Развитие координации слуха и голоса младших школьников на уроках музыки.


Значение упражнений по развитию координации слуха и голоса младших школьников в процессе развития вокально-хоровых навыков.
Квашнина М.П., учитель музыки МАОУ «Школа №1» КГО
Одной из задач музыкального образования в младших классах является: развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания.
Развивая певческий голос в первом, втором классе чаще всего приходится работать сначала над развитием координации слуха и голоса. С возрастом, развитый голос становится более сильным, так как голосовые связки растут и тогда уже перед учителем встают новые задачи по развитию певческого голоса. Поэтому Фонопедический метод Виктора Емельянова я активно использую в начальной школе с элементами игры. Ведь игровая деятельность ещё остаётся ведущей в первом, втором классе в возрасте 6-7лет.
Упражнения, предложенные автором метода, необходимо усваивать постепенно, в определённой последовательности, чтобы эти упражнения стали своего рода тренингом. Перед разучиванием песен, я на каждом уроке выполняю с учащимися этот комплекс упражнений, в который входят: артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения и голосовые сигналы доречевой коммуникации, ребята с удовольствием его выполняют. Каждое упражнение сопровождается иллюстрацией.
Данные упражнения можно использовать и в работе с хором, солистами. Со временем, становясь старше, учащиеся выполняют эти упражнения довольно таки быстро, уверенно и тогда я начинаю работу над дыханием, тембровой окраской голоса, чистотой интонации. Данный комплекс я использую больше десяти лет, и результатом становятся победы вокальных ансамблей учащихся школы на городских фестивалях и конкурсах.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАСПЕВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
по методу В.Емельянова
(1-4 КЛАСС)

Упражнение «Сверчок» В уголке сидит сверчок
Ему покажем язычок.
Язычок убрали, красивые стали.
Покусать кончик языка до активизации слюнных желез.
Давайте детки, пожжем конфетки.
Пожевали, раскусили и всё проглотили.
Покусать язык, постепенно его высовывать, чтобы дети стали покусывать середину языка.

Упражнение «Бурёнка» Бурёнка по полю идёт
Травку щиплет и жуёт.
За одной щекой, за другой,
Покачала головой
И пошла к себе домой.
Пожевать язык попеременно на одной и на другой стороне рта для увлажнения.

Упражнение «Белочка» На пушистой ветке
Белочка живёт
Утром умывается,
Песенки поёт
(Проводим небольшой массаж лицевой мускулатуры)

Упражнение «Ёжик». Вдруг, видит, ёжик по дорожке побежал,
Цветочек понюхал, змею увидал
Глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот.

«Не шипи Змея, не боюсь я тебя! - сказал он змее.
Произносим в низком, среднем и высоком регистре.
Упражнение «Змея». А она как зашипит!
Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной и после каждой согласной, рот принимал исходное положение. Последовательность согласных: Ш, С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж.

Упражнение «Медведь».
Здесь осваивается последовательность гласных в низком не фальцетном режиме.
Произносим с угрожающей интонацией: У, УО, УОА, УОАЭ, КОАЭЫ и в обратном порядке: Ы, ЫЭ,ЫЭА,ЫЭАО,ЫЭАОУ.

Упражнение «Качели». Рот открыт на максимум, и пальцы контролируют мягкость щёк. В этом упражнении дети осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани нефальцетного и фальцетного. Последовательность гласных «У-у», «У-о», «О-а», «А-э», «Э-ы», «Ы-ы».

Упражнение «Динозаврик». Рисуем голосом большого зверя с очень маленькой головой, очень длинной шеей, громадным туловищем, толстыми ногами, уходящим в болото хвостом.
«у-У», «О», «А», «Э», «Ы».

Упражнение «Машинки». Чередование вибрации губ и гласной «Ы». Пять шагов гаммы. Тональность ля бемоль мажор. Рот открывается максимально, язык становится в положение «Ы». Те же самые упражнения повторяются на октаву выше.

Упражнение «Унисон». На звук «Ю» от ноты соль первой октавы поём до ноты до второй октавы.

Упражнение «Стаккато». Поём на звуке «Ю» от ноты до второй октавы вверх на два тона и обратно до ноты до первой октавы

Упражнение «Гамма». Семь нот как семь цветов радуги. Гамму «До мажор» поём с названием нот вверх и вниз на легато, затем вниз от до второй октавы до ноты до первой в ритме польки до-о, си-и, ля-а, и т.д. То же поём вниз в ритме вальса До-о-о, си-и-и, ля-а-а и т.д., потом в ритме марша.
Упражнение «Унисон». Снова выстраиваем унисон на звуке соль первой октавы.
ИСТРИЯ О ПЧЁЛКЕ МАЙЕ.
Данный материал разработан Квашниной М.П. по мотивам мультфильма «Пчёлка Майя». Создан он для распевания младших школьников 1-2 класс по методу В.Емельянова. Сопровождается история яркими иллюстрациями.
Однажды утром проснулась пчёлка Майя. Улыбнулась она солнышку, потянулась, позевала. Дети потягиваются, выпрямляют спину, освобождая диафрагму, изображают, как они позевают, открывают глубоко рот.

Для того чтобы умыться, Майя подпрыгнула на листке и капелька скатилась вниз, прямо к ней в ладошки. Проводим небольшой массаж лицевой мускулатуры.
Умывшись, майя стала будить своего друга Вили. Счёт от 1 до 10 с постепенным усилением силы звука.

А не перекусить ли нам чего-нибудь? - спросила Майя. И они с Вили полетели на новую поляну, где росли необычайно красивые цветы. Вили летел медленно, а Майя быстро. Чередование вибрации губ и гласной «Ы». Пять шагов гаммы. Тональность ля бемоль мажор. Рот открывается максимально, язык становится в положение «Ы». Те же самые упражнения повторяются на октаву выше.
И вот они прилетели на полянку, где росли прекрасные цветы, и было много пыльцы. Майя села на самый красивый цветок и ощутила его приятный аромат. Глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот.

Вдруг Вили услышал страшное жужжание, оно приближалось всё ближе и ближе! Это Шершень, закричала Майя и полетела к Вили. Здесь осваивается последовательность гласных в низком не фальцетном режиме. Произносим с угрожающей интонацией: У, УО, УОА, УОАЭ, КОАЭЫ и в обратном порядке: Ы, ЫЭ,ЫЭА,ЫЭАО,ЫЭАОУ.

Вместе они смогли обмануть Шершня, Майя полетела направо, а Вили налево. А ещё они летели вверх и вниз, поэтому Шершень решил, не гнаться за ними. Рот открыт на максимум, и пальцы контролируют мягкость щёк. В этом упражнении дети осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани нефальцетного и фальцетного. Последовательность гласных «У-у», «У-о», «О-а», «А-э», «Э-ы», «Ы-ы».
Через некоторое время они встретились на цветке ромашке. От страха Майя потеряла дар речи. Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной и после каждой согласной, рот принимал исходное положение. Последовательность согласных: Ш, С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж.

Вдруг Майя услышала красивую мелодию, и они с Вили полетели на этот красивый звук. И тут к Майе вернулась речь. Дорогой Флип, здравствуй! Оказывается, это ты играл на дудочке эту красивую мелодию! Да, это я, - ответил Флип и снова заиграл. Упражнение «Унисон» на звук «Ю» от ноты соль первой октавы поём до ноты до второй октавы. Упражнение «Стаккато» поём на звуке «Ю» от ноты до второй октавы вверх на два тона и обратно до ноты до первой октавы.

Вили и Майе очень захотелось спеть мелодию, которую играл Флип, и они запели. Упражнение «Гамма» Гамму «До мажор» поём с названием нот вверх и вниз на легато, затем вниз от до второй октавы до ноты до первой в ритме польки до-о, си-и, ля-а, и т.д. То же поём вниз в ритме вальса До-о-о, си-и-и, ля-а-а и т.д., потом в ритме марша.

Вот такая интересная история приключилась с пчёлкой Майей и Вили. Они ещё долго пели, до самого вечера. Исполнение вокализом мелодии из мультфильма «Пчёлка Майя».
Урок для детей 1 класса
Тема: Сочиним сказку».
Возраст детей от 6 до 7 лет.
Форма урока: урок-сказка.
Цель урока: формирование у учащихся вокально-хоровых навыков.
Задачи:
1.Продолжать формирование умений:
- слышать вступление в музыке и одновременно начинать и заканчивать пение;
- управлять своим дыханием;
- петь в унисон;
- различать и исполнять высокие и низкие звуки.
2.Развитие чувства ритма, координации слуха и голоса.
3.Воспитание любви к музыке, фольклору; воспитание дружеского отношения друг к другу.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, иллюстрации героев сказки
Ход урока.
Орг. момент. Звучит народная музыка.
Учитель: Здравствуйте, ребята, вы любите сказки? А какие сказки у вас самые любимые? Ребята, а кто же сочиняет сказки? – (народ). У каждого народа свои сказки. А какие русские народные сказки вы знаете? Ребята отвечают.
Внимательно послушайте загадку и угадайте, из какой сказки этот сказочный герой:
«На сметане мешён, на окошке стужён, круглый лоб, румяный бок.
Конечно, это Колобок. Давайте ребята, сочиним сказку «Колобок» на новый лад и расскажем её и покажем.
Учитель: Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
- Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли муки на колобок. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. (В это время ребята выполняют элементы артикуляционной гимнастики по методике Виктора Емельянова. Упражнения 1,2,3. Приложение 1)
Учитель: Замесила муку на сметане, состряпала колобка, изжарила в масле. Зашипело масло на сковороде. (Дети выполняют интонационно-фонопедические упражнение №6 Приложение 1).
Учитель: Весь зарумянился колобок: и голова, и лоб, щёчки, носик, грудка, бока, животик. (На эти слова ребята делают упражнение №4 приложение 1)
Учитель: И на окошко положила она Колобок. Он полежал, полежал, взял, да и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог – да в сени. Ребята, давайте покажем голосом, как Колобок подпрыгивал. (Упражнение № 8 Приложение 1)
Из сеней Колобок прыгнул на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота и дальше, дальше. Ребята, а можно убегать из дома одному без спроса? Конечно нельзя. Надо спросить разрешение погулять у мамы или папы.
Учитель: Катится Колобок по дороге… Давайте покажем голосом :
( Ребята выполняют упражнение №10 на легато Приложение 1)
Учитель: Катится Колобок, а навстречу ему заяц (дети говорят фальцетом):
- Колобок, Колобок, я тебя съем! (Учитель контролирует правильную форму рта при произношении гласных «А-О», чтобы рот открывался вниз, а не в стороны).
Учитель: Не ешь меня, заяц я тебе песенку спою! Хорошо, сказал зайчик, только сначала отгадай мои загадки. Какие ноты прячутся в словах: дом, река, мир, фары, фасоль, поля, апельсин, добро. ( Дети отгадывают загадки, повторяя названия нот.)
Учитель: И запел Колобок гамму, давайте, и мы с вами ребята споём её: (Дети поют упражнение № 13 Приложение 1)
Учитель: И покатился колобок по дороге, по горкам… (Ребята выполняют упражнение №10, поют интервал октавы от ля бемоль малой на четыре тона вверх и вниз)
Учитель: Катится колобок, а навстречу ему волк: дети говорят низким голосом
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня серый волк, я тебе песенку спою!
Дети исполняют песню «Светит солнышко» Александра Ермолова. В процессе пения идёт работа:
- над одновременным вступлением, здесь ребята стараются петь дружно. Обращается внимание и на то, что дыхание надо брать бесшумно носом, а не ртом.
- обращается внимание детей на мелодию третьей фразы, где ребята поют переход к высоким звукам, и здесь учитель предлагает детям петь лёгкие и светлые звуки.
(Работа над песней сопровождается фразами: как вы думаете, ребята, волку понравилась песня? А как бы эту мелодию спела птичка, сидящая на дереве? Давайте попробуем изобразить голосом.
Для того чтобы дети заканчивали одновременно, предлагаю на припеве в конце каждой фразы делать хлопок.) Учитель: Как вы думаете, ребята, отпустил серый волк колобка или нет? Конечно, да, так как песня ваша ему понравилась.
И покатился по дороге – только волк его и видел! Тут ему встретилось болото и Колобок по кочкам: ( Упражнение 10 на стаккато, приложение 1) Катится колобок, а навстречу ему медведь:
- Колобок, колобок, я тебя съем! Давайте низким голосом изобразим, как ревёт медведь: (ребята выполняют упражнение№7, приложение 1)
Учитель:- Где тебе косолапому съесть меня! – отвечает Колобок.
Потешь-ка меня Колобок, поиграй со мной! - говорит медведь.
Физ. пауза: Да и мы с вами ребята поиграем немного. Девочки будут зайчиками, а мальчики медведями. Когда музыка заиграет в высоком регистре – девочки на носочках легко прыгают, как только заиграет музыка в низком регистре, шагают мальчики, изображая косолапого медведя. Как только услышите сигнал охотника, возвращайтесь на свои места. Итак, сейчас мы узнаем, кто умеет различать низкие и высокие звуки. (Сигналом охотника может быть любой свистящий или шумящий музыкальный инструмент.) Дети играют в игру.
Учитель: И опять Колобок покатился, только медведь его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему лиса:
- Колобок, колобок, куда ты катишься? (Дети произносят слова мягким, тонким звуком.)
Учитель: - Качусь по дорожке – отвечает Колобок.
- Колобок, Колобок, спой мне песенку!
И Колобок запел … (Песню «Если добрый ты» исполняет учитель, ребята подпевают.)
Учитель: Лиса говорит:
-Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок, погромче. ( Здесь я предлагаю спеть ребятам по фразам, для того, чтобы точнее спеть мелодию и кто забыл слова, сможет их вспомнить.)
Учитель: Я буду петь не громко, а вы ребята пойте дружно и весело.
(Ребята исполняют вместе со мной.)
Учитель: Спел Колобок, а лиса опять ему:
- Колобок, Колобок, спой-ка мне ещё разок, уж больно слова у песни хороши. Спой мне от души!
Давайте, ребята споём всю песню самостоятельно, весело, дружно, легко и красиво!
(Идёт исполнение песни.)
Учитель: Ну что, говорит лиса, замечательную песню ты мне спел, колобок «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот, трудно…». Как вы думаете, ребята, чем закончилась сказка? Ребята предлагают свои варианты окончания сказки.
Можно закончить сказку словами: проводила лиса Колобка до дому, ведь в лесу она все тропинки знала. Стал Колобок жить с дедом и бабкой, жить поживать и добра наживать, а один в лес больше не бегал.
Итог занятия: Вот какие вы ребята молодцы, какую славную сказку придумали и показали. Скажите, ребята, а кто из героев сказки вам понравился больше всего? Вы можете дома нарисовать одного из героев сказки. А кто хочет, может с родителями сочинить продолжение этой сказки: что ещё могло приключиться с Колобком в лесу?