Конспект урока окружающего мира 2 класс по теме Лес-многоэтажный дом. Растения леса.


Тема урока: «Лес – многоэтажный дом. Растения леса.». Задачи:
создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса;
формировать предметную компетентность по распознаванию представителей растительного и животного мира леса, используя информационные источники (работа с определителями, краеведческой справочной литературой), устанавливать связи между компонентами природы леса (целостный взгляд на мир леса);
воспитывать необходимость бережного отношения к лесу, как части природы, его обитателям, рационально использовать богатства леса.
Ход урока
1.Организационный компонент.
2. Постановка учебной задачи.
-Сегодня на уроке нас ждут открытия, какими они будут, зависит от каждого из вас. Вы готовы? Тогда в путь. Я приглашаю вас на прогулку.
3.Видео леса
-Где мы побывали? Почему вы так решили?
4.Кластер «Польза леса»
-Лес-это дом для растений, зверей и птиц.
4.Постановка проблемы.
Рисунок леса и многоэтажного дома.
- Посмотрите на рисунки. Чем похожи лес и дом?
- А почему этот дом многоэтажный?
- Как вы думаете, какой будет вопрос урока?
-Какие этажи есть в лесу? (Какие растения на них растут? И какую они приносят пользу?)-Давайте назовем тему урока.
Лес-многоэтажный дом. Растения леса.
-Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (Начните свой ответ со слов: Сегодня мне хотелось бы…узнать, научиться, повторить)Беседа
- Каждый из вас тоже живет в доме, на разных этажах, кто-то выше, кто-то ниже. И в лесу тоже есть свои этажи.
-На сколько этажей вы бы разделили лес?
-Почему вы так думаете?
-А какими группами растений вы бы заселили лес?
5.Изучение нового материала.
Сейчас мы поработаем в группах. Давайте повторим правила работы в группе.
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай ярус»
Этажи в лесу называются ярусами.
-Давайте выясним, что же образует ярусы леса и по каким признакам это происходит.
Возьмите конверт №1.Соедините группу растений с основным признаком, отличием от других. . Выберите правильные названия растений.
1-3.Выбери, что относится к деревьям (кустарникам, травам).
4-6. Выбери названия деревьев. Соедини с растениями.
Деревья Один ствол и крепкие ветки Дуб, берёза, клён.
Кустарники Несколько гибких стеблей Шиповник, малина, лещина
Травы Мягкий травянистый стебель Брусника, мята, крапива
Проверка работы группы. По 1 представителю.
-Какой ярус будет самый высокий? Второй? Третий?
-Какая часть растения вам помогла понять, на какие ярусы резделен лес?
-Мы создали с вами лесной многоэтажный дом.
-Деревья, кустарники и травы – образуют ярусы леса.
-Как вы думаете, от чего зависит такое расположение растений в лесу? (борьба за свет и тепло) Вешаю крышу с солнцем
-Деревьям нужно много света, а кустарникам и травам требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев.
-Мы узнали с вами, какие этажи есть в лесу?
-А растут ли этажами корни деревьев под землёй?
Физминутка
На полянке зайки танцевали
-Как вы думаете, какая польза лесу от ярусного расположения растений?
-Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу своё место.
Паспорт растения
-Чтобы лучше узнать о растениях леса, давайте выдадим паспорт дереву, кустарнику и траве.
Возьмите конверт №2. Создайте паспорт растения. Это книжечка с фото и описанием растения каждого яруса леса.
Береза
Береза – это символ России. Народ с любовью называет ее берёзонькой. Много песен сложено о ней. Живет береза долго. Весной на березе появляются сережки, из которых к концу лета созревают семена. Березовый лес очень красив.
Дуб
Дуб-дерево долгожитель. Может прожить до тысячи лет. Высокое листопадное дерево. Ценится своей целебной корой и древесиной. Плоды дуба-жёлуди являются кормом для многих обитателей леса.
Малина
Малина-лесной кустарник с сочными ароматными ягодами. Может давать плоды два раза в год –летом и осенью. Любят малину все лесные жители. Ягоды и листья малины помогают при простуде.
Шиповник
Этот куст радует своей красотой. Весной на нем появляются яркие цветы, а в конце лета – красные ягоды. Ягоды сохраняются всю осень, а зимой служат кормом для птиц. Люди собирают к зиме ягоды шиповника, сушат. Напиток из сухих ягод очень полезен.
Ландыш.
Это красивое растение с ароматными белыми цветами и широкими листьями. Осенью на нем появляются красные ягоды, но они ядовиты. Упадут ягоды на землю, попадут в почву семена. Весной появится новое растение ландыша – ведь оно еще и лекарственное.
Ромашка
Ромашку знают все. Её жёлтую головку с белыми лепестками видно издалека. Она цветёт с мая по сентябрь, радуя нас красотой и ароматом. Это лекарственное растение. Чай из ромашки помогает от многих болезней.
-Итак, ребята, мы узнали с вами о представителях каждого яруса леса?
Лекарственный сбор
-Лес-это настоящая кладовая витаминов. Каждое растение имеет целебные свойства. Давайте из растения каждого яруса составим лекарственный сбор.
Угадайте, какие растения нам понадобятся.
Узнайте растение по иллюстрации.
Липа шиповник мята
-Приготовление сбора.(Вызываю 3 детей). Завариваем чай.
Правила поведения в лесу.
– He подходите близко к гнездам птиц.
– Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут покинуть гнездо.
– Не шумите в лесу. Шум отпугивает животных, мешает им.
Не разоряйте птичьи гнезда.
– Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
– Не рвите в лесу цветов!
– Не ловите диких животных и не уноси их домой.
III. Итог урока.
Рефлексия
-Какие открытия вы для себя сделали?
-Сколько ярусов имеет лес?
-Из каких растений он состоит?
Домашнее задание.
-Составьте дома паспорт растения леса на выбор.
-Сделайте аппликацию леса из трех ярусов.