Урок окружающего мира 1 класс Человек и природа


Технологическая карта урока окружающего мира
(1 класс)
Тема: Природа и человек Тип: изучение нового материала
Задачи:
-познакомить с объектами живой и неживой природы;
- установить взаимосвязь между живой и неживой природой;
- познакомиться с объектами рукотворного мира;
- установить взаимосвязь природы и человека;
Планируемые результаты:
Предметные
- продолжить формирование представлений обучающихся о природе;
Метапредметные- понимать учебную задачу, цель урока, стремиться ее выполнить и оценивать достижения на уроке;
- выполнять практическую работу в парах, договариваясь о способе деятельности;
Личностные
- проявлять самостоятельность в информационной деятельности;
Межпредметные связи: обучение грамоте
Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» авторы Дмитриева, Казаков 1 класс, часть 1, презентация
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяМотивация познавательной деятельности
Беседа
Сегодня нам предстоит интересная и важная работа.
Как вы думаете, чтобы с ней справиться какие качества нам необходимы?
Высказывают предположения.
Анализируют ответы товарищей, при необходимости корректируют.
Приходят к выводу (совместно с учителем), что необходимы: внимание, взаимопомощь, смекалка.
Актуализация необходимых знаний
Учитель читает стихотворение (приложение1)
Задает вопрос: Что такое природа?
Какие объекты природы были названы в стихотворении?
На какие группы можно разделить объекты природы?
Работа в парах.
Учитель предлагает учащимся разложить карточки, с изображением объектов природы, на две группы.
Учитель задает вопрос: Какие объекты вы не отнесли ни к одной группе?
Учитель предлагает учащимся подумать и предположить о чем пойдет речь на уроке. Высказывают свое мнение.
Слушают товарищей, при необходимости корректируют ответы.
Приходят к выводу, что объекты природы можно отнести к живой и неживой природе.
Учащиеся работают в парах.
Представляют результаты своей работы.
Учащиеся обсуждают вопрос и приходят к выводу, что эти предметы не являются объектами природы.
Учащиеся (совместно с учителем) формулируют тему урока.
Организация познавательной деятельности
Учитель предлагает учащимся подумать, над тем какие вопросы могут заинтересовать при изучении темы.
Учитель, на основе предположений учащихся, формулирует задачи и цель урока.
Учитель акцентирует внимание Человек И природа
Что означает союз «и».
Задает вопрос: Что значит взаимосвязь?
Учитель предлагает выяснить вопрос, может ли человек обойтись без природы и природа без человека.
Учитель предлагает послушать сообщения товарищей (Приложение2)
Вопросы для беседы:
Что значит лекарственные растения?
Зачем огородники приносят жаб к себе на огород?
Как еще человек использует животных для своей жизни?
Динамическая пауза.
Работа с учебником стр.22
Учитель предлагает отметить на рисунке те объекты, которые сделаны человеком и подумать из чего они сделаны.
Работа в парах.
Учитель предлагает прочитать текст учебника и найти то, о чем не говорилось на уроке.
Учитель задает вопрос Может ли человек обойтись без природы?
Может ли природа обойтись без человека?
При затруднении учитель показывает слайд – подсказку (тушение лесных пожаров, ветеринарные службы и т.п.)
Учащиеся обсуждают, высказывают свои предположения.
Учащиеся, на основе знаний, полученных на уроке обучения грамоте, приходят к выводу.
Учащиеся слушают сообщения товарищей.
Обсуждают вопросы, заданные по ходу выступлений
Учащиеся работают индивидуально в тетрадях.
Высказывают свое мнение, выслушивают и корректируют ответы товарищей.
Учащиеся в паре договариваются о том, кто будет читать текст, обсуждают, высказывают свое мнение.
Учащиеся, на основе полученных знаний, делают вывод.
Учащиеся обсуждают вопрос и делают вывод
Подведение итогов
Обращает внимание детей на задачи и цель, поставленные в начале урока.
Учитель совместно с детьми приходят к выводу, что существует взаимосвязь между природой и человеком.
Предлагает обсудить дома с родителями вопрос - Всегда ли человек приносит пользу природе?
Включают новое знание в систему знаний, устанавливая соответствие между личным опытом и изученным материалом.
Делают вывод
Определяют домашнее задание.
Дополнительный материал к уроку: презентация, сообщения учащихся
Приложение 1
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо – светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Туча в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг …. (природа)
Приложение 2
Сообщения учащихся
Колокольчик.
Выйдешь на полянку – перед тобой пёстрый ковёр цветов, среди которых то тут, то там знакомые головки колокольчиков. И вдруг тебе покажется, что над полянкой слышится лёгкий серебристый звон. Оглянешься ещё раз и поймёшь – это пробежал лёгкий ветерок и закивали, закачались головки колокольчиков. Колокольчики вроде бы и обычные цветы. А сколько стихов, сколько песен сложено про них. В народе этот цветок считают целебным.
Белка.
Красота белки не только в шкурке. Они изящны, когда бегут по стволу, перескакивают с дерева на дерево. И очень забавны, когда держат в лапках шишку. Летом у них много забот, ведь зима впереди, нужно сделать запасы на зиму. Гнёзда устраивают в дупле, или делают «гайно» - это сплетённый и утеплённый мхом, немного приплюснутый шар.
Жаба.
В природу существует два вида жаб – зелёная и серая. Они ночные жительницы, днём их можно увидеть только во время дождя или сразу после него. Питаются насекомыми. Опытные огородники специально приносят жаб к себе на огород. В Париже даже существовал жабий рынок, где огородники специально покупали жаб для своего огорода.