Учебно-методическая разработка по окружающему миру на тему Лето. Признаки лета. Круговорот воды. (1 класс)

++Учебно-методическая разработка урока по теме « Лето. Признаки лета. Путешествие воды». Окружающий мир 1 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Тема урока
Лето. Признаки лета. Путешествие воды

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные и коммуникативные

научить находить основные отличительные признаки лета: длинный день, жара, гроза, дождь, зелёный покров, цветение растений, размножение растений и животных, созревание плодов.

Формирование пространственного представления, поиск и выделение необходимой информации с использованием различных источников.

Проявление интереса к изучаемому материалу; формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; формирование умения слушать и понимать других.

Решаемые учебные проблемы
Формирование новых понятий, способность к элементарной классификации

Основные понятия, изучаемые на уроке
Круговорот воды

Вид используемых на уроке средств ИКТ
Компьютер, мультимедийный проектор.

Образовательные интернет-ресурсы
презентация

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 ЭТАП. Организация класса

Цель: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.


Деятельность учителя
-Посмотрите друг на друга. Все ли готовы? Начинаем урок окружающего мира.
Цель: подготовиться к мыслительной деятельности и продуктивной работе на уроке; позитивно настроиться на урок.

Деятельность обучающихся
На партах разложены учебники, рабочие тетради, пенал.



2 ЭТАП. Актуализация знаний
УУД регулятивные: обучающиеся смогут закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях, связать пройденный материал с новой темой.
УУД познавательные: формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа объектов делать выводы;
УУД коммуникативно-личностные: умение выражать свои мысли в соответствии с запрашиваемой информацией.

Цель: создавать условия для закрепления изученного материала.

Деятельность учителя
- Посмотрите на экран. Какое время года изображено?
- По каким признакам определили?
- Назовите осенние месяцы.
- Какое время года наступает после осени?
(вывешивается иллюстрация зимы)
- Какие изменения происходят зимой?
- Назовите зимние месяцы.
- Какое время года сейчас?
- Какие весенние месяцы знаете?
- Какие изменения происходят в неживой природе весной?
Подвести учащихся к таянию снега?

Цель: воспроизводить изученный материал с опорой на наглядность.

Деятельность обучающихся
Осень.
Ответы учащихся.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Зима.

Ответы учащихся.
Декабрь, январь, февраль.
Весна.
Март, апрель, май.
Ответы учащихся



3 ЭТАП. Создание проблемной ситуации.
УУД регулятивные, личностные: обучающиеся смогут определить цель и тему урока.

Цель: способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи.


Деятельность учителя
- Много было снега в этом году?
- А куда он делся?
- Да, ребята, снег стал капельками. Одна из капелек совершит с нами путешествие и поможет нам понять, почему ее подруги-капельки возвращаются к нам постоянно в виде снега и дождя.
- Капелька очень любопытная. Ей очень интересно узнать, почему на деревьях появляются листочки, весело щебечут воробьи, грачи свили гнезда, а люди на приусадебных участках посадили редиску и лучок.
- А капелька не знает, какое время года следует за весной. Давайте ей поможем.
- О чем мы будем говорить на уроке, какая тема?
- Будем говорить о признаках лета и о путешествии воды.
Цель: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.


Деятельность обучающихся
Да.
Предположения учащихся.



Ответы учащихся





Предположения учащихся



4 ЭТАП. "Открытие" новых знаний.
УУД познавательные общеучебные: поиск и выделение необходимой информации с использованием различных источников.
УУД коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.


Цель: побуждать учащихся к активности при изучении нового материала.

Деятельность учителя
- А теперь послушайте загадки:
Тёплый, длинный-длинный день
В полдень - крохотная тень.
Зацветает в поле колос
Подаёт кузнечик голос
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка
- О каком признаке лета говорится в загадке?

·- Назовите еще признаки.

Жаркий, знойный, душный день
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?...
- Назовите признаки июля

Листья клёна пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи
Что за месяц, подскажи?...
-Какие еще признаки августа вы знаете?

- Что вы вспомнили? Повторите еще раз.

- Откройте учебнике на стр. 78. Рассмотрите рисунок. Какое время года изображено?
- По каким признакам вы это узнали?





- Что мы сейчас делали на уроке?
Цель: сможет назвать признаки лета.


Деятельность учащихся







Июнь
Длинный день
Ночь короткая, цветут растения.






Июль
Самый жаркий месяц в год.
Душно, грозы.




Август.
Отступает жара, время собирать урожай.


Ответы учащихся

Лето.

В ходе беседы учащиеся называют признаки:
-повышение температуры;
-день длиннее ночи;
-появление плодов;
-осадки в виде дождя.
Называли признаки лета.



Физминутка.
- Летом солнышко поднимается высоко-высоко
-Лучи падают прямо
- День становится длинный
- Становится жарко, душно
Учащиеся повторяют движения за учителем.
Руки вверх
Руки вниз
Руки в стороны
Машем руками в лицо

5 ЭТАП. Применение нового знания.
Познавательные УУД: формируем умение выявлять признаки сходства и различия группы растений и животных.
Коммуникативные УУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Деятельность учителя
Цель: закрепление полученных знаний в ходе самостоятельной работы.

Работа в рабочей тетради.
Стр.67 №2
Задание: раскрась рисунки, на которых изображено лето.
-Какие рисунки вы раскрасите?
-По каким признакам определили, что это лето?

Деятельность учащихся
Цель: систематизация полученных знаний.





Ответы учащихся.

Выполнение работы.


Работа по теме урока.
УУД познавательные общеучебные: поиск и выделение необходимой информации с использованием различных источников.
УУД коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Деятельность учителя
Цель: организовывать и направлять учебную деятельность учащихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний.

-Ребята, а когда сильно жарко, что происходит в природе?
-Как возникают дожди?
- Сейчас, я покажу вам презентацию о путешествии капельки. Из нее вы узнаете, откуда возникает дождь.



















- Что произошло с капелькой в самом начале?
- Как образовалась огромная туча?
- Чем закончилось путешествие капельки?



- Такое путешествие капельки называется круговорот воды в природе. Как вы понимаете это?
- Давайте повторим хором.
Деятельность учащихся
Цель: сможет объяснить круговорот вод в природе.



Идет дождь
Предположения учащихся.
Просмотр презентации.


































































































































































































































От жары она стала испаряться и поднималась к небу.
Капельки соединялись друг с другом, превращаясь в тучу.
Пошел дождь, капелька попала на землю, просочилась в глубь, и снова стала жить в родничке.




Учащиеся повторяют хором.

Физминутка.
Представим, что мы капельки. Солнышко припекает, капельки поднимаются вверх. Наверху нам холодно, мы прижимаются друг к другу. Нас становится больше и образовалась большая туча. Туча движется, набирает силы. Нам стало так тесно, что мы стали падать на землю. Пошел дождь.

Учащиеся повторяют за учителем движения





Применение нового знания.
Познавательные УУД: формируем умение выявлять признаки сходства и различия группы растений и животных.
Коммуникативные УУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Деятельность учителя
Работа в рабочей тетради
Самостоятельная работа.
Цель: закрепление полученных знаний в ходе самостоятельной работы.
Выполнение задания в рабочей тетради.
Стр. 67 №1
Задание: изобрази с помощью стрелок круговорот воды в природе.
Выборочная проверка.
Деятельность обучающихся

Выполнение учащимися самостоятельной работы.







6 ЭТАП. Итог урока. Рефлексия.
УУД регулятивные и личностные: развивать способность к саморазвитию и к самосовершенствованию путем активного приобретения нового социального опыта.





Деятельность учителя
-Что нового узнали?
- С каким понятием познакомились?

-Понравилось капельке, как вы работали, и она вам дарит подарки – свои капельки.
-Если понравился урок, нарисуйте улыбку, если есть над чем поработать, нарисуйте ____
- Урок окончен. Спасибо, дети.
Деятельность обучающихся
Ответы учащихся.




15