Образовательная программа «Общее эстетическое образование» Программа по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (баян)



муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Новосибирска
Детская школа искусств «Кантилена» с хоровым отделением






Образовательная программа
«Общее эстетическое образование»





Программа по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (баян)













Новосибирск 2014



Структура программы учебного предмета

Введение. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки.

Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам;
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
Индивидуальный план учащегося;
Здоровьесбережение при игре на баяне;


Список литературы




Введение

Искусство – есть школа восприятия. Ребенок только тогда становится «художником», когда начинает видеть необычное в обычном. Взяв за основу то, что восприятие является основой познания мира, мы придаём ему особое значение в процессе общения ребенка с музыкой. Восприятие понимается как «духовное овладение содержанием художественного произведения» в процессе слушания, исполнения музыки и так далее.
В связи с вышесказанным, программа обучения детей игре на музыкальном инструменте (баяне) находится в синхронном сочетании, в целостном единстве восприятия и музицирования, ансамблевого музицирования, сотворчества и индивидуального творчества.
В центре внимания преподавателя стоит не столько технология обучения, сколько сопереживание, душевное состояние, раскрепощение творческого духа ребенка, развитие его эмоционального интеллекта и компетентности в изучаемой области музыкального искусства.
Технология обучения игре на музыкальных инструментах является лишь средством, инструментом и условием для более глубокого общения ребенка с миром музыкального искусства, мировой художественной культурой.

Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)», разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Музыкальный инструмент (баян)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед преподавателем ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся.

Срок реализации данной программы Данный учебный предмет реализуется в ДШИ «Кантилена» в течение 4 лет. На предмет «Музыкальный инструмент (баян)» отводится по 1 часу в неделю. При этом, помимо занятий с преподавателем, ребёнок должен выполнять внеаудиторную (самостоятельную) работу не менее 2-3 часов в неделю.




Форма проведения учебных аудиторных занятий:




Основной формой учебно-воспитательной работы является урок.
Режим занятий - индивидуальный. Количество академических часов в неделю в соответствии с учебными планами. В первые годы обучения (в 1, 2 классах) наряду с традиционной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые занятия, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используются для работы с двумя-тремя учениками одновременно. Это дает преподавателю возможность работать эффективнее и больше внимание уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.

Цели и задачи учебного предмета

Цель предмета «Музыкальный инструмент (баян)» соответствует общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне произведения различных жанров и форм.

Задачи подразделяются на:

обучающие
изучение художественных возможностей баяна на основе изучения музыкального материала и освоение различных приёмов игры;
освоение исполнительской техники;
совершенствование в практическом музицировании.

развивающие
развитие исполнительских способностей и навыков;
развитие у обучающихся интереса к музыкальному исполнительству;
развитие качеств личности, необходимых для осуществления творческой музыкальной деятельности, самостоятельности.

воспитательные
этическое и эстетическое развитие в процессе приобщения к художественному творчеству;
освоение содержания музыкальных произведений, понимание авторских оценок событий художественного повествования, стремление к самостоятельному осмыслению и воплощению в звуки собственных чувств.
воспитание интереса к творческому процессу и навыков самостоятельной работы;
воспитание дисциплины и умения заботиться о собственном здоровье и физическом развитии;
воспитание сценической культуры.




Задачи конкретизируются на:

выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на баяне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре.

Обоснование структуры программы
учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)»



Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Основные дидактические принципы музыкальной педагогики программы:

принцип систематического и последовательного обучения: занятия должны посещаться регулярно, изложение предмета ведётся последовательно. Принцип включает требования: связывание незнакомого материала со знакомым, изложение от простого к сложному с раскрытием между ними причинно-следственных связей и с подведением к необходимым обобщениям;
принцип сознательного усвоения знаний. Это – антипод авторитарных методик преподавания, подражания игре преподавателя и бездумного тренажа по формуле «чем больше, тем лучше». Он требует от ученика умения самостоятельно разобраться в темпах, знаках, аппликатуре и пр.. Сознательная работа формирует собственный подход к изучению произведения, индивидуальный метод организации работы, в итоге – самостоятельность мышления и интерпретации;
принцип прочного усвоения знаний: последовательное накопление музыкальных знаний и умений, требующее тщательной проработки каждого произведения и исполнительских навыков для хорошей подготовки; предполагает развитие общей и музыкальной памяти ученика, умение использовать накопленный опыт в новых условиях. Данный принцип ведёт к формированию компетентности в изучаемой сфере деятельности;
принцип доступности обучения именно в музыкальном обучении связан с индивидуальными особенностями обучающихся, уровнем их одарённости, общим и музыкальным развитием, способностью к усвоению материала;
принцип наглядности обучения. Это – внешняя опора внутренних действий, совершаемых обучающимся под руководством преподавателя в процессе овладения знаниями. В музыкальной педагогике используется два вида наглядности: показ (иллюстрация) и объяснение;
принцип индивидуального подхода ставится в музыкальной педагогике на первое место, потому, что связан с задачей р а з в и т и я присущих каждому учащемуся черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность;
принцип деятельности (активности) выдвигается как признание ведущей роли преподавателя в музыкальном развитии и как необходимость проявления достижений обучения и развития учащегося на всех стадиях учебного процесса.
Реализация задач программы осуществляется путём применения различных методов и приёмов организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности.

Используемые методы и приёмы организации
учебно-воспитательного процесса:

по источнику знаний (традиционная классификация)
словесный метод (беседа, объяснение, лекция и пр.);
наглядный (наглядно-слуховой) метод: демонстрация музыкальных произведений, наблюдение-осмысление характера развития музыкальных интонаций и пр.;
художественно-практический метод: активные действиями учащегося в процессе его общения с музыкой (упражнения, разучивание произведений), показ преподавателем исполнительских приёмов игры на музыкальном инструменте и пр.;
работа с книгой: чтение нотного текста, изучение, анализ и пр.;
видеометод: прослушивание и просмотр записей, самоконтроль и пр..
По типу познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):
объяснительно-иллюстративный (учащиеся получают и усваивают знания в «готовом» виде);
репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
проблемное изложение (обучаемые – наблюдатели исследования проблемы);
частично-поисковый (решения задач под руководством преподавателя);
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).

Методы обучения, помимо приёмов также сопровождаются средствами обучения, в том числе дидактическим материалом, с помощью которого преподаватель осуществляет учебно-воспитательный процесс.

Используемые формы организации учебно-воспитательной работы:
индивидуальная: является основной формой организации учебно-воспитательной работы в ДШИ «Кантилена» по классу баяна;
индивидуально-групповая: 2-4 воспитанника;
коллективная творческого взаимодействия между воспитанниками (ансамбль);
массовая: одновременная работа со всеми воспитанниками;
коллективно-групповая: выполнение заданий малыми группами с последующим обобщением.

Выбор методов, приёмов и форм обучения зависит от возраста и индивидуальных психофизических особенностей каждого учащегося, являющегося субъектом учебной деятельности.

Материально-технические условия




Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу баяна необходимых принадлежностей:
Инструменты (баяны) обычного размера, а также наличие инструментов уменьшенного размера (диапазона).
Подставки под ноги или разноуровневые стулья.
Футляры и/или чехлы для хранения и удобной транспортировки инструментов.
Пюпитр, или подставка для нот для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.
Метроном Мельцеля для работы над произведениями.

Для оборудования класса также необходимо наличие, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы.
Отдельные уроки (репетиции или проигрывания) желательно проводить в концертном зале.

2. Содержание учебного предмета

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачётам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МБОУ ДОД ДШИ «Кантилена» и др.

Годовые требования по классам

4-летнее обучение

Первый класс

Музыкальные произведения:
12-15 различных музыкальных произведений (детские песенки, народные
песни, танцы, этюды).
Технические требования:
Гаммы: C, F, G-dur каждой рукой отдельно в одну октаву.
Чтение нот с листа.
Результаты первого года обучения:
Краткое ознакомление с устройством инструмента (составные части, способ звукообразования), показ художественных возможностей баяна. Сообщение сведений о строении правой и левой клавиатуры.
Изучение условных обозначений басов и аккордов левой клавиатуры, демонстрация их звучания, функции левой и правой рук при игре на баяне. Посадка учащегося и постановка инструмента.
Нотная грамота: соотношение конкретных нотных знаков с реальным звучанием их на баяне. Выработка первичных навыков ориентировки в нотном тексте и на клавиатуре инструмента.
Приобретение умений элементарного звукоизвлечения (совместное движение меха и нажим клавишей). Формирование элементарных навыков ведения меха (плавно, ровно, активно).
Овладение основными динамическими оттенками (forte, piano).
Элементарный анализ изучаемых произведений.
Исполнение легких пьес двумя руками.
Выработка ощущения метрической пульсации (сильные и слабые доли).
Формирование навыков самостоятельного разбора произведений.
Развитие художественного мышления в исполняемом произведении (рисунки на музыку изучаемой пьески).
Воспитание слуховой памяти, внимания.

Примерная программа академических концертов:
Детская попевка «Василёк»
Д. Кабалевский «Маленькая полька»
Бажимин «Весенний денёк»

Беренс Этюд
А. Гедике «Заинька»
Украинская народная песня «Бандура»

Примерный репертуар для 1 класса:

В. Моцарт «Азбука»
Б. Барток «Детская песенка»
Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Белорусская народная песенка «Перепёлочка»
Г. Беренс Этюд
М. Глинка «Хор крестьянок» оз оперы «Иван Сусанин»
А. Гурилёв «Песенка»
В. Калинников «Журавель»
В. Калинников «Тень-тень»
В. Моцарт «Азбука»
А. Филиппенко «Подарок маме»
А. Штогаренко «Песня»
Русская народная песня «Уж ты, зимушка-зима»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»
Грузинская народная песня «Пёстрая бабочка»
Башкирская народная песня «На лодочке»
В. Ребиков «Птичка»
В. Бухвостов Этюд C-dur

Второй класс

Музыкальные произведения:
12-15 произведений: 4 этюда, 8-11 пьес различного характера.
Технические требования:
Гаммы: C, F, G-dur двумя руками в одну октаву.
Арпеджио: короткие арпеджио в тональностях до, соль, мажор
Аккорды: тонические трезвучия и их обращения в тональностях до, соль,
мажор двумя руками.
Гамма a-moll (3 вида) каждой рукой отдельно, короткое арпеджио правой
рукой, трёхзвучные аккорды правой рукой.
Чтение нот с листа двумя руками лёгких пьес за первый класс.

Результаты второго года обучения:
Опираясь на знания и умения, приобретенные в первый год знаний, учащийся должен:
овладеть минимумом музыкальной грамоты и элементами теоретических основ,
знать основные средства музыкальной выразительности (динамика, штрихи, ведение мехом),
уметь разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики, знаках альтерации,
анализировать исполняемое произведение, разбираться в несложных произведениях с полифоническими фрагментами.

Академический концерт за I полугодие
Две разнохарактерных пьесы


Академический концерт за II полугодие
Три разнохарактерных пьесы

Примерные программы академических концертов
Д. Шостакович «Марш»
Н. Римский-Корсаков «Хоровод»

К. Вебер «Колыбельная»
Аз. Иванов «Полька»
Русская народная песня «Вдоль да по речке»

Примерный репертуар для 2 класса:

Русская народная песня «Поставлю я ведёрочки на лёд»
Русская народная песня «Я пойду ли, молоденька»
Русская народная песня «Ах ты, канава»
Русская народная песня «Барыня-сударыня»
Румынская народная песня «Весна», обр. В. Грачёва
Русская народная песня «Как по лугу», обр. В. Бухвостова
Польский народный танец «Маленький краковяк»
Чешская народная песня «Аннушка», обр. В. Ребикова
М. Балакирев «Хороводная»
Ф. Бер «В мае»
А. Гречанинов «Песенка»
Э. Денисов «Плясовая»
В. Моцарт «Вальс»
К. Мясков «Весёлая песенка»
Ф. Шуберт «Вальс»
А. Сурков «Синичка»
Н. Чайкин «Полька»
П. Чайковский «Мой Лизочек так уж мал»
К. Черни Этюд C-dur
М. Корсунский Этюд C-dur

Третий класс

Годовые требования:
10-12 произведений: этюды, пьесы с элементами полифонии, пьесы
различного характера.
Технические требования:
Гаммы: C, F, G-dur двумя руками в две октавы;
D, B-dur двумя руками в одну октаву.
Арпеджио длинные, короткие в медленном темпе двумя руками.
Тонические аккорды и их обращение.
a-moll (3 вида) двумя руками в одну октаву;
d, e-moll каждой рукой отдельно;
короткое арпеджио правой рукой, трёхзвучные аккорды правой рукой.
Чтение нот с листа двумя руками за первый-второй класс.

Результаты третьего года обучения
Опираясь на знания и умения, приобретенные во втором классе, учащийся должен:
владеть основами музыкальной грамоты и элементами теоретических основ,
знать и использовать основные средства музыкальной выразительности (динамика, штрихи, ведение меха) и агогические оттенки,
уметь свободно разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики, знаках альтерации,
владеть элементарными техническими и исполнительскими навыками игры,
анализировать исполняемое произведение,
разбираться в несложных полифонических произведениях.

Академический концерт за I полугодие
Две разнохарактерных пьесы


Академический концерт за II полугодие
Три разнохарактерных пьесы

Примерные программы академических концертов:
Телеман «Гавот»
Литовский народный танец

Тюрк «Лиха, беда начало»
Иванов Аз. «Кукушечка»
Украинская народная песня «Чом,чом не пришёв», обр. П. Лондонова

Примерный репертуар для 3 класса:

Белорусская народная песня «Крыжачок», обр. Бушуева.
Польский народный танец «Мазурка»
Украинская народная песня «Вербова дощечка», обр. В. Грачёва
Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку», обр. А. Онегина
Словенская народная песня «Прачки»
В. Оякяэр «Эстонская полька»
М. Глинка. Обработка Украинской народной песни «Гуде вiтер вельми в полi»
Вик. Калинников «Журавель»
Печников Л. «Маленький мадригал»
А. Поздняков «Пионерский марш»
Сперонтес «Менуэт»
А. Жилин «Вальс»
Н. Финзейн «Старинный танец», «Аллеманда»
Титов М. «Контрданс»
Д. Шостакович «Танец» из балетной сюиты
Л. Адам Этюд D-dur
С. Аксюк Этюд g-moll
В. Вольф Этюд C-dur
Л. Шитте Этюд C-dur

Четвертый класс

Годовые требования:
Главная задача 4 класса – представить выпускную программу в максимально готовом виде.
Технические требования:
Гаммы: C, D, F, G, A, B-dur двумя руками в две октавы,
a-moll (3 вида) двумя руками в две октавы,
d, e-moll (3 вида) двумя руками в одну октаву.
Арпеджио длительные и короткие арпеджио в две октавы двумя руками.
Аккорды мажорные и минорные двумя руками в две октавы.
Чтение нот с листа пьес за второй класс.

Результаты четвертого года обучения:
Опираясь на знания, умения и навыки, приобретенные на втором этапе обучения, углубляя и совершенствуя их, учащийся должен:
овладеть расширенными знаниями теоретических основ музыки,
владеть необходимыми техническими и исполнительскими навыками игры,
знать специфические особенности звукообразования на инструменте, владеть всей шкалой силы звучания, набором динамических оттенков; исполнительские приёмы различного туше и уравновешивания звучания правой и левой клавиатур инструмента, условные обозначения регистров,
знать закономерности построении музыкальной формы,
понимать различные жанры,
знать особенности художественно-образного выражения исполняемого произведения. Уметь различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного образа,
уметь самостоятельно разбирать заданное произведение, анализировать его.


Выпускной экзамен: исполнение 4 произведений.

пьеса с элементами полифонии (полифония) или крупная форма (пьеса с элементами крупной формы)
две разнохарактерные пьесы или пьеса и этюд
ансамбль.

Примерный репертуар для 4 класса:

Д. Верди «Марш» из оперы «Волшебный стрелок»
А. Гедике «Танец»
М. Глинка «Мазурка» из оперы «Иван Сусанин»
С. Коняев «Весёлый танец»
Л. Моцарт «Менуэт»
А. Моццати «Экзотический напев»
В. Мурадели «Пионерский костёр»
Павлюченко С. «Фугетта»
Сибирские частоговорки. Обработка Ю. Зацарного
Русская народная песня «Как за реченькой слободушка стоит», обр. А. Гурилёва
Русская народная песня «Пряха», обр. А. Онегина
Н. Титов «Вальс»
Н. Сизов «Полька»
Ж. Рамо «Тамбурин»
Б. Фиготин «Этюд-интрмеццо»
К. Черни Этюд Е-dur
А. Стоянов Этюд G-dur
А. Сарауэр «Три этюда»


Требования к уровню подготовки обучающихся


Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

В результате освоения программы ожидаются следующие результаты:

развитие у учащихся стойкого интереса к музыке, любознательности,
стремления к самостоятельному изучению музыкального наследия;
воспитание творческой личности, способной к самосовершенствованию и профессиональному самоопределению;
воспитание культурного, образованного слушателя и ценителя музыки;
формирование эмоционального интеллекта;
овладение исполнительскими навыками и сценической культурой.






Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.


Оценки качества знаний по программе «Музыкальный инструмент (баян)» охватывают все виды контроля:


текущий контроль успеваемости;
промежуточная аттестация учащихся;
итоговая аттестация учащихся.


Цель промежуточной аттестации –


определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по

конкретно пройденному материалу.



Вид контроля
Задачи
Формы








Текущий контроль

поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения учащегося изучаемому предмету,
повышение уровня освоения текущего учебного материала.
Текущий контроль осуществляется преподавателем регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.




контрольные
уроки,
академические
концерты,
прослушивания
к конкурсам, отчетным концертам.


Промежуточная аттестация

определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.
зачёты (показ части программы),
академические концерты,
переводные зачёты,
экзамены


Итоговая аттестация

определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета.
экзамен проводится в
4 классе.



Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе баяна. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапа изучения программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Зачёты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.



Академические концерты предполагают те же требования, что и зачёты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.



Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в 4 классе в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

Критерии оценки знаний учащихся

Оценка «5» («отлично») учитывает:
–  артистичное поведение на сцене;
–  увлечённость исполнением;
–   художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
–  слуховой контроль собственного исполнения;
–  корректировка игры при необходимой ситуации;
–  свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
–  убедительное понимание чувства формы;
–  выразительность интонирования;
–  единство темпа;
–  ясность ритмической пульсации;
–  яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):
–  незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
– грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
–  недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;  
–  стабильность воспроизведения нотного текста;
–  выразительность интонирования;
–  попытка передачи динамического разнообразия;
–  единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):
–  неустойчивое психологическое состояние на сцене;
– формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
–  слабый слуховой контроль собственного исполнения;
–  ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
–  темпо-ритмическая неорганизованность;
–  слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
–  однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):
–  частые «срывы» и остановки при исполнении;
–  отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
–  ошибки в воспроизведении нотного текста;
–  низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
–  отсутствие выразительного интонирования;
–  метро-ритмическая неустойчивость.
Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психофизических особенностей ученика, его физических данных. Преподаватель должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

Работа преподавателя по инструменту будет более продуктивной в тесной связи с преподавателями по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах филиалов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается руководителем методического объединения. В конце учебного года преподаватель представляет отчёт о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности, музыкальность и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на баяне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, чёткости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать чёткие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачёте).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя. В этой связи преподавателю необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно рекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранён замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности аккордеона.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий – каждый день;
объём самостоятельных занятий в неделю – от 2 до 4 часов.
Объём самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в ДШИ «Кантилена» педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по инструменту.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведённого на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:
игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени);
разбор новых произведений или чтение с листа более лёгких (на 2-3 класса ниже по трудности);
выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида;
проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений.

Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке даёт преподаватель и фиксирует их в дневнике.


3. Индивидуальный план учащегося
Обязательными разделами индивидуального плана должны быть:
самостоятельная работа над музыкальными произведениями
работа над этюдами и упражнениями
работа над гаммами, арпеджио и аккордами
исполнение полифонической музыки
обработки русских народных песен и танцев. Музыка народов мира
крупная форма
ансамбли, оркестровые партии
подбор мелодий по слуху и транспонирование, чтение с листа
повторение пройденного материала
Для расширения музыкального кругозора следует включать также произведения, предназначенные для ознакомления, подбору по слуху и транспонированию. При этом допускается различная степень завершенности работы над ними.
Индивидуальные планы составляются к началу каждого полугодия и утверждаются руководителем отделения и заведующим учебной частью или директором. В конце каждого полугодия преподаватель отмечает качество выполнения задания и изменения в ранее утвержденных списках, а в конце года даёт характеристику музыкального и технического развития, успеваемости и работоспособности ученика.
Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре. В индивидуальном плане учеников следует включать полифонические произведения, крупную форму, произведения русских и зарубежных композиторов. Лучшие образцы народного фольклора.
При выборе репертуара необходимо учитывать пожелания ученика, но при этом соблюдать обязательные нормы учебной программы. В репертуаре обязательно должны быть пьесы для ансамблевого исполнения в разных сочетаниях, оркестровые партии и т.д.
Преподавателю следует поощрять любые творческие инициативы учащегося:
попытки импровизации,
сочинения пьес,
подбор аккомпанемента.


Здоровьесбережение при игре на баяне

На первоначальном этапе обучения необходимо учитывать, что дети младшего школьного возраста не обладают устойчивым вниманием. Это обусловлено слабостью процесса торможения. Большое внимание получает темп ведения урока. Необходимо давать короткие логически выстроенные, конкретизированные задания, цель которых детям ясна и понятна. Очень полезны повторяющие задачи, в которых и конечный результат и способ его достижения должны быть небольшими по протяженности, а нарастание технических и художественных сложностей – постепенным. Дети лучше реагируют на действия, чем на слова.
Теоретические занятия должны быть очень конкретны, носить краткий характер и обязательно подкрепляться показом на инструменте. Основной принцип обучения в данный период – дидактическая игра, переходящая в обучение в обычном смысле этого слова. Она представляет собой форму обучения, которая строится на строгом учёте возрастных, особенностей ребенка. Такой метод обучения характеризуется доступностью и краткостью изучаемого материала, облегченного в яркую и образную форму изложения. Она строится с учетом свойственной детям склонности к бессознательному копированию действий, к подражанию окружающих их людей.
Особая ответственность преподавателя в начальный период обучения заключается в постоянным наблюдении за физическим состоянием ученика. В 8 – 12 лет у детей происходит активный процесс замены хрящевой ткани костью. Поэтому во все постановочные положения, связанные с позой играющего ребёнка должны быть идеальны, чтобы исключить искривления позвоночника. Внимательно для занятий надо выбирать вес и габариты инструмента, следить за его постановкой и по необходимости регулировать плечевые ремни.
Для успешного овладения игрой на баяне существенное значение имеет количество времени, уделяемое учащимся занятиям на инструменте дома. Кроме того, преподавателю и родителям НУЖНО ПОМНИТЬ, что вес стандартного баяна, на котором ребёнок начинает обучение составляет 7 – 9 килограмм (в зависимости от марки, производителя и диапазона инструмента). Если ребёнок мал ростом, а желание играть именно на баяне велико, необходимо приобрести двухоктавный инструмент (вес 4–5 килограммов). Во время занятий необходимо, чтобы баян на колени ученику ставил взрослый (преподаватель, родитель), после занятия он же и забирал. Для правильной посадки, желательно приобрести ремешок-перемычку, соединяющий плечевые ремни на спине. Занятия (непосредственно игра на инструменте) не более 15 – 20 минут за один раз. Если ребёнок устаёт, ограничить время игры до 10 – 15 минут. Таких «подходов» может быть в день дома 2 – 3, на уроке не более 2-х. 15 минут оставшегося времени урока, желательно в середине урока, должны занять ФИЗМИНУТКА, «Игра пальцев» на столе, ритмические упражнения (возможно с текстом изучаемых пьес) и т. п. упражнения, беседы о музыке.
Преподаватель должен гибко учитывать эти особенности и правильно строить свою работу. Составляя план урока, его необходимо разделить на две части:
проверка домашнего задания,
разбор нового материала и для обработки наиболее трудных эпизодов, которые встретились в домашнем задании.

Очень важно преподавателю научить ребёнка быстро восстанавливаться (физически) после игры на инструменте. В рацион питания юного баяниста желательно, по рекомендации врача, включить приём витаминов и минералов, способствующих укреплению костной ткани.
Продвижение музыкального развития учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведённого на самоподготовку. На первоначальном этапе желательно привлечение родителей ученика для контроля домашних занятий.

Самим детям, и родителям в первую очередь, нужно знать, что многочасовая беспрерывная игра на баяне
вредит здоровью,
снижает качество работы,
притупляет интерес к процессу разучивания музыкального материала.

Лучше заниматься каждый день понемногу, с перерывами, ограничивая каждое занятие выполнением определённого задания. Продуктивнее работать утром или днём, чем вечером.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Методические пособия

Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. Общ. ред. А. Н. Мясоедова. – М.: «Музгиз», 1963.
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: информационно-издательский дом «Филинъ», 1996 – 472 с.
Завьялов В. Баян и вопросы педагогики. Методическое пособие. – М.: «Музыка», 1971.
Иванов А. Школа игры на баяне. Изд. дополненное и переработанное под ред. П. Говорушко. – Л.: «Музыка», 1990.
Информационные бюллетень «Народник» №№ 1 – 58. Ред.- составители
В. Новожилов, В. Петров. – М.: Музыка, 1998-2007.


Учебная литература

1. Альбом баяниста. Составитель А. Розанов. – М.: «Музыка», 1957.
2. Альбом начинающего баяниста. Вып. 3. Составители Ф. Бушуев и А. Талакин.
– М.: «Советский композитор», 1969.
3. Барзик Ю. Обучение игре на баяне по 5-цевой аппликатуре. Начальный курс.
– М.: «Музыка», 1978.
4. Баян 2 класс ДМШ. Составитель И. Алексеев и И. Корецкий. – Киев, 1971.
5. Баян 3 класс ДМШ. Составитель И. Алексеев и И. Корецкий. – Киев, 1971.
6. Баян 4 класс ДМШ. Составитель И. Алексеев и И. Корецкий. – Киев, 1971.
7. Баян в ДМШ 1 – 3 класс. Составитель Д. Самойлов. – М.: «Музыка», 2001.
8. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып.19. Редактор В. Алёхин.
– М.: «Музыка», 1973.
9. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1 – 2 классов. Вып.19. Составитель Ф.
Бушуев. – М.: «Музыка», 1975.
10. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3 – 4 классов. Вып. 2. Составитель В.
Алёхин. – М.: «Музыка», 1969.
11. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 4 – 5 классов. Вып. 27. Составитель В.
Панин. – М.: «Музыка», 1977.
12. Баян в музыкальной школе. Вып. 30. Редактор В. Грачёв. – М.: «Музыка», 1979.
13. Баян. Народные обработки. 1 – 3 класс ДМШ. Составитель Д. Самойлов. – М.:
«Музыка», 1991г.
14. Баян. Сонатины и вариации. 1 – 3 класс ДМШ. Составитель Д. Самойлов. – М.:
«Музыка», 1991г.
15. Баян. Этюды. 1 – 3 класс ДМШ. Составитель Д. Самойлов. – М.: «Музыка»,
1991г.
16. Библиотека баяниста. Популярные песни и танцы народов СССР. Вып. 118. –
Л.: «Советский композитор», 1964г.
17. Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Изд. 10-е. Под ред. П. Говорушко. –
Л.: «Музыка», 1969.
18. Избранные обработки и переложения для баяна. А.Беляев. – Л.: «Советский
композитор», 1968.
19. Кокорин С. Детский альбом ансамблей. – Омск, 2000.
20. Лёгкие пьесы для баяна. Вып. 4. Сост. А. Онегин. – М.: «Музыка», 1961.
21. Лёгкие пьесы для баяна. Вып. 4. Сост. Денисов. – Киев, 1967.
22. Лондонов П. Полифонические произведения для баяна. – М.: «Музыка», 1969г.
23. Мясков Н. Детский альбом для баяна. – Киев, 1972.
24. Народные песни в обработке для баяна Вып. 9. – М.: «Музыка», 1965.
25. Онегин А. Школа игры на баяне. – М.: «Музыка», 1967.
26. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 5. Составитель Шашкин. – М.:
«Музыка», 1968.
27. Педагогический репертуар баяниста. 1 – 2 классы ДМШ. Вып. 10. – М.:
«Музыка», 1981.
28. Педагогический репертуар 1 класс ДМШ. – М.: «Музыка», 1997г.
29. Педагогический репертуар баяниста 3 – 5 класс ДМШ. Вып. 6. Составители
В.Алехин и А.Чиняков. – М.: «Музыка», 1976г.
30. Педагогический репертуар баяниста 1 – 5 класс ДМШ. Составитель С. Павик. –
М.: «Советский композитор», 1969г.
31. Полифонические пьесы для 3 – 5 классов ДМШ. Сост. В. Агафонов и В. Алёхин
– М.: «Музыка», 1970.
32. Пьесы и этюды для баяна 3 – 5 классов ДМШ. Ч.2. Составитель П. Говорушко.
– Л.: «Советский композитор», 1960.
33. Сонатины и вариации. Вып.1. Составитель Ф. Бушев. – М.: «Музыка», 1969.
34. Соловейко. Хрестоматия баяниста 2 класс ДМШ. Составители Ю. Зуева и
А. Ручин. – Новосибирск, 2002.
35. Хрестоматия начинающего баяниста. Вып. 3. Составитель А. Бухвостов. – М.:
«Советский композитор», 1964.
36. Хрестоматия баяниста. Подготовительная группа. – М.: «Музыка», 1997.
37. Хрестоматия баяниста 5 класс ДМШ. Составитель В. Грачёв. – М.: «Музыка»,
1997.
38. Хрестоматия педагогического репертуара для баяна. 1 – 2 классы ДМШ. Сост.
и общ. ред. А. Онегина. – М.: «Музыка», 1967.
39. Этюды для баяна. Вып. 1. Составитель А. Онегин. – М.: «Музыка», 1962.
40. Этюды для баяна. Вып. 2. Составитель С. Чайкин. – М.: «Музыка», 1963.
41. Этюды для баяна. Вып. 1. Составитель Ф. Бушев. – М.: «Музыка», 1968.
42. Этюды для баяна. Вып. 3. Составитель Л. Гаврилов. – М.: «Музыка», 1971.
43. Этюды для баяна. 4 класс ДМШ. Составитель А. Нечипоренко. – Киев, 1975.
44. Этюды для баяна. 5 класс ДМШ. Составитель А. Нечипоренко. – Киев, 1978.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 142315