Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Животные леса»


Урок окружающего мира во 2 классе по теме
«Животные леса»
Тема: Животные леса.
Цель: Познакомить детей с животными леса.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с животным миром леса. Научить определять группу животного по имеющимся признакам.
Расширять кругозор учащихся, развивать монологическую речь.
Воспитывать бережное отношение к животному миру и окружающей нас живой и неживой природе.
Планируемые результаты:Личностные УУД:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; положительное отношение к учению; уважительное отношение к собеседнику;осознавать красоту мира природы; делиться своими впечатлениями от восприятия картин.Предметные: дать представление о наиболее распространенных видах животных, правилами поведения в лесу; подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку; приводить, примеры животных разных групп, классифицировать животных по изученным признакам. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать индивидуально и коллективно; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать своё предположение; проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД).
Коммуникативные УУД:Уметь слушать и понимать речь других,
Познавательные УУД:Уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; формирование бережного отношения к окружающему миру.
Оборудование: картинки с изображением животных;
картина леса;
таблички с надписями: «звери», «птицы», «насекомые»;
Ход урока:
I Организационный момент.II. Введение в тему урока:
- Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в лесной дом и погостим немного у его жителей. Научимся распознавать их и сравнивать по основным признакам. Сделаем научные выводы по нашей теме.
Давайте ребята, прочитаем с доски выражение :Пойми живой язык природы
И скажешь ты: «Прекрасен мир!»
- Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьев, без животных.
III. Повторение об ярусах леса.
1. Вводная беседа.
Осенью с сыном собираем в лесу грибы. Сын поднял голову вверх и слушает.
-Что ты делаешь? – спросила я.
-Птичку слушаю. А как ее зовут, не знаю.
-А как она выглядит?
-Такая серенькая, маленькая.
-Ну, так не определишь. Вот если бы ты могла поточнее описать ее или хотя бы сказать, на каком этаже она живет, тогда…
-А разве в лесу есть этажи? – удивился сын. – Это же не дом!
-И все-таки у леса есть этажи. Ведь это лесной дом для различных птиц и зверей. И каждый из них живет на своем этаже.
-А много ли этажей в лесном доме?
-А ты разве не знаешь?
-Нет.
-Тогда, послушай(рассказ об ярусах леса)
-Ну теперь, ты разобрался на каком этаже домик твоей птички?
-Подлесок. Кустарник.
-Тогда это поет соловей.
2.А теперь, ребята расположите растения так, как они должны расти в лесу: (осина, мухомор, дуб, подберезовик, лесная малина, рябина).
IV. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
На каждом из трех этажей леса расположены «квартиры», а в них свои жильцы. На третьем этаже гнездится рябчик, глухарь, тетерев.
(картинки с изображением птиц прикрепляются на картину леса)
А кто еще? Посмотрим на наш лесной дом?
(еж, заяц, косуля, кабан, олень, лось и еще много других животных)
Каждый живет на том этаже, где ему предназначено природой.
Кто они жители лесного дома? (растения и животные)
V. Изучение нового материала:
1. Выделение животных по группам.
- Разных видов животных на земле так много, что, если, составить их список, то получится толстая книга.
Наука, которая занимается изучением животных, называется зоологией.
- Ученые зоологи выделяют много групп животных, но сегодня мы поговорим только о тех, которые обитают в нашем лесу.
Игра «Отгадай, кто я?»
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Зимой беленький,
Летом серенький,
Ни кого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)
- Внимательно посмотри на изображение представителей живой природы. Чем покрыто их тело?
- Как назвать всех этих животных одним словом? (звери)
- Это первая и самая многочисленная группа.
ВЫВОД: Звери – животные, тело которых покрыто шерстью.
- А каких зверей вы еще знаете?
Хоть я не молоток-
По древу стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной,
И акробат прекрасный.
(Дятел)
На дереве сидит,
«Кар - кар» кричит.
(Ворона)
Не ворона, не синица-
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку-
Раздалось в лесу «ку-ку».
(Кукушка)
- Чем покрыто их тело?
- Как назвать всех этих животных одним словом? (птицы)
ВЫВОД: Птицы – животные, тело которых покрыто перьями, и они имеют крылья.
- А каких птиц вы еще знаете?
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю накружусь.
(Жук)
С ветки на тропинку,
С травки – на былинку.
Прыгнет пружинка,
Зеленая спинка.
(Кузнечик)
Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
- Внимательно посмотрите на этих представителей и скажите, сколько ножек у них? (6)
- А есть ли крылья? (не у всех)
- Как называется эта группа животных?
ВЫВОД: Насекомые – животные, у которых 6 ног (3 пары) и еще могут быть крылья.
- Каких насекомых вы знаете?
2. Сходство и различие животного и растительного мира.
- Чем животные отличаются от растений?
Проблемная ситуация
ЧЕЛОВЕК – ТОПОР – ЛИСА
ЧЕЛОВЕК – ТОПОР – ДЕРЕВО
ВЫВОД: Животные самостоятельно и активно передвигаются, а растения ведут неподвижный образ жизни, прикрепляясь корнями к земле.
- Кто же беззащитнее в лесу?
Проблемная ситуация
- Чем питаются животные?
- Могут ли животные питаться ночью? Какие?
- А растения могут питаться по ночам?
- Если я позову растение, подойдет ли оно ко мне? А животное?
ВЫВОД: Животные видят и слышат.
Физминутка
Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки – вниз,
На носочки поднимись.
Лапки ставит на бочок
На носочках скок, скок, скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
VI. Закрепление новых знаний.
- У вас на партах лежат листочки с изображением животных. Рассмотрите их.
-Я предлагаю вам, работая в паре, обсудить и зачеркнуть в каждой строчке лишнее животное. - Назовите лишнее животное в 1ом ряду. Докажите выбор.-Назовите лишнее животное во 2ом ряду. Докажите выбор.- Назовите лишнее животное в 3ем ряду. Докажите выбор.
-Назовите лишнее животное в 4ом ряду. Докажите выбор. - Что помогло вам найти лишнее животное? - Можно ли сказать, что животные каждой группы имеют свои общие признаки? Попробуйте это доказать.
VII. Итог урока.
Диагностика с помощью сигнальных карточек (правильно – неправильно).
В лесу живут звери, птицы, насекомые (ДА)
Звери это животные (ДА)
Все насекомые живут в лесу (НЕТ)
Растения и животные взаимосвязаны (ДА)
Назовите признаки птиц, зверей, насекомых.
Домашнее задание.
Прочитать текст на стр. 32-35 в учебнике, ответить на вопросы.
Подготовить сообщение об одном животном, обитающем в лесу., -Закончить наш урок я хотела бы стихотворением:
Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,Все живое берегиТы на этом свете.Ты природу полюби,
Каждую травинку!С птицами дружи,Береги былинку. Не носи домой ежа,Бабочку не трогай,Люди, помните всегда:Их не так уж много.