КТП русский язык 3 класс ФГОС УМК ПНШ


Календарно-тематическое планирование
Русский язык 3 класс – 102 часа (3 часа в неделю)
№ урока Тема урока Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Планируемые результаты
Дата
предметные Метапредметные и личностные План Факт
1 Повторение изученных орфограмм:
Безударные гласные вкорнеслова, проверяемые ударением; правописание
парных звонких –глухих согласных в корне и на
конце слова; большая буква в начале
предложения;
правописание предлогов
со словами
Решать учебно-исследовательскую
задачу.
Определять наличие
изученных
орфограмм в словах.
Знать понятие «орфограмма»; структуру построения учебника «русский язык»; основные словари русского языка.
Уметь писать безударные гласные, парные согласные в корне; видеть орфограммы в тексте; списывать текст, вставляя пропущенные буквы; ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями. Познавательные УУД:
– работать с информацией, представленной в табличной форме;
– иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений; – заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями;
Личностные :- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. 2 Повторение изученных орфограмм:
Непроизносимые
согласные;
соединительная гласная в сложном слове;
правописание парных звонких –глухих согласных в кор-
не и на конце слова;
Ь после шипящих.
Определять наличие
изученных орфограмм
в словах.
Соотносить звучание
и написание слова,
объяснять случаи их
расхождения
Уметь работать с Обратным словарём; делить слова на группы в зависимости от написания; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова: выполнять проверку написания слов по образцу. 3 Правописание орфограммы
«Сложные слова с буквой соединительного гласного».
Звукобуквенный разбор
Характеризовать звуки
(устно и письменно).
Оценивать правиль-
ность предложенной
характеристики звука.
Использовать в качест-
ве источника необходи-
мой информации и
средства самоконтроля
словарики «Произноси
правильно», « Пиши
правильно».
Знать порядок звукобуквенного разбора; значение звукобуквенной зарядки.
Уметь выполнять звукобуквенный разбор слова по алгоритму; различать звуки; выделять звуки в слове, давать им характеристику; составлять звукобуквенную схему слова Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизнь: быть наблюдательным, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном
Познавательные УУД:
– работать с информацией, представленной в табличной форме;
– иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений; – заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями
Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила
Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий 4 Повторение изученных орфограмм в корне слова. Разделительные Ъ и Ь
Определять наличие изученных орфограмм
в словах
Уметь определять родственные слова; писать слова с парными согласными в корне слова; выписывать слова с разделительным Ъ и разделительным Ь знаками; ставить знаки препинания при обращении. 5 Входная контрольная работа Применять изученные правила при выполнении контрольной работы
Уметь записыватьтекст с учетом изученных орфограмм; ставить слово в начальную форму; выполнять звукобуквенный разбор слова; показывать словообразование; выполнять работу над ошибками. Личностные :- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. 6 Работа над ошибками. Контрольное списывание Применять изученные правила при выполнении работы над ошибками по контрольной работе и контрольном списывании.
Уметь записыватьтекст с учетом изученных орфограмм; ставить слово в начальную форму; выполнять звукобуквенный разбор слова; показывать словообразование; выполнять работу над ошибками. 7 Части речи. Имя существительное
Определять существенные признаки имени существительного. Использовать Толковый и Обратный словари Знать понятия «части речи», «самостоятельные части», «служебные части речи», «имя существительное».
Уметь делить слова на группы по частям речи; ставить существительное в начальную форму; изменять существительное по числам; определять род имени существительного; работать с Толковым словарём 8 Одушевленные и неодушевленные существительные. Существительное как член предложения Решать учебно-исследовательскую задачу. Сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью суффикса). Определять основу предложения Знать понятия «одушевленные» и «неодушевленные» имена существительные.
Уметь задавать вопросы к именам существительным; определять роль существительных в предложении; определять род существительных. Познавательные УУД:
– искать необходимую информацию в учебных словарях;
– формулировать содержательные комментарии к правилам в учебнике, требующим понимания и применения знаний.
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно составленной инструкции.
Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам
9 Имя прилагательное как часть речи (1-я часть урока)
Последовательность предложений в тексте Определять существенные признаки имени прилагательного. Сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса).
Решать учебно-исследовательскую задачу Знать определение «имя прилагательное»; что прилагательное согласуется с именем существительным.
Уметь выделять в тексте слова-названия признаков; определять род имен прилагательных; работать с Толковым и Обратным словарями; выполнять разбор прилагательного по образцу. 10 Имя прилагательное. Правописание орфограмм в именах прилагательных Решать учебно-исследовательскую задачу. Сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования Уметь записывать текст с изученными орфограммами; выписывать пары родственных слов; выполнять работу над ошибками; подбирать проверочные слова.
Познавательные УУД:
– работать с информацией, представленной в табличной форме;
– иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений; – заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями
Личностные: оценивать характер взаимоотношения людей в разных социальных группах
Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила
Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий 11 Глагол как часть речи и член предложения Решать учебно-исследовательскую задачу. Определять основу предложения. Различать члены предложения и части речи Знать определение «глагол».
Уметь работать с Толковым и Обратным словарями; выписывать глаголы в начальной форме; подбирать проверочные слова; разбирать глаголы по составу; выполнять звукобуквенный разбор слова; находить близкие по значению глаголы. 12 Правописание Ъ в глаголах с приставкой Использовать Обратный словарь. Разбирать слова по составу.
Решать учебно-исследовательскую задачу Знать орфограмму «Написание Ъ в глаголах с приставкой».
Уметь применять орфограмму; разбирать глаголы по составу; выполнять звукобуквенный разбор слова; находить близкие по значению глаголы. 13 Устное сочинение
Работа с картиной Клода Моне «Прогулка»
Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и моно-логической речью. Знать понятие «тема картины».
Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник Познавательные УУД:
– искать необходимую информацию в учебных словарях;
– формулировать содержательные комментарии к правилам в учебнике, требующим понимания и применения знаний.
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно составленной инструкции.
Коммуникативные: осуществлять управление поведение партнера; контролировать, корректировать и оценивать поведение партнера
Личностные: осознавать необходимость соблюдения правил поведения
14 Многозначность слова. Прямое и переносное значения слов Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Определять как разные слова многозначные и омонимы Уметь работать с Толковым, Орфографическим и Этимологическим словарями; записывать слова в виде пар родственных слов в начальной форме; объяснять образование прилагательного. 15 Местоимение как часть речи (1-я часть урока)
Главное переживание автора, выраженное в тексте Решать учебно-исследовательскую задачу.
Анализировать текст: определять в нем роль местоимений. Определять, какие существительные заменены в тексте местоимениями Знать определение «личные местоимения».
Уметь заменять существительные личными местоимениями. 16 Местоимение как часть речи (1-я часть урока)
Сравнительный анализ двух картин (А. Рылов «Зеленый шум», Клод Моне «Прогулка»Анализировать текст: определять в нем роль местоимений.
Определять тему и основную мысль живописного произведения.
Сравнивать основную мысль разных живописных произведений. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения Знать понятие «тема картины».
Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник
Уметь заменять существительные личными местоимениями. Познавательные УУД:
– искать необходимую информацию в учебных словарях;
– формулировать содержательные комментарии к правилам в учебнике, требующим понимания и применения знаний.
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно составленной инструкции.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам
Коммуникативные: работать с соседом по парте, малой группе , распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле
17 Предлоги и приставки. (1-я часть урока)
План текста (2-я часть урока) Выделять в тексте, в предложении предлоги, в словах – приставки.
Использовать Обратный словарь. Различать предлоги и приставки. Разбирать слова по составу. Использовать способы проверки для правописания предлогов со словами
Делить текст на части.
Составлять план текста Знать, что предлог- служебная часть речи, а приставка – часть слова.
Уметь работать с этимологическим словарём; различать приставки и предлоги; выделять корни и приставки; выписывать существительные с пред-логами; выписывать глаголы с приставками; составлять план текста 18 Подлежащее и сказуемое – основа
предложения. Задавать смысловые вопросы (от слова к слову). Определять основу предложения.
Различать члены предложения и части речи Знать термины «подлежащее», «сказуемое», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения».
Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения; записывать словосочетания с вопросами от слова-командира; анализировать предложения; определять, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое; различать понятия «части речи» и «члены предложения». Познавательные УУД:
– работать с информацией, представленной в табличной форме;
– иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений; – заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями
Личностные :- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. 19 Синонимы.
Решать учебно-исследовательскую задачу. Объяснять значение слова – использовать для его толкования синонимы. Использовать Толковый словарь. Отличать однокоренные слова от синонимов Иметь представление о синонимах в русском языке.
Уметь работать с Толковым словарём; подбирать синонимы; определять, чем отличаются друг от друга синонимы в разных парах 20 Изменение имени существительного по числам
Самостоятельная работа Решать учебно-исследовательскую задачу.
Находить в тексте предложения и слова с заданными характеристиками.
Осуществлять самоконтроль Знать, что существительные изменяются по числам.
Уметь изменять существительные по числам; определять существительные, которые не изменяются по числам. Познавательные УУД:
– работать с информацией, представленной в табличной форме;
– иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений; – заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников и способы взаимодействия
Личностные: проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость, бережное отношение к природе; осознать личную ответственность за свои поступкиРегулятивные: осуществлять коррекцию планов и способов действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта 21 Проверочный диктант с грамматическим заданием Написание под дик-товку текста в соот-ветствии с изучен-ными нормами правописания.
Применять изученные правила при выполнении работы над ошибками Знать изученные орфограммы.
Уметь писать текст под диктовку. 22 Работа над ошибками. Изменение существительных по падежам Работать с таблицей. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения Знать, что имена существительные изменяются по падежам; название и вопросы падежей.
Уметь работать с Толковым словарём; выделять окончания существительных в разных падежах; определять падеж существительного; задавать падежный вопрос. 23 Существительные в именительном падеже Определять функцию существительного в предложении. Определять основу предложения Знать, что существительное в именительном падеже является подлежащим; начальная форма существительного – именительный падеж единственное число.
Уметь подчеркнуть основу в предложении; определять падеж и число существительных. Познавательные УУД:
– искать необходимую информацию в учебных словарях;
– формулировать содержательные комментарии к правилам в учебнике, требующим понимания и применения знаний.
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно составленной инструкции.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам
Коммуникативные: работать с соседом по парте, малой группе , распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле 24 Существительные в родительном падеже Определять предлоги, употребляемые с существительными в форме родительного падежа Знать вопросы и предлоги родительного падежа.
Уметь выписывать словосочетания; задавать вопрос от слова-командира; определять падеж существительных. 25 Существительные в дательном падеже Находить слова с заданными грамматическими признаками. Выделять словосочетания в предложении, задавать падежные вопросы Знать вопросы и предлоги дательного падежа.
Уметь выписывать словосочетания; задавать вопрос от слова-командира; определять падеж существительных. Познавательные УУД:
– работать с информацией, представленной в табличной форме;
– иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений; – заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями
Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языкаЛичностные: проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость, бережное отношение к природе; осознать личную ответственность за свои поступки26 Винительный падеж. Определение винительного падежа. Проверка (самоконтроль) с помощью приема подстановки
Решать учебно-исследовательскую задачу по выявлению способа самопроверки Знать, что существительное в винительном падеже в предложении является второстепенным членом.
Уметь различать именительный и винительный падежи; выписывать словосочетания; задавать вопрос от слова-командира; определять падеж существительных 27 Письменное изложение по рассказу М.Быковой «Где ёжик» Составлять план текста, использовать план для написания изложения Уметь отвечать на вопросы; читать текст по цепочке; находить основную мысль текста; делить текст на смыс-ловые части; давать название каждой части; письменно изложить текст по плану; находить в тексте обращения; находить строчки, в которых выражено главное переживание автора. 28 Творительный падеж имен существительных
Определять функцию существительного в предложении. Определять предлоги, употребляемые с существительными в форме творительного падежа Знать вопросы и предлоги творите-льного падежа.
Уметь определять падежи существи-тельных; разбирать предложение по членам; выписывать словосочетания; записывать родственные слова Познавательные УУД:
– работать с информацией, представленной в табличной форме;
– иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений; – заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно составленной инструкции.
Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам 29 Предложный падеж имен существительных Объяснять написание окончаний слов
Использовать предлоги в качестве проверки верности определения падежа Знать вопросы и предлоги предложного падежа.
Уметь выписывать словосочетания; определять падежи существительных; выполнять разбор по членам предложения. 30 Антонимы Решать учебно-исследовательскую задачу
Объяснять значение слова – давать развернутое его толкование Иметь представление о словах-антонимах.
Уметь находить антонимы в пословицах; объяснять смысл пословиц. 31-32 Упражнение в различении падежей существительных Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Определять предлоги, употребляемые с определенным падежом существительного. Выделять разные формы одного и того же слова. Задавать падежные вопросы (от главного слова к зависимому слову). Определять основу предложения. Различать члены предложения и части речи Уметь писать текст с изученными орфограммами; определять падежи существительных
Познавательные УУД:
– работать с информацией, представленной в табличной форме;
– иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений; – заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями
Личностные :- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. 33 Различение падежей
Контрольная работа со взаимопроверкой Выделять разные формы одного и того же слова
Оценивать результаты учебной работы Выражать собственное мнение,аргументировать его цитированием из текста и имеющимися данными опыта и предметными знаниями Уметь различать падежи имен существительных; выполнять контрольную работу.
34 Устойчивые выражения.(1-я часть урока)
Работа с картиной В. Серова «Портрет Мики Морозова». Устное сочинение(2-я часть урока) Определять значение устойчивого выражения с помощью словаря устойчивых выражений (фразеологического словаря). Находить антонимичные по значению устойчивые выражения
Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; слушать и анализировать музыкальные произведения; работать с Толковым словарём; устно описать картину по плану; записать описание картины по данному плану. Познавательные УУД:
– искать необходимую информацию в учебных словарях;
– формулировать содержательные комментарии к правилам в учебнике, требующим понимания и применения знаний.
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно составленной инструкции.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам
Коммуникативные: работать с соседом по парте, малой группе , распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле 35 Склонение имен существительных
1-ое,2-ое и 3-ье склонение имен существительных Группировать слова по заданному принципу. Решать учебно-исследовательскую задачу
Оценивать результаты учебной работы героя учебника Знать, что склонение – это изменение слова по падежам и числам; признаки существительных 1-, 2-, 3-го склонения.
Уметь склонять существительные 1-, 2-, 3-го склонения; выделять оконча-ния существительных 36 Существительные
I склонения Группировать слова по заданному принципу
Знать, какие существительные относятся к 1-му склонению.
Уметь работать с Орфографическим, Обратным и Словарём устойчивых выражений; склонять существительные 1-го склонения; выделять окончания. 37 Существительные II склонения. Группировать слова по заданному принципу Знать, какие существительные относятся к -, 2-му склонению.
Уметь работать с Орфографическим и Обратным словарями; склонять существительные 1-, 2-го склонений; выделять окончания. Познавательные УУД:
– искать необходимую информацию в учебных словарях;
– формулировать содержательные комментарии к правилам в учебнике, требующим понимания и применения знаний.
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно составленной инструкции.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам
Коммуникативные: работать с соседом по парте, малой группе , распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле 38 Существительные III склонения
Решать учебно-исследовательскую задачу. Группировать слова по заданному принципу. Сравнивать систему падежных окончаний слов одного рода, относящихся к разным склонениям Знать, какие существительные относятся к 3-му склонению.
Уметь работать со Словарём устойчивых выражений и Обратным словарём; склонять существительные 3-го склонения. 39 Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова Сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью суффикса) Уметь работать с Обратным слова-рём; выделять части слова; показы-вать, как образовано слово; объяс-нять, почему в слове пишется удвоенная буква «н».
Регулятивные УУД:
– уметь отличать проверяемые и непроверяемые написания, проверяя место ударения в словах.
Познавательные УУД:
– сравнивать, сопоставлять и выделять общее и различное;
– ставить и решать языковые задачи с помощью ряда логических шагов.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языкаЛичностные: проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость, бережное отношение к природе; осознать личную ответственность за свои поступки40 Изложение по тексту А.Бостром «Кошка и еж», прочитанному учителем
Воспринимать текст, читаемый учителем, с целью письменного пересказа с предварительным коллективным составлением плана Уметь отвечать на вопросы; находить основную мысль текста; делить текст на смыс-ловые части; давать название каждой части; письменно изложить текст по плану; находить в тексте обращения; находить строчки, в которых выражено главное переживание автора. 41 Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний. Различать склонения существительных. Ставить смысловые и падежные вопросы к словам в предложении и словосочетании. Определять ударные и безударные окончания существительных. Объяснять написание окончаний слов. Уметь правильно писать падежные окончания существительных; работать с Орфографическим словарём; определять склонение имени существительного.
Познавательные УУД:
– осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
– применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Регулятивные УУД:
– уметь отличать проверяемые и непроверяемые написания, проверяя место ударения в словах.
Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизнь: быть наблюдательным, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном
Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 42 Правописание падежных окончаний существительных
Группировать слова по заданному принципу. Объяснять написание окончаний слов. Использовать два способа проверки правописания безударного окончания существительного Уметь правильно писать падежныеокончания существительных; работать с Обратным, Толковым и Словарем устойчивых выражений; определять склонение имени существительного
43 Контрольный диктант с грамматическим заданием Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами
44 Работа над ошибками.
Правописание падежных окончаний существительных Чтение и понимание учебного текста. Нахождение необходимого учебного материала
Уметь выполнять работу над ошибками; писать письмо с ответами; выполнять задание членов клуба.
Познавательные УУД:
– осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
Регулятивные УУД:
– уметь отличать проверяемые и непроверяемые написания, проверяя место ударения в словах.
познавательные УУД:
Коммуникативные и личностные УУД:
– формулировать мысли, выводы, обмениваться информацией;
45 Второстепенные члены предложения. Обстоятельства. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Ставить смысловые и падежные вопросы к словам в предложении и словосочетании Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство.
Уметь работать со Словарём устойчивых выражений; подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства. 46-47 Второстепенные
члены предложения. Дополнения Решать учебно-исследовательскую задачу. Определять основу предложения. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает дополнение.
Уметь подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте дополнения. 48 Составляем рассказ по рисунку
ХерлуфаБидструпа «Радости садоводства» Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. Уметь составлять план рассказа; составлять рассказ по серии рисунков; рассказывать историю по цепочке.
Познавательные УУД:
– сравнивать, сопоставлять и выделять общее и различное;
– работать с таблицами;
– обобщать;
– ставить и решать языковые задачи с помощью ряда логических шагов.
Регулятивных УУД
– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;
– работать с инструкцией;
Коммуникативных УУД
– задавать вопросы;
– формулировать выводы;
– организовывать инициативное сотрудничество
Личностные: осознавать необходимость соблюдения правил поведения
50-51 Правописание безударных окончаний существительных
в единственном числе
(общий алгоритм работы над безударным окончанием существительного любого склонения)
Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе. Иметь представления об общих закономерностях, связывающих имена существительные в одной группе склонений: имеют одинаковые наборы окончаний; окончания могут быть ударными и безударными, но они пишутся одинаково в одних и тех же падежах у слов одного склонения; – правописания орфограмм в корне слова (проверяемых безударных гласных и парных звонких/глухих согласных.Уметь правильно писать безударные падежные окончания существительных в единственном числе; 52 Правописание приставок РАЗ- – РАС- Правописание приставок. Различение предлогов и приставок. Знать, как пишутся приставки раз- и рас-.
Уметь выделять приставки в словах; работать с Обратным словарем; правильно писать приставки раз-, рас-. Познавательные УУД:
– осуществлять сравнение и выделять общее и различное (в корнях слов с приставками, оканчивающимися на з-, с-, общее – корни начинаются согласными звуками, но согласные различаются по звонкости-глухости
– применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
Коммуникативные и личностные УУД:
– формулировать мысли, выводы, обмениваться информацией;
Регулятивные УУД:
производить контроль результатов деятельности при записи составленных словосочетаний. 53 Правописание приставок, оканчивающиеся на –з. Правописание приставок. Различение предлогов и приставок.
Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе. Знать, что приставки, оканчивающиеся на –з (раз-, из-, без- и другие), пишутся в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных.
Уметь правильнопроизносить слова с сочетанием «чн», «чт»; работать с Обратным словарём; различать предлоги и приставки.
Уметь объяснять выбор букв в окончаниях существительных; выделять окончания; определять склонение, число и падеж существительного; задавать падежные и смысловые вопросы от слова-командира к зависимому слову. 54 Правописание Ъ после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я Правописание приставок. Различение предлогов и приставок.
Правописание безу-дарных окончаний существительных в единственном числе. Знать правописания приставок, оканчивающимися на -з, -с: раз-/рас-; без-/бес-; из-/ ис-; воз-/вос-; – приставки с-.
– представление о наличии звонкого [й’] перед разделительным Ъ после приставок на -Зв корнях слов, начинающихся с букв Е, Ё, Ю, Я. Познавательные УУД:
– осуществлять поиск необходимой информации в учебных словарях;
– применять и представлять информацию (о значении букв е,ѐ, ю, я перед ъ)
– сравнивать, сопоставлять и выделять общее и различное;
– ставить и решать языковые задачи с помощью ряда логических шагов
Коммуникативные и личностные УУД:
– формулировать мысли, выводы, обмениваться информацией;
Регулятивные УУД:
производить контроль результатов деятельности при записи составленных словосочетаний. 55 Научный текст
выявить различия научного и художественного текстов;
– отмечать детали, характерные только для научного текста, а также только для художественного;
– обратиться к выявлению особенностей построения текстов: научного и художественного (способы использования в них слов-названий признаков Уметь находить различия научного и художественного текстов;
– отмечать детали, характерные только для научного текста, а также только для художественного;
56 Правописание безударных окончаний существительных
1 склонения в Р.п., Д.п., П.п. в единственном числе Выделять основу предложения и словосочетания;
– выполнять звукобуквенный разбор;
– проверять написание безударных гласных в окончаниях существительных способом подстановки. Формировать:
– умения определять и отличать друг от друга формы существительных Д.п. и П.п. I и II склонения и правильно писать их окончания Уметь правильно писать безударные окончания существительных в един-ственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; выполнять звукобуквенный разбор слова.
Познавательные УУД:
– применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Коммуникативные УУД:
– активизировать нормативное использование местоимений в речевой деятельности;
– формулировать выводы;
– организовывать инициативное сотрудничество.
Регулятивные УУД:
производить контроль результатов деятельности при записи составленных словосочетаний.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам
57 Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе. Контрольный диктант Достижения планируемых результатов освоения орфографии и пунктуации; – применения способов проверки, умения производить самоконтроль; Уметь правильно писать безударные окончания существительных в един-ственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; выполнять звукобуквенный разбор слова.
58 Значения слов (омонимы, синонимы, антонимы) Повторить и систематизировать знания о синонимах, антонимах и омонимах.
Иметь представление о словах-синонимах, антонимах, омонимах.
Уметь работать с Толковым словарём; составлять предложения с омонимами; подчеркивать основу в пред-ложении. Познавательные УУД:
– сравнивать, сопоставлять и выделять общее и различное;
– ставить и решать языковые задачи с помощью ряда логических шагов.
– применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Коммуникативные и личностные УУД:
– формулировать мысли, выводы, обмениваться информацией;
Регулятивные УУД:
производить контроль результатов деятельности при записи составленных словосочетаний. 59 Научно-популярный текст Познакомиться с определением научно-популярного текста.
– составлять сообщение научно-популярного характера на заданную тему, выбирая нужное из двух текстов, близких по проблематике. Уметь составлять сообщение научно-популярного характера на заданную тему, выбирая нужное из двух текстов, близких по проблематике. 60-61 Правописание безударных окончаний существительных 1и
2 склонения в единственном числе Повторить и систематизировать знания:
– о членах предложения;
– о склонениях имен существительных.
Закрепить правописание изученных орфограмм и способы проверки их написания. Уметь правильно писать безударные окончания существительных в един-ственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно писать окончания существительных 1- и 2-го склонения.
Познавательные УУД:
– сравнивать, сопоставлять и выделять общее и различное;
– ставить и решать языковые задачи с помощью ряда логических шагов.
Регулятивные УУД:
– уметь отличать проверяемые и непроверяемые написания, проверяя место ударения в словах;
производить контроль результатов деятельности при записи составленных словосочетаний.
Личностные: осознавать необходимость соблюдения правил поведения
Комминикативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила 62 Правописание слов с удвоенной буквой согласного в середине слова Закреплять умения
– правильного употребления и написания изученных словарных слов; находить/определять
– словарное слово в предложении;
– ошибкоопасное место в слове Уметь правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; придумывать и записывать предложения с этими словами.
63 Правописание безударных окончаний существительных 3 склонения в единственном числе определять:
– ошибкоопасное место в слове, в предложении;
– родственные слова и формы слова;
Формировать
– навык написания безударных падежных окончаний существительных III склонения ед.ч. Уметь правильно писать безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; объяснять смысл фразеологизмов. Познавательные УУД:
– иллюстрировать изучаемые правила примерами из текущих упражнений;
– осуществлять сравнение и выделять устойчивые выражения, которые используются в переносном значении; Регулятивные УУД:
– осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы.
Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам 64 Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе. Контрольная работа Контроль умения правильно писать падежные окончания существительных, определив их склонение и падеж. Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного;
правильно писать словарные слова. 65 Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных определять: – ошибкоопасное место в слове; – состав слова. Знать, что после шипящих под ударением в окончании существительных пишется буква «о», а без ударения – буква «е».
Уметь работать с Обратным словарём; выделять окончания; писать буквы «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных. Познавательные УУД:
– искать необходимую информацию в учебных словарях;
– формулировать содержательные комментарии к правилам в учебнике, требующим понимания и применения знаний.
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно составленной инструкции.
Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизнь: быть наблюдательным, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка66 Устное сочинение по картине И.Шишкина «Дубовая роща»
Выяснить, что многие из знакомых им авторов сочетают в себе талант писателя и знания ученого.
– на примере пейзажа Ивана Шишкина уяснить, как талант живописца сочетается с точными научными знаниями о природе. Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; слушать и анализировать музыкальные произведения; работать с Толковым словарём; устно описать картину по плану; 67 Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных определять: – ошибкоопасное место в слове; – состав слова. Уметь работать со Словарём устойчивых выражений; объяснять значение устойчивых выражений; выделять окончания; писать буквы «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных.
Познавательные УУД:
– искать необходимую информацию в учебных словарях;
– формулировать содержательные комментарии к правилам в учебнике, требующим понимания и применения знаний.
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно составленной инструкции.
Коммуникативные и личностные УУД:
– формулировать мысли, выводы, обмениваться информацией; 68 Родственные слова разных частей речи определять:
– родственные слова; – состав слова; – часть речи. Уметь определять от слов какой части речи образованы данные слова; выделять корни; выделять в группе родственных слов исходное слово; выписывать родственные слова группами 69 Слова с удвоенным согласным, пришедшие из других языков. определять:
– ошибкоопасное место в слове;
– состав слова, опираясь на часть речи.
Уметь правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; придумывать и записывать предложения с этими словами. Познавательные УУД:
– работать с информацией, представленной в табличной форме;
– иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений; – заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями
Личностные: оценивать характер взаимоотношения людей в разных социальных группах
Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила
Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий 70 Окончания существительных во множественном числе определять: – ошибкоопасное место в слове; – состав слова. Знать, что существительные во множественном числе не различаются по окончаниям, у них одинаковые окончания в дательном, творительном и предложном падежах.Уметь выделять и писать окончания существительных во множественном числе. 71 Окончания существительных во множественном числе в И.п. определять:
– смысл устойчивого выражения по контексту Уметь писать окончания существительных во множественном числе в именительном падеже; находить сложные слова; подчеркивать соедини-тельные гласные;объяснять смысл устойчивых выражений. 72 Окончания существительных во множественном числе в Р.п. определять: – ошибкоопасное место в слове; – состав слова. Знать, что у существительных с основой на шипящих в форме родительного падежа множественного числа на конце «ь» не пишется.
Уметь писать окончания существительных во множественном числе в родительном падеже. Познавательные УУД:
– решать проблема различения существительных ед. и мн. числа;
– формулировать выводы на основе правил-плакатов;
– обобщать языковые явления и делать выводы;
Регулятивные УУД
– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;
Коммуникативные УУД
– задавать вопросы;
– формулировать выводы;
– организовывать инициативное сотрудничество.
Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизнь: быть наблюдательным, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном
73 Письменное изложение
По К.Коровину Осваивать работу над письменным пересказом текста. Объяснять понимание основной мысли, выраженной в тексте. Выявлять содержательность названия текста (оно может соответствовать теме текста или выражать его основную мысль). Развивать внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и орфографического написания. Уметь составлять план текста для письменного пересказа;
– письменно пересказывать текст, заменяя рассказ от первого лица рассказом о герое в третьем лице.
74 Проверочный диктант с грамматическим заданием. Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными норма-ми правописания Знать изученные орфограммы.
Уметь писать текст под диктовку. Познавательные УУД:
– формулировать выводы на основе правил-плакатов;
– обобщать языковые явления и делать выводы;
Регулятивные УУД
– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;
Коммуникативные УУД
– задавать вопросы;
– формулировать выводы;
– организовывать инициативное сотрудничество.
Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизнь: быть наблюдательным, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном 75 Работа над ошибками по итогам
контрольной работы .Работа с картиной К.Коровина «Портрет Татьяны Любатович». Устное сочинение Осваивать такой жанр живописи, как портрет.учиться рассматривать живописное произведение и переходить к обобщению на основании
наблюдений.
Овладение анализом и синтезом, чтобы все вместе вопросы-ответы к картине складывались в некий обобщенный образ Иметь представление о приёме контраста.
Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; работать с Толковым словарём; устно описать картину по плану; записать описание картины по данному плану. 76 Написание существительных с суффиксом -ИЩ- определять состав слова, обращаясь к словообразованию;
Формировать умения
– правильно писать окончания существительных с суффиксом -ищ- в единственном числе; Знать, как пишутся существительные с суффиксом –ищ-.
Уметь работать с Обратным словарём; писать существительные с суффиксом –ищ-; определять род данных слов. Регулятивные УУД
– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;
Познавательные УУД
– обобщать языковые явления и делать выводы;
Коммуникативные УУД
– задавать вопросы;
– формулировать выводы;
– организовывать инициативное сотрудничество. 77-78 Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. определять:
– падеж существительных в форме мн.ч.;
– тип орфограммы и способ действия для ее правописания;
– способ образования слова. Знать, как пишутся окончания существительных во множественном числе.
Уметь определять окончания суще-ствительныхво множественно числе в разных падежах. Познавательные УУД:
– использовать информацию учебника;
– иллюстрировать изучаемые правила примерами из упражнений;
Личностные и коммуникативные УУД:
– учитывать позицию собеседника, самоопределяться
Регулятивные УУД:
– проверять написание безударного падежного окончания прилагательного по таблице или по окончанию вопроса, задаваемого от существительного, как от главного слова, от которого зависит прилагательное в словосочетании 79 Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Самостоятельная работа. определять:
– падеж существительных в форме мн.ч.;
– тип орфограммы и способ действия для ее правописания;
– способ образования слова. Знать, как пишутся окончания существительных во множественном числе.
Уметь определять окончания существительных во множественно числе в разных падежах. Познавательные УУД:
– использовать информацию учебника;
– иллюстрировать изучаемые правила примерами из упражнений;
Личностные и коммуникативные УУД:
– учитывать позицию собеседника, самоопределяться
Регулятивные УУД:
– проверять написание безударного падежного окончания прилагательного по таблице или по окончанию вопроса, задаваемого от существительного, как от главного слова, от которого зависит прилагательное в словосочетании 80 Написание суффикса -ОК- после
шипящих Повторить и систематизировать знания
– о составе слова;
– о качестве согласных звуков;
– проводить словообразовательный анализ слова; определять
– корень;
– значение суффикса;
– правильно писать слова с суффиксами -ок-, -онок- (-ёнок) в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий; Знать, что в суффиксах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква «о», если суффикс стоит под ударением.
Уметь работать с Обратным словарём;выделять суффикс; правильно писать суффикс –ок- после шипящих; правильно произносить слова в именительном падеже единственного и множественного числа. 81 Изменение прилагательных по родам и числам выделять в тексте словосочетания с прилагательными, задавать к ним вопрос от главного слова, определять форму числа;
– определять характер основы прилагательного: твердая или мягкая основа. Знать, как определять безударные окончания прилагательных.
Уметь изменять прилагательные по числам и родам; определять перенос-ное значение имен прилагательных; выписывать прилагательные с зависимымсуществительным. Регулятивные УУД:
– умение работать с алгоритмом (инструкцией) определения безударных окончаний прилагательных по ударному окончанию вопроса.
Коммуникативные и личностные УУД:
– формулировать мысли, выводы, обмениваться информацией;
Познавательные УУД:
– работать с таблицей;
– осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
– применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. 82 Изменение прилагательных по падежам Формировать
– навык правописания безударных падежных окончаний прилагательных, используя способ их проверки по ударным окончаниям вопросов, задаваемых к прилагательным. Уметь изменять прилагательные по падежам с мягкой и твёрдой основами.
83 Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п. пользоваться информацией, представленной в таблице (с. 104–105) при написании и определении падежных окончания прилагательных разных родов;
– применять в процессе письма освоенные способы проверки написания изученных орфограмм.
кратко письменно объяснять написание изученных орфограмм. Уметь писать окончания прилага-тельных мужского и среднего рода в именительном и винительном паде-жах; определять число, род и падеж прилагательного.
Познавательные УУД:
– работать с информацией, представленной в таблице;
– осуществлять сравнение, выделяя общее и различное в языковых единицах;
– обобщать и пользоваться в практике письма выявленными закономерностями;
Регулятивные УУД:
– проверять написание безударного падежного окончания прилагательного по таблице или по окончанию вопроса, задаваемого от существительного, как от главного слова, от которого зависит прилагательное в словосочетании
Личностные и регулятивные УУД:
– учитывать чужую точку зрения;
– осуществлять контрольно-оценочную деятельность в ходе решения интеллектуальной задачи совместно с героями учебника.
Коммуникативные УУД:
– объяснять написание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных;
– закреплять навык использования с неизменяемыми существительными, обозначающими животных, прилагательных мужского рода. 84 Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п. – находить в предложении словосочетания «существительное + прилагательное»;
– задавать вопрос к прилагательному (к зависимому слову) от главного слова словосочетания;
– выделять окончания у задаваемого вопроса и у прилагательного. Знать окончания прилагательных мужского и среднего рода в име-нительном и винительном падежах.
Уметь писать окончания прилага-тельных мужского и среднего рода в именительном и винительном паде-жах; выполнять звукобуквенный раз-бор слова; образовывать прилага-тельные с помощью суффикса –н-. 85 Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода определять: – в какой форме стоит прилагательное в тексте;
– основа какого слова участвовала в образовании нового слова;
– известные типы орфограмм в списываемых текстах.
– правильно писать безударных падежных окончаний прилагательных м.р, ср.р. и ж. р. в ед.ч.
– проводить разбор предложения по членам;
– делать словообразовательный разбор Знать падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода.
Уметь определять род, падеж прилагательных; выделять и правильно писать падежные окончания имен прилагательных. 86 Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки определять состав слова;
– распознавать в тексте форму числа и падежа существительного.
Формировать
– представление о «беглом гласном» в слове;
умения
– распознавать орфограмму «беглый гласный» в корне существительного, стоящего в начальной форме;
– правильно писать корни существительных с беглыми гласными Е и О; Знать орфограмму «беглые гласные», что беглые гласные в корне слов всегда обозначаются только буквами «е» или «о».
Уметь выделять видимое на письме чередование звуков в корне слова; выделять корни в словах с беглыми гласными. Регулятивные УУД
– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;
Познавательные УУД
– сравнивать языковые явления и делать выводы;
Коммуникативные УУД
– самостоятельно, по инструкции учебника или по предложенному началу формулировать правило;
– организовывать инициативное сотрудничество.
Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизнь: быть наблюдательным, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном
87 Письменное изложение по рассказу М.Зощенко«Умная птичка» Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. Уметь работать с Толковым словарём; читать текст по цепочке; подбирать название к тексту, которое соответствует его теме; придумывать название, которое выражает его основную мысль; пересказывать текст, используя слова «у художника», «с ним», «к нему» и так далее; письмен-но пересказывать текст. 88 Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки. определять состав слова, обращаясь к словообразованию;
– отличать слова с беглым гласным в суффиксе от слов, в которых такой орфограммы нет;
– правильно писать существительные с беглым гласным в суффиксе; Знать орфограмму «беглый гласный» в суффиксе.
Уметь работать с Обратным слова-рём; выделять корни и основы в сло-ве; писать слова с суффиксами –ек- и –чик-. Регулятивные УУД
– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов; Познавательные УУД
– обобщать и делать выводы;
Коммуникативные УУД
– задавать вопросы;
– формулировать выводы;
– организовывать инициативное сотрудничество.
Личностные: проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость, бережное отношение к природе; осознать личную ответственность за свои поступки89 Склонение прилагательных
во множественном числе. выделять в предложении словосочетания «существительное + прилагательное»;
Формировать
представление о том, что
– во множественном числе прилагательные по родам не изменяются; Знать склонение прилагательных во множественном числе; что прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
Уметь выделять окончания. 90 Окончания прилагательных во множественном числе И.п. и В.п. написание изученных орфограмм;
– умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию;
– разбор предложения по членам.
– выделять в предложении словосочетания с прилагательными;
– правильно писать окончания прилагательного, опираясь на вопросы, задаваемые от существительного; Уметь писать окончания прилагательных во множественном числе в именительном и винительном падежах; определять число, падеж прилагательных.Регулятивные УУД
– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;
Познавательные УУД
– обобщать языковые явления и делать выводы;
Коммуникативные УУД
– задавать вопросы;
– формулировать выводы;
– организовывать инициативное сотрудничество.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам
91 Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п. определять состав слова, обращаясь к словообразованию;
– правописание безударных окончаний прилагательных, используя проверку по окончаниям вопросов к прилагательным;
– различать разные формы прилагательных и задавать к ним вопросы
– правильно писать окончания прилагательных во множественном числе; Уметь писать окончания прилагательных во множественном числе в родительном, винительном и предложном падежах; выписывать прилагательные с существительными.92 Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п. выделять в предложении словосочетания «существительное + прилагательное»;
– определять падежную форму прилагательного;
– использовать при написании безударных окончаний прилагательных проверку по окончаниям вопросов от существительных, от которых прилагательные зависят;
– правильно писать окончания прилагательных во множественном числе;
– находить в тексте и проверять изученные орфограммы; Знать, какую роль выполняют прилагательные в предложении; понятие «определение».
Уметь писать окончания прилагательных во множественном числе в дательном и творительном падежах; различать предлоги и приставки; подчеркивать определение в предложении.Познавательные УУД:
– работать с информацией, представленной в табличной форме;
– иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений; – заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями;
Личностные :- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. 93 Итоговая комплексная контрольная работа Выполнение
итоговой комплексной контрольной работы. Знать изученные орфограммы.
Уметь выполнять самостоятельно задания 94 Второстепенные члены предложения. Определения Распространять предложения;
находить
– основу предложения;
– словосочетания «существительное + прилагательное»;
определять, какими частями речи выражены члены предложения.
Формировать:
– представление об определении как о второстепенном члене предложения; Уметь распространять предложения;
находить
– основу предложения;
– словосочетания «существительное + прилагательное»;
определять, какими частями речи выражены члены предложения.
Формировать:
– представление об определении как о второстепенном члене предложения; Познавательные УУД:
– работать с учебником;
– проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника.
Регулятивные УУД:
– умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты.
Личностные :- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы 95 Итоговый диктант с грамматическим заданием. Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными норма-ми правописания Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами.
. 96 Начальная форма глагола. Суффикс - ть (- ти, - чь) находить
– начальную форму глагола;
– образовывать бесприставочные глаголы, родственные данным существительным и прилагательным;
Формировать:
– представление о суффиксах начальной формы глагола; Знать суффиксы начальной формы глагола; на какие вопросы отвечают глаголы.
Уметь определять начальную форму глагола; образовывать глаголы в начальной форме без приставок; находить слова-омонимы, которые прина-длежат разным частям речи; выделять суффиксы глаголов в начальной форме. Познавательные УУД:
– работать с учебником;
– проводить анализ морфемного состава начальной формы глагола;
Личностные и коммуникативные УУД:
– учитывать чужую точку зрения;
– осуществлять контрольно-оценочную деятельность в ходе решения интеллектуальной задачи совместно с героями учебника.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 97 Написание Ь перед частицей - сяВыделение значимых частей слова.
Знать понятие «частица»; правило написания «ь» в конце глаголов.
Уметь писать глаголы с частицей –ся; выделять суффиксы перед части-цей–ся. 98 Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я- Выделение значимых частей слова Знать глагольные суффиксы.
Уметь работать с Обратным словарём; выделять глагольные суффиксы. 99 Времена глагола.
Прошедшее время глагола Изменение глагола по временам. Изменение глагола по родам и числам в прошедшем времени. Знать, что глаголы изменяются по временам; суффикс прошедшего времени –л-.
Уметь выделять окончания глаголов прошедшего времени; изменять глаголы в прошедшем времени по числам и родам; выделять суффикс –л-. Личностные : -в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
Коммуникативные: - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. 100 Будущее время глагола
Изменение глагола по родам и числам в будущем времени. Знать, что глаголы будущего времени изменяются по числам.
Уметь изменять глаголы по временам. 101 Написание Ь после шипящих во всех формах глагола Употребление «ь» после шипящих на конце глаголов. Знать, что во всех формах глагола после шипящих пишется «ь».
Уметь выполнять работу над ошибками; писать «ь» после шипящих во всех формах глагола. 102 Итоговый урок Повторение пройденного в3классе
Чтение и понимание учебного текста. На-хождение необходимого учебного мате-риала.
Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами; пользоваться орфографическим словарём; грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания.