Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе. Тема урока: «Природа».



Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе.
Составила учитель начальных классов
ОГКОУ «Ивановская школа V вида»
Мокеева Инна Николаевна.
Тема урока: «Природа».
Цели для ученика:

1.Познакомиться с учебными пособиями по окружающему миру в 3 классе.
2.Расширять знания об объектах живой и неживой природы.
3.Учиться выполнять классификацию объектов живой природы.

Цели для учителя:

Образовательные:
Мотивировать учащихся к изучению курса «Окружающий мир» в 3 классе.
Систематизировать и расширять знания учащихся об объектах живой и неживой природы.
Учить выполнять классификацию объектов живой природы.

Развивающие:
Развивать речь, умение классифицировать.

Воспитательные:
прививать любовь к природе и предмету «Окружающий мир».

Коррекционные:
Работа над терминологией по теме; отработка навыков отвечать на вопросы учителя, высказывание своего мнения.


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-беседа.

Опорные понятия, термины: природа, живая, неживая природа
Новые понятия: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп»

Формы контроля: самопроверка по образцу, взаимопроверка
Домашнее задание: с.4-7 читать, с.8 задания 1-3






Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые
УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)

Мотивация
Ребята, вспомните, какие темы мы изучали на уроках окружающего мира в 1 и 2 классах? Что вам особенно запомнилось? Что было особенно интересно? Что нового вы узнали? Чему научились?
О чем бы вы хотели узнать в этом году, чему научиться?
Молодцы, вы многое помните и похвально, что хотите научиться чему-то еще.

Учащиеся свободно высказываются, актуализируя знания и умения, полученные в 1 и 2 классах.



Дети определяют личностный смысл, мотив изучения курса.
Беседа
Коммуникативные: Умение сотрудничать с учителем. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Дети определяют личностный смысл, мотив изучения курса.

Актуализация знаний
Давайте познакомимся с теми учебными пособиями, которые будут помогать нам изучать окружающий мир в этом году.
(Показ всех пособий)
Какие вам уже известны?


Рассмотрите пособия, полистайте их. Обратите внимание на учебник. Сравните его с учебником 2 класса. (Сравнить-найти сходства и отличия).























Объединитесь в пары, вспомните и расскажите правила работы с учебником.


Вы правильно заметили, что материал учебника разбит на разделы. Первый называется «Как устроен мир». Как вы думаете, что мы здесь будем изучать?

А теперь проверим наши догадки. Для этого откроем стр. 3 учебника и прочтем, чему мы будем учиться, изучая этот раздел. Читая, пометьте знаком «?»- то, что вызывает вопрос, «!»-особенно заинтересовало, «+»- уже знаете.
Ученики рассматривают пособия. Определяют, что книги для чтения «Зеленые страницы», «Великан на поляне», атлас-определитель «От земли до неба» уже им известны с прошлого года.
рассматривание пособий, нахождение сходства и различий в учебниках 2 и 3 классов.
Сходство: цвет, условные знаки, герои, есть тексты и задания, проекты, материал разбит на разделы, перед разделами написано, чему мы будем учиться
Различия: больше текстов, заданий для самостоятельной работы


Работа в парах: дети актуализируют умения работать с учебной книгой.
Называют правила.

Высказывают предположения.



















Дети читают и маркируют список умений. Объясняют поставленные пометки.
Работа в парах
Коммуникативные:
Умение инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
Умение сотрудничать со сверстниками.
Умение владеть монологической речью.
Логические:
Сравнение: сходство и различие


Умение работать с учебной книгой;

Знакомство с учебными пособиями для 3 класса по окружающему миру

Построение нового знания.
Рассмотрите форзац учебника и назовите все, что там изображено, одним словом.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Природа»

Рассмотрите еще раз форзац учебника. Назовите, какие объекты природы вы видите? Объедините их в группы.
На доске появляются названия схема:







Появляется картинка гриба. В какую группу отнести этот природный объект?
Итак, трудно? Вот это нам сегодня и надо выяснить. Но, даже если мы найдем место грибам, схема все равно будет неполной. Итак, какова же задача урока?



Рассмотрите рисунок на стр. 4-5 учебника. Можно ли утверждать, что природа удивительно разнообразна?
На этом рисунке можно найти грибы и еще организмы, изображенные на рисунке под лупой. Что это за микроорганизмы и в какую группу отнести их и грибы, предлагаю узнать из текста учебника стр.4-5.
Что такое бактерии? Что такое микроскоп? Как называется наука, изучающая живую природу? (биология)
Вешаются таблички с этими словами.

На доске появляется продолжение схемы:







Рассматривают форзац и называют обобщающее слово «природа», тем самым определяя тему этого урока.



Называют объекты природы. Группы: живая и неживая природа. В живой природе выделяем группу растений и группу животных.







Высказывают предположения? Видят затруднение.

Дети определяют учебную задачу с помощью учителя. (Определить, на какие группы можно разбить все объекты живой природы, составить схему.)


Рассматривают рисунок, ищут доказательства разнообразия природы.

Дети читают текст, находят ответы на
поставленные вопросы.






Дети отвечают на поставленные вопросы, пользуясь текстом учебника. Еще раз проговаривают новые слова.



Ученики проговаривают по схеме изученный материал.






Проблемный вопрос
Логические:
Обобщение: принадлежность предметов к родовому простейшему понятию.
Умение различать, группировать (классифицировать)


Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам.


Коммуникативные: Умение сотрудничать с учителем. Умение отвечать на поставленный вопрос.
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы





Информационная грамотность
Анализировать полученные сведения, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (схемы)

Составление схемы «Царства живой природы»

Применение знания
Откройте рабочую тетрадь стр. 7, задание 4. Я закрою схему на доске, а вы самостоятельно по памяти запишите какие царства живой природы выделяют ученые-биологи.

Работа в тетради №4 на стр. 7.
Самопроверка по образцу.

Самостоятельная работа, самопроверка по образцу
Познавательные:
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные:
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.


Составление схемы «Царства живой природы» самостоятельно

Физкульт-минутка
А теперь нам нужно немного отдохнуть. Для этого я предлагаю отправиться на лесную полянку и выполнить зарядку вместе с героями ролика.
Учащиеся выполняют ряд физических упражнений вслед за героями.
Работа с электронной доской
Личностные: установка на безопасный здоровый образ жизни
Коммуникативные: Умение сотрудничать со сверстниками.
Снятие физической усталости.

Построение нового знания.
Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Приведите доказательства.



Откройте учебник и прочтите кусочек текста на стр.6 учебника. Со слов «Природа-», до «-только разгадывай».
Ответьте, о чём говорится в несложном рассказе? Что вы об этом узнали?



Дети актуализируют личный опыт: рассказывают о значении природы для человека.



Дети про себя читают текст и определяют предмет мысли.







Высказывание предположений, проверка по тексту
Работа с текстом:
Умение выделять предмет мысли, отвечая на вопрос:
о ком? (о чём?) говорится в несложном рассказе
Коммуникативные: Умение владеть монологической речью.
Личностные: Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
Небольшое монологическое высказывание о значении природы для человека.

Применение знаний
На основе прочитанного текста и личных знаний заполним схему «Ценность природы для людей» в рабочей тетради (№6 стр.8)
В качестве закрепления изученного материала, предлагаю поиграть-поработать с электронной доской.


Ребята заполняют схему и еще раз проговаривают значение природы для человека.

Дети выполняют игровые задания из электронного приложения к учебнику.
Работа с электронной доской, игра
Личностные: Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
Коммуникативные:
Умение управлять поведением партнера: контролировать и корректировать его действия.

Заполнение схемы «Ценность природы для людей»

Рефлексия
Какой же вывод вы сделали для себя после этого урока?




Прочитайте вопросы для самопроверки на стр. 7. Постарайтесь на них ответить. Какие вопросы не вызывают затруднения, а какие требуют еще поработать с текстом учебника?
Ученики определяют личностный смысл изучения темы. Читают вывод Мудрой Черепахи на стр. 7 учебника.

Ребята самостоятельно читают вопросы, фиксируют, какие из них вызвали затруднение, осуществляют самооценку деятельности на уроке.
Самооценка
Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формиро-вать адекватную самооценку.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самооценка деятельности учащихся на уроке.






















Технологическая карта урока.
Тема урока:
Цели для ученика:
1.
2.
3.
Цели для учителя:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные

Тип урока
Форма урока

Опорные понятия, термины
Новые понятия

Формы контроля
Домашнее задание



Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые
УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)




















































Живая природа

животные

растения

Живая природа

животные

растения

бактерии

грибы



15