ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Григорьева Людмила Алексеевна
преподаватель
Челябинского техникума текстильной и лёгкой промышленности
г.Челябинск
Аннотация: В статье рассмотрен комплекс мероприятий, направленный на реализацию социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессиональной подготовки. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования является одним из главных направлений деятельности педагогических коллективов техникумов и колледжей.
Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; профессиональное образование; адаптированные образовательные программы; создание доступной предметной среды.
Современное общество стремительно развивается, и наша страна претендует на статус лидера мирового сообщества. Одним из приоритетов государственной политики является глобальный общественный процесс – интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современный социум.
Именно техникумы и колледжи являются основным средством осуществления социальной адаптации и социализации лиц с ОВЗ. В системе СПО необходимо создавать условия для их успешного профессионального самоопределения и социализации, что предполагает разработку и реализацию мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению, профориентации, трудоустройству.
Обучение студентов с ОВЗ в техникумах и колледжах, прежде всего, начинается с создания доступной предметной среды и разработки адаптированных образовательных программ профессионального обучения.[5]
При создании доступной предметной среды учитывается вариативность данного понятия, что позволяет осуществить несколько подходов для реализации этого мероприятия. Одним из подходов является не только беспрепятственное использование объектов материального характера и обеспечение доступа в здание образовательного учреждения, но и создание благоприятной толерантной обстановки, обогащённой содержательным предметным окружением. Такой подход обеспечивает благополучное эмоциональное состояние, стимулирует различные формы активности обучающихся с ОВЗ.[3] Второй вариант доступности предметной среды характеризует доступность информации – состояние информации, при котором обучающиеся имеют право доступа и реализуют его беспрепятственно в образовательных целях. При реализации этого подхода необходимо учитывать особенности обучающихся с ОВЗ и по необходимости использовать программы по усилению звука или многократного увеличения изображения.
При разработке адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования необходимо уделить особое внимание описанию тех способов и приёмов, посредством которых обучающиеся с ОВЗ будут осваивать содержание образования. Использование ИКТ органично дополняет традиционные приёмы работы, расширяя возможности организации взаимодействия преподавателя со студентами. При изучении материала в электронном виде появляется возможность неоднократно повторять основные положения. Ещё один эффективный приём предоставления образовательной информации – это мультимедийные презентации и видео уроки. Так же преподаватель в своей работе может использовать интерактивную доску, которая позволяет лекционные и практические занятия сделать более увлекательными, что повышает интерес обучающихся с ОВЗ к образовательному процессу.[1]
К реализации адаптированных образовательных программ важно привлекать психологов, социальных педагогов, сурдопедагогов, сурдопереводчиков, тифлопедагогов, тифлосурдопереводчиков. Привлечение этих специалистов позволит решить вопросы эффективной адаптации и социализации, обеспечит психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Особое внимание в процессе обучения необходимо уделять индивидуальной работе преподавателя со студентами. Направление этой работы подразумевает несколько форм взаимодействия: консультации, т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углублённое изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа.
Мощной информационной и консультационной поддержкой является использование информационно-коммуникационных технологий, что позволяет обучающимся осуществлять дистанционное общение с преподавателем, используя для этого форум, чат, социальные сети, электронную почту.[2]
При реализации мероприятий по трудоустройству необходимо привлекать обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях.[4] Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности обучающихся, создают оптимальные условия для самореализации личности, её профессиональной и социальной адаптации, повышения уровня профессионального мастерства, формирования портфолио, необходимого для трудоустройства. Кроме того, необходимо проводить мероприятия по повышению информационной поддержки работодателей, предоставлению точной информации о возможностях лиц с ОВЗ, их потребностей и способностей.
Основная задача, стоящая перед организациями среднего профессионального образования по профориентации обучающихся с ОВЗ, - это удовлетворение потребности личности в получении профессии. Для решения поставленной задачи необходимо реализовать комплекс мероприятий: стремиться к повышению качества теоретического и производственного обучения, прививать любовь к профессии, совершенствовать материально-техническое, программное и научно-методическое обеспечение учебного процесса.
Список литературы:
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – 2012.
Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. – М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 сМакаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Правда, – 1979. – 640 с.
О направлении методических рекомендаций Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № 06-443
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2016 г. – М.: Издательство «Эксмо», 2016. – 224 с.