Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства Беседы об искусстве


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
нормативный срок обучения –3 года




ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
ПО 2. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ





ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО 2.УП 2.1.
«БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»


Содержание учебного предмета

1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

II.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

IV.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

V.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

VI.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

VII.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» является основополагающей учебной дисциплиной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области историко-теоретической подготовки.
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в МКУДО ТДХШ.
Учебный предмет «Беседы об искусстве» направлен на овладение первичными знаниями: о видах и жанрах изобразительного искусства, основных эстетических и стилевых направлений в области изобразительного искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области изобразительного искусства, великих мастеров изобразительного искусства, знаний основных средств выразительности изобразительного искусства, знаний наиболее употребляемой терминологии изобразительного искусства.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
Содержание учебного предмета «Беседы об искусстве» тесно связано с содержанием учебных предметов «Основы изобразительной грамоты и рисования», «Композиция прикладная», «Лепка».
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки учащихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, практической работой.
Срок реализации учебного предмета
Нормативный срок обучения по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства - 3 года.
Срок реализации программы учебного предмета «Беседы об искусстве» -3 года (1-2-3 класс).
Возраст учащихся, обучающихся по данной программе составляет 6 - 12 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию изучаемого предмета «Беседы об искусстве» составляет 101 час: 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2-3 классах в учебном году; 1 час в неделю на аудиторные занятия.
Распределение учебного времени по годам обучения
Год обучения
1 кл.
2 кл.
3 кл.

Аудиторные занятия/
учебных часов
33
34
34


Недельная нагрузка (в час)
Вид учебной нагрузки
Год обучения/класс


1 кл.
2 кл.
3 кл.

Аудиторные занятия
1
1
1

Объем максимальной нагрузки
1
1
1

Промежуточная аттестация
Контрольный урок 2 полугодие
Контрольный урок 2 полугодие
Контрольный урок 2 полугодие


Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповые занятия (численностью от 4 до 8 человек).
Виды занятий – аудиторные.
Цели программы:
Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
Задачи программы:
-Развитие навыков восприятия искусства.
-Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
-Формирование навыков восприятия художественного образа.
-Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
-Обучение специальной терминологии искусства.
-Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.
Структура программы:
Программа составлена в соответствии с рекомендациями по разработке программ учебных предметов в области искусств и содержит следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Содержание.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- Формы и методы контроля, система оценок.
Пояснительная записка представляет собой обзор основных вопросов, связанных с формированием учебной программы.
Основная часть программы представлена тематическим планом и основной главой «Содержание учебного предмета», в которой последовательно изложены вопросы изучаемого курса.
Разбивка тем осуществлена по классам, разделам и темам. Каждой теме отводится конкретное количество часов, которое зависит и определено значимостью и объёмом изучаемого материала.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание учебного предмета
1 класс
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства.
В первом классе происходит знакомство с основными понятиями искусства через творческие упражнения. Учащиеся изучают различные виды и жанры искусства, сравнивая их, находя общие и отличительные черты, выявляют новые средства выразительности каждого вида, знакомятся с различными, художественными материалами и способами работы с ними, осваивая все это на практике. Также учащиеся знакомятся с различными, художественными материалами и способами работы с ними, осваивая все это на практике.
Большое внимание уделяется зарисовкам с репродукций и фотографий. Рассматривая и зарисовывая произведения искусства, учащиеся выявляют наиболее характерные средства выразительности искусства, а затем используют их в своих творческих работах. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала и помогает сформировать у ребят устойчивые ассоциативные картинки-образы.
По окончании 1 года обучения учащиеся должны:
знать виды изобразительного искусства;
знать жанры изобразительного искусства;
иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества.
Учебно-тематический план
1 класс


№№
Наименование темы

Общий объем времени (в часах)



Аудиторные занятия
Максимальная учебная нагрузка



Теория
Практика
Всего
часов


1
Раздел № 1
Введение. Виды искусства.
1.Беседа. Что такое искусство. Как работает художник, чем пользуется.
1

1
1

2
2. Виды искусства.
1

1
1

3
Задание № 1
1.1. Живопись.
1

1
1

4
1.2. Виды живописи, материалы.
1

1
1

5
1.3. Живопись станковая, монументальная.
1

1
1

6
1.4. Различные техники
живописи.
1

1
1

7
1.5. Фреска
1

1
1

8
1.6. Мозаика
1

1
1

9
1.7. Витраж
1

1
1

10
1.8. Практические упражнения - составление мозаики из кусочков цветной бумаги.

2
2
2

11
Задание № 2.
1.1. Графика.
1

1
1

12
1.2. Виды графики
1

1
1

13
1.3. Виды печати.
1

1
1

14
1.4. Практическая работа- выполнение гравюры на картоне.

3
3
3

15
Задание № 3
1.1. Скульптура. Виды скульптуры по объему и назначению, материалы.
1

1
1

16
1.2. Практическая работа - выполнение изображения объёмного, плоскостного.

3
3
3

17
Задание № 4
1.1. Архитектура.
1

1
1

18
1.2.Виды архитектуры
1

1
1

19
1.3. Практическая работа - зарисовка различных зданий.

1
1
1

20
Раздел №2
Задание № 5
Жанры изобразительного искусства.
1

1
1

21
1.1. Пейзаж. Виды пейзажа.
1

1
1

22
1.2. Натюрморт. Виды натюрморта.
1

1
1

23
1.3. Портрет. Виды портрета.
1

1
1

24
1.4.Батальный жанр.
1.5.Бытовой жанр.
1

1
1

25
1.6.Анималистический жанр.
1.7.Маринистический жанр.
1

1
1

26
1.7.Практическая работа по репродукциям - копии работ по различным жанрам.

1
1
1

27
Контрольный урок.
Викторина.


2
2


Всего:
21
13
33
33


Содержание учебного предмета
2 класс
Во втором классе учащиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством. Особенности, отличительные черты каждого вида ДПИ. Знакомство с русскими народными промыслами (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово). Знакомство с русской народной игрушкой (Дымковская, Каргапольская, Филимоновская).
По окончании 2 года обучения учащиеся должны:
знать народные промыслы;
иметь представление о русских народных игрушках;
отличать виды ДПИ.
Учебно-тематический план
2 класс


№№
Наименование темы

Общий объем времени (в часах)



Аудиторные занятия
Максимальная учебная нагрузка



Теория
Практика
Всего
часов


1
Раздел №3
Задание № 1
1.1.Декоративно-прикладное искусство.
2

2
2

2
1.2. Особенности декора-
тивно-прикладного искусства
1

1
1

3
Задание № 2
Русские народные промыслы
2

2
2

4
1.1. Хохлома. История промысла.
1
1
2
2

5
1.2. Основные элементы росписи.
1

1
1

6
1.3. Жостово. История промысла.
1
1
2
2

7
1.4. Основные элементы росписи.
1

1
1

8
1.5. Городецская роспись. История промысла.
1
1
2
2

9
1.6. Основные элементы росписи.
1

1
1

10
1.7. Гжель. История промысла.
1
1
2
2

11
1.8. Основные элементы росписи.
1

1
1

12
1.9. Практическое задание – зарисовать основные элементы хохломы, гжели, городецкой росписи.

3
3
3

13
Раздел №4
Задание № 3
1.1.Русская народная игрушка.
2

2
2

14
1.2 .Дымковская игрушка.
2
1
3
3

15
1.3.Филимоновская.
2
1
3
3

16
1.4.Каргапольская.
2
1
3
3

17
1.5. Практическое задание - зарисовать эскизы русских народных игрушек.

3
3
3

18
Контрольный урок.
Викторина.


2
2

19
Всего:
21
13
34
34


Содержание учебного предмета
3 класс
В третьем классе учащиеся изучают Русское искусство начала 20 века. Более подробно изучают художников-передвижников и их произведения. Наибольшее внимание уделяется умению анализировать художественное произведение.
По окончании 3 года обучения учащиеся должны:
понимать значение русского реалистического искусства;
знать некоторые группировки и объединения художников начала 20 века;
иметь начальные навыки анализа творческих направлений и творчества отдельных художников.
Учебно-тематический план
3 класс


№№
Наименование темы

Общий объем времени (в часах)



Аудиторные занятия
Максимальная учебная нагрузка



Теория
Практика
Всего
часов


1
Раздел №5
Задание № 1
Русское искусство
1.1.Товарищество передвиж-
ных художественных выставок.
История создания. Идеи, Цель. Задачи.
3

3
2

2
1.2. И.Репин. Знакомство с
биографией художника, художественными произведениями.
2
2
4
4

3
1.3. В.Суриков. Знакомство с биографией художника, художественными произведениями.
2
1
3
3

4
1.4. В.Серов. Знакомство с биографией художника, художественными произведениями.
2
1
3
3

5
1.5. В.Васнецов. Знакомство с биографией художника, художественными произведениями.
2
2
4
4

6
1.6. И.Левитан. Знакомство с биографией художника, художественными произведениями.
2
2
4
4

7
1.7. И.Шишкин. Знакомство с биографией художника, художественными произведениями.
2
2
4
4

8
1.8.А.Саврасов. Знакомство с биографией художника, художественными произведениями.
2
2
4
4

9
Подготовка к викторине.
3

3
3

10
Контрольный урок.
Викторина.


2
2

11
Всего:
20
14
34
34


IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Содержание программы учебного предмета «Беседы об искусстве» обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности учащегося и приобретение практических и теоретических знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
Требования содержат перечень знаний, умений, навыков, приобретение которых в процессе обучения должна обеспечивать программа учебного предмета в области историко-теоретической подготовки:
-первичных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
-первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области изобразительного искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области изобразительного искусства, великих мастеров изобразительного искусства;
-знаний основных средств выразительности изобразительного искусства;
-знаний наиболее употребляемой терминологии изобразительного искусства.

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях. Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде устного опроса, викторины.
Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 2 учебных часов. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.
Формы текущего контроля
- поурочные устные опросы;
Формы промежуточной аттестации
- Контрольный урок-викторина в 2-ом полугодии. Викторина - позволяет понять преподавателю, насколько полно учащиеся усвоили учебный материал.
Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся
Викторина – задания с выбором ответа. Учащиеся делятся на соревнующиеся команды. Викторина составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся). Вопросов столько, сколько учащихся в классе, каждый должен ответить на 1-2 вопроса викторины. Побеждает команда - набравшая больше балов. Цель и задачи викторины: обобщить знания по изобразительному искусству; развивать творческие способности; прививать интерес к искусству, систематизация имеющихся знаний; развитие творческих способностей; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, способствовать сплоченности классных коллективов.
При выставлении оценок учащимся используется 5-балльная система оценок. - «5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
-«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
-«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) - учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;
«3» - учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.
«2» - выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки.
«1» - ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методы обучения:
-Теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач).
-Практические (обучающие задания, копирование).
-Объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций.
-Частично-поисковый (выполнение вариативных заданий).
-Творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах).
-Игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.)
Методические рекомендации:
- Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. Преподавателю следует излагать материал доступным, понятным языком исходя из возрастных особенностей учащихся.
-Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход преподавателя, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.
-Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
-Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
-Учащимся предлагается знакомство с произведением искусства на основе прослушивания и визуального восприятия. Обучение проводятся в двух видах - теоретическая часть и практическая - повторение пройденного материала. Небольшие повторения, контролирующие пройденный материал предшествующего урока, могут проводиться в начале каждого занятия.
-Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий.
Средства обучения
-материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
-наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, таблицы и схемы, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, учебные доски, интерактивные доски;
-демонстрационные: муляжи, чучела гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
-электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
-аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, презентации, записи музыкальных произведений, тексты литературных произведений, аудио-записи.
-технические: телевизор, магнитофон, проигрыватель, видеомагнитофон, проектор, компьютер.
Библиотечный фонд школы.
Периодические издания журналов «Юный художник», «Художественная школа», «Эскиз», «Искусство» и др.
Специфика предмета
Рекомендации по организации проведения урока-беседы, лекции
В самом начале работы с репродукциями и презентациями преподаватель объявляет тему беседы, дает общую характеристику рассматриваемых произведений и детально анализирует содержание и художественно-выразительные средства, в начале беседы сообщает краткие сведения о художниках, основные этапы их творчества. С первого класса преподаватель привлекает к анализу произведения всех учащихся, задавая им вопросы проблемного характера. Вопросы на обобщение и конкретизацию полученной на уроке информации предлагаются учащимся в конце урока.
Уроки-беседы должны проводиться в тесной связи с практическими занятиями. Эта связь способствует успешному решению всего комплекса учебно-воспитательных задач, поставленных перед каждым классом.
Успех бесед об изобразительном искусстве во многом зависит от правильного расположения наглядных пособий. Репродукции следует располагать выше уровня зрения учащихся и демонстрировать сначала всему классу. Затем каждый учащийся детально рассматривают репродукцию.
Во время беседы следует сочетать демонстрацию репродукций и показ соответствующих фрагментов кинофильмов, диафильмов и диапозитивов, компьютерных презентаций. При этом нужно стремиться, чтобы демонстрация художественного произведения и его фрагментов в репродукциях, в компьютерных дисках, в видеофильмах, диафильмах расширяла и углубляла общее представление о нем. Для этого нужно заранее продумать, что демонстрировать вначале - репродукцию или видеофильм, сколько времени уделить демонстрации репродукции, сколько диафильму и т. д. Методика проведения беседы об изобразительном искусстве может быть самой разнообразной. В начале урока, сообщив тему беседы, преподаватель задает обучающимся наводящие вопросы по данной теме. Затем он кратко раскрывает основное содержание темы беседы, по существу суммируя ответы учащихся, и только после этого приступает непосредственно к анализу репродукций.
Работа по копированию и зарисовкам с фотографий, репродукций произведений искусств
Важная роль в данной программе отводится копированию произведений искусства. Делая зарисовки с репродукций, учащиеся изучают, практически осваивают средства выразительности художников, а затем применяют их в практических заданиях, близких по своим задачам композиционным.
С помощью копирования учащиеся повторяют, закрепляют, творчески перерабатывают новый материал. Эти задания тесно связаны с изучаемым материалом и позволяют лучше его усвоить. Зарисовки должны систематически проверяться преподавателем, можно так же устраивать вернисажи самых удачных работ.
Анализ произведений искусств учащимися
Большое внимания должно уделяться знакомству с творчеством различных художников и анализу их произведений, так формируются первоначальные навыки анализа художественного произведения. Вопросы на обобщение и конкретизацию полученной на уроке информации предлагаются в конце урока. Активизации мыслительной деятельности учащихся во время анализа произведений служат вопросы, задаваемые преподавателем в определенной последовательности. Вот, например вопросы, рассчитанные на обобщение и закрепление результатов анализа картины:
1. Как называется эта картина? (Демонстрируется репродукция.)
2. Кто автор этой картины?
3. Что мы видим на картине?
4. Какие средства художественной выразительности использует
художник?
5. Каковы особенности композиции картины?
6. Что вам нравится в картине?
7. Какое чувство, настроение передает художник?
8. Какие еще картины этого художника вы знаете?

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала XX века – М., 1989
Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993
Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001
Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996
Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. – М., 1990
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995
Неверов О. Культура и искусство античного мира. – Л., 1981
Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М., 1989
Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. – М., 1995
Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981
Богуславская, И. Русская глиняная игрушка: мастерам народного искусства / И. Богуславская. – М.: Искусство, 1975
Бурлакова, А. М.  Дымковская игрушка / А. М. Бурлакова // Начальная школа. – 2011
Гжельский керамический промысел / С. В. Горожанина, Е. В. Куценко. – М. Мелихово, 2006
Жемчугова, П. П. Декоративно-прикладное искусство / П. П. Жемчугова. – СПб. Литера, 2006
Искусство Жостова. Современные мастера /сост. И. А. Романова. – М.Сов. Россия, 1987
Клиентов, А. Е. Народные промыслы / А. Е. Клиентов; худож. А. М. Саморезов. – М, 2007
Русские художественные промыслы: [энциклопедия] / ред. Группа, М. Шинкарук, Л. Киселёва, О. Блинова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+ Астрель, 2011
Алешина Л.С. Русское искусство XIX – начала XX века. М., "Искусство", 1972
Древнерусское искусство. Искусство 18 века и первой половины 19 века./Сост. Каменская Е.Ф., З.Т.Зонова. Под общ. Ред. Э.Н. Ацаркиной и Г.А.
Недошивина. М . 1957; изд.2-еМ 1968; изд.3-е-Искусство 18- первой половины 19 века.- Л . 1981
Иовлева Л.И. Государственная Третьяковская галерея. История коллекции. М. "Государственная Третьяковская галерея" 1994
Передвижники. Альбом. - Авт. Сост. - А.В.Парамонов. - М . 1974
Рогинская Ф.С. Передвижн ики. М. "Арт-родник", 1997
Шедевры искусства 20 века. М. 2001
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учеб. Пособие. - М. Изобраз. искусство, 1983
Воронова О. Искусство скульптуры. - М . 1981
Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: В 3 ч. Сост.М.В.Алпатов и др.-М. 1987-1989
Унковский А.А. Живопись: вопросы колорита: Учеб. Пособие. – М. 1980
Литература для учащихся
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. / Глав. ред. М.Д. Аксенова. -М. Просвещение, 1997.
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 - 20 вв. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. - М. Просвещение, 1999.
Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства.- М. «АСТ: Астель», 2009.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] А., Горшков О., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. История искусств: Учебное пособие для учащихся художественных школ и училищ. - М. Литература, 1997.
Ионина Н.А. 100 великих картин.- М. «Вече», 2001.
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 кл. учебник для общеобразовательных учреждений Н.А.Горяеева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др. под ред. Неменского, 10-е изд.- М.Просвещение, 2009.
Кончин Е. Как рождается музей. Рассказы.- М.Дет. литература, 1988.
Левин С.Д. Беседы с юным художником.- М. Искусство, 1988.
Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия.- Санкт-Петербург. Кристалл, 2006.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004.
Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. – М., 1997.
Пономарев Е. Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство Астрель», 2000.
Фокина Л.В. История декоративно – прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2009.
Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «Владос», 2001.
Список электронных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] архив учебных программ и презентаций
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт учителя ИЗО и МХК
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] страничка учителя ИЗО [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] страничка школьного сайта «Так идут к звёздам»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] первое сентября: все новости образования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] разработки открытых уроков по изобразительному искусству
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Заголовок 215