Конспект урока Пишем письмо Деду Морозу

бюджетное образовательное учреждение
Сокольского муниципального района
«Марковская основная общеобразовательная школа»


Урок развития речи во 2 классе
«Пишем письмо
Деду Морозу»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Урок подготовила и провела
учитель начальных классов
Комелькова Ирина Александровна



Марковское
2015 год
Урок развития речи: «Пишем письмо Деду Морозу» (2 класс) (Слайд 1)
Тип урока: открытие новых знаний.
Формирование познавательных умений:
осознанно следовать алгоритму оформления письма;
знать правила оформления письма.
знать правила написания изученных орфограмм слов.
Формирование УУД:
Коммуникативные УУД:
а) формировать речевые умения – учить высказывать суждения, формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы, обосновывать этапы решения учебной задачи;
б) учить слушать и понимать речь других;
в) участвовать в беседе на уроке;
г) учить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в парах и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные УУД формируются на всех этапах урока (зачем мне уметь правильно писать письма?)
Регулятивные УУД:
а) соотнесение учеником того, что уже известно о понятии и того, что ещё не известно и на основании этого ставить учебную задачу с помощью учителя;
б) с помощью учителя уметь определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата;
в) формировать умение самостоятельно двигаться по заданному плану;
г) формировать способность оценивать полученный результат.
Познавательные УУД:
а) формировать умения самостоятельно и осознанно находить необходимую информацию опираясь на полученные знания;
б) самостоятельно создавать алгоритм своей деятельности при решении проблем творческого характера

Оборудование: конверты, листки бумаги, презентация «Письмо Деду Морозу», мультимедийный проектор.

Класс для урока разделен на группы: «энциклопедисты», «грамотеи», «компьютерщики»



Ход урока
Организационный этап (Стих рассказывают два ученика)
Снегом всё запорошило- Все поют и веселятся,
И деревья, и дома. Водят шумный хоровод,
Это значит наступила Потому что скоро праздник.
Белоснежная зима! Что за праздник? . (Новый год!)
(Слайд 2)
2. Актуализация знаний.
- Да, приближается праздник, который любят и взрослые, и дети.
- За что вы любите этот праздник? (Ответы детей)
- А кто самый главный на новогодних праздниках? Почему? (Ответы детей).
- Почему все так ждут прихода Деда Мороза? (Приносит подарки)
(Слайд 3)
3. Заочное путешествие на родину Деда Мороза.
- Давайте совершим заочное путешествие на родину Деда Мороза.
- А кто знает, где живет зимний волшебник? (В городе Великий Устюг)
(Слайды 4, 5)
Ах, красив Великий Устюг!
В нем родился Дед Мороз.
Добрый Дедушка Мороз
Славу городу принес. (Просмотр в/ записи « В гости к Деду Морозу»)

- Конечно же, замечательные подарки готовит и приносит нам Дед Мороз. Но, откуда же он узнает о чём мы мечтаем, что хотим получить в подарок? (Ответы детей).

4. Постановка цели и задач урока.
- Как вы считаете, чем мы займёмся на уроке? (Будем писать письмо Деду Морозу)
- Чтобы Дед Мороз выполнил нашу просьбу, надо написать письмо грамотно.
(Слайд 6)
5. Работа по теме урока

- А вы знаете, что такое письмо? (Ответы детей)
- У группы энциклопедистов было задание: по словарю найти толкование слов, Итак, слушаем их:
Письмо – письменное послание одного человека другому (Слайд 7)
- Но письмо имеет и свои особенности. Оно имеет адресат и адресант .
- Эциклопедисты, кто такой адресат?
Адресат- тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка.
Адресант – тот, кто посылает письмо, телеграмму, посылку. (Слайд 8)
- Чтобы письмо нашло своего адресата, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.
Адрес - надпись на письме, посылке, телеграмме, указывающая получателя и место назначения. (Слайд 9)
- Из почтового ящика письма отвозят на почтамт.
Почтамт-главное почтовое отделение города. (Слайд 10)
- Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки и мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта (Слайд 11).
Почтовый индекс- последовательность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], добавляемая к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с целью облегчения автоматической сортировки корреспонденции.
В индексе 6 цифр:
первые 3 цифры обозначают область, город.
три другие – почтовое отделение.

6. Физкультминутка.
Учитель. Ребята, сказочным помощником Деда Мороза является Снеговик. Давайте проведём физкультминутку с участием Снеговика. (Слайд 12)
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок -
Он превратится в толстый ком
И станет ком сне-го-ви-ком!
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка,
Увы! И нет снеговика.

7. Структура письма.

- Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Можно, потому что предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль).
-Письмо, как и другой текст, имеет три части: начало, основную часть, и концовку.
-В письмо включены приветствие, прощание, обращение. (Слайд 13)

- С чего же начать письмо?
1. Как лучше обратиться к Деду Морозу?
2. О чём можно рассказать в основной части?
3. Какие вопросы можно задать Деду Морозу?
4. Как обратиться с просьбой о подарке?
5. Подумайте, как вы будете прощаться?

По ходу беседы на экране проецируется таблица: (Слайд 14)

Возможные части текста письма
Примеры


1
Обращение
Дорогой, Дедушка Мороз!
Уважаемый, Дед Мороз!
Добрый день, Дедушка Мороз!

2
Сообщение о себе
Пишет Вам
Меня зовут
Я хочу рассказать Вам
У нас много новостей, расскажу обо все по порядку

3
Вопросы адресату и добрые пожелания
Как Вы живёте?
Как Ваше здоровье?
Какие у Вас новости?
Желаем Вам

4
Вежливая просьба о желанных подарках
Подарите нам, пожалуйста, Дедушка Мороз.
Нам будет приятно, если Вы подарите ..

5
Передача привета, прощание
Передайте большой привет
До свидания.
До следующего Нового года.


8. Порядок написания письма.

- Хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека. Говорит о его стремлениях, симпатиях, увлечениях. Существует порядок написания письма. Об этом расскажет группа грамотеев.
(Слайд 15)
- письмо пишут чётким, разборчивым почерком - письмо пишут на аккуратном листе бумаги; - с левого края, сверху и снизу оставляют поля шириной 2 см - в письме каждую часть пишут с красной строки; - письмо можно сопровождать рисунком

9. Первичное закрепление. Работа в группах.
Подписывание конверта
Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты в своих группах (энциклопедисты, грамотеи, компьютерщики)
-Укажите индекс и адрес на конверте (162340, Вологодская область, г. Великий Устюг. Дом Деда Мороза).
(Приложение 1)


- В наше современное время, кроме почты, есть и другие способы связи с Дедом Морозом. Какие? Ваше мнение? (интернет). Оказывается, у Деда Мороза есть личный сайт. Сейчас группа компьютерщиков нам найдёт сайт деда Мороза и напишут его на доске ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). (Слайд 16)

10. Закрепление изученного материала.
- Ребята, а давайте мы все вместе напишем письмо с просьбой о подарке в наш класс или в школу. Что мы попросим у Деда мороза? (мнения детей)
- Вы будете работать в своих группах. Самое грамотное, вежливое письмо мы отправим (Дети пишут письма в группах).
- Письмо для Деда Мороза готово! А теперь давайте обсудим, как проходила ваша работа. Для этого я предлагаю закончить предложения.

Проверьте:
На тему ли написано письмо?
Не пропустил ли что-нибудь важное?
Не повторяются ли одинаковые слова и обороты речи?
Может быть надо заменить некоторые слова более точными, лучше подходящими по смыслу?
Хорошо ли связаны предложения между собою? (Слайд 17)

11. Домашнее задание: Ребята, у меня на столе лежат чистые бланки, на которых можно написать своё письмо Деду Морозу. Предлагаю вам выбрать тот, который больше понравился и дома написать письмо (Приложения 2-7)

8. Рефлексия (на слайде)

- Скажите, пожалуйста, поможет ли в жизни это умение писать письма?
- Хлопните в ладоши над головой те ребята, которые согласны с утверждением:
* Я узнал много нового о Дедушке Морозе.
* Я понял, что Новый год – праздник добра.
* Я узнал, что и как писать Деду Морозу.
* Захотелось творить, рисовать, сочинять.
* Урок оставил меня равнодушным.
* Я доволен своей работой. (Слайд 18)

- Нам осталось ждать встречи Нового года и верить, что ваша заветная мечта, которой вы поделились с Дедом Морозом в письме, сбудется. Спасибо вам. Пусть сказка, волшебство, чудеса наполняют вашу жизнь добротой, улыбкой, теплотой.
(Слайд 19)








Приложение
Приложение 1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

















Приложение 2

Приложение 3


Приложение 4


Приложение 5




Приложение 6

Приложение 7

Рисунок 1Рисунок 415