная рана"), термин, предложенный в 1960 американским геологом Р. С. Дицем для названия геологической структуры древнего метеоритного кратера.
Этот уникальный объект расположен на западном борту Тургайского прогиба в 9 км. к югу от п. Сахаровка Камыстинского района Костанайской области ( 24км от села Талдыколь, 300км от г.Костанай). На месте ударной воронки на рубеже олигоцена – миоцена сформировался озерный водоем.
Н.С. Скрябиным и Г.А. Берсеневым в 1965 г. при проведении геологической съемки масштаба 1:50000 на площади листа М-41-16-Б, было установлено наличие рыхлых покровных отложений мощностью 200м. в скважине № 138. Тогда как всеми остальными скважинами в районе породы фундамента вскрывались на глубинах не более 20м., в среднем около 10м. Эти и другие факты сыграли важную роль в обосновании гипотезы о метеоритном происхождении озера Круглого, позволившей достаточно хорошо увязать между собой и объяснить все имеющиеся геологические и палеоботанические данные, а также материалы аэрофотосъемки Гипотеза эта впервые изложена в печати В.Н. Воиновым и А.Я. Брагиным в 1992 г.в первом выпуске «Топорковских чтений» и в настоящее время признаётся большинством исследователей.
4.4. Постановка проблемы
На территории Республики Казахстана сравнительно изучены две астроблемы Жаманшын (в районе Иргиза) и Шулак (в Карагандинской области), а о Кунгуртау сведения только лишь на планшете. Кунгуртауская астроблема представляет собой огромную национальную и мировую ценность как эталон природной экосистемы. Задача экскурсии – способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии будет излагаться в соответствии с данными разделов науки, оказывая содействие формированию мировоззрения. Наш проект несёт просветительскую функцию. Изучено достаточно много научной литературы, найден специальный материал по озеру Круглое, проделана большая работа. Подготовлен практический материал, собранный в два приложения, который будет интересен большому кругу лиц.
4.5.Цели и задачи проекта
Цель проекта: внедрение и реализация эффективной системы экологического воспитания в социокультурном пространстве, через практические знания.
Задачи проекта:
1.Создание условий для понимания взаимосвязей в природе и места человека в них через общение с природой.
2.Эффективное применение усвоенных знаний в практической ситуации и успешное использование их в процессе социальной адаптации.
3.Знакомство с геологическим строением Тургайского прогиба позднего палеозоя и мезозоя на примере уникального природного объекта – Кунгуртауской астроблемы озера Круглое;
4.6.Территория реализации проекта
Не уезжая в дальние края в непосредственной близости от дома, имеется возможность наблюдения и изучения уникального природного объекта. В геолого-экологическую экскурсию будут приглашаться школьники 7-11 классов района (области) молодежь, представители органов образования и культуры и все желающие совершенствовать свои знания в области экологии, краеведения, геологии, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки исследовательской работы.
4.7. Целевая группа
1.Родительская общественность;
2.Главы к/х, представители ТОО, ИП, ГУ,НПО;
3.Педагогические коллективы, учащиеся школ, молодежь;
4.8. Описание деятельности по проекту
№ Мероприятия
1 Координационная работа с общественными организациями, спонсорами, органов СМИ, руководителей и работников ГУ
2 Разработка буклета, эл.презентации и информационно-просветительского материала: «Кунгуртауская астроблема озера Круглого».
3 Подготовка семинара- практикума для школьников Камыстинского района
4 Разработка безопасного маршрута геолого-экологической экскурсии.
5 Обучающие занятия, практические тренинги с волонтерами, экскурсоводами, инструкторами
6 Обустройство территории и маршрута геолого-экологической экскурсии г.Кунгуртау и озера Круглого
7 Проведение геолого-экологической экскурсии «Кунгуртауская астроблема озера Круглое».

Методы исследования проблемы:
1.Изучение специальной научной литературы по данной теме
2. Работа с определителями растений, животных, минералов и горных пород
3.Анализ литературы, научных данных
4.Опрос, анкетирование
4.9.Социальное партнерство в рамках проекта
1.Создание и оформления альбома «Кунгуртауская астроблема озера Круглого» для студентов Костанайского пединститута.
2.Размещение отчета по работе на сайтах: ОФ «Гражданский Альянс Костанайской области ГрИн», регионального ресурсного центра западного региона Костанайской области.
3.Сообщение в газетах: «Камыстинские новости», «Костанай-Агро», «Учительская газета»; радио «Алау».
4.Проведение мастер-классов, практических семинаров, экскурсий
5.Создание фотоальбома, видеоматериала, брошюр просветительского характера «Кунгуртауская астроблема озера Круглого» и их распространение среди жителей района и области
4.10.Ожидаемые результаты
-  факт осознанного продолжения  изучения  географии края и краеведения вообще учащимися школ;
-   высокий уровень познавательной активности населения;
-   толерантность как приобретенный навык культуры общения и  как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания
- научная работа учащихся по теме сохранения биоразнообразия и геологической истории родного края;
4.11. Устойчивость проекта
В основу экскурсии положен принцип пропаганды знаний, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. В содержании геолого-экологической экскурсии будет излагаться материал из раздела современной науки, оказывая содействие формированию мировоззрения. Для геолого-экологической экскурсии «Кунгуртауская астроблема озера Круглое» характерны такие признаки, как предметность, вещественная доказательность (наглядность) и обзорный рассказ будет являться лишь комментарием к зрительной характеристике природных объектов. Экскурсия будет демонстрировать применение важного метода научного исследования, с которыми учащиеся вообще очень редко сталкиваются - метод реконструкции. Суть его в том, что исследователь по остаточным признакам восстанавливает перед своим внутренним взором целое…
При дальнейшем серьезном изучения Кунгуртауского объекта школьниками Костанайской области, а затем и Республики, будет получена новая информация, которая возможно будет использована в геологии, в палеонтологии, палеоботанике, зоологии, в глобальных вопросах в области экологии. Информация по геологии, палеофаунистики, палеоботанике, климатологии, радиологии, экологии, ботанике, зоологии и т.д. позволят уточнить схемы олигоцен-миоценовых отложений различных районов Казахстана и СНГ, а также определить генеральные линии развития флоры и фауны за 25 млн. лет в пределах полузакрытой системы астроблемы (трубка взрыва?). Альбомы, каталоги, видеофильмы, фото растительного и животного мира в т.ч. и эндемичных форм палеогена, несомненно, будут пользоваться спросом в научных кругах и популярных телевизионных программах. Это в целом поднимает престиж Казахстана.