План работы М.О. гуманитарного цикла на 2016-2017 уч.год.


План работы методического объединения учителей
гуманитарного цикла на2016– 2017
учебный год
КОУ ВО « Руднянская школа – интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
№ Ф. И. О. ОбразованиеСпециальность по дипломуПреподаваемые предметыСтажкатегория год присвоения повышение квалификации (курсы, год) Номер телефона1 Кравцова Ольга ДмитриевнаВоронежский государственный
Педагогический
Институт. Учитель русского языка и литературы. Чтение и развитие речи, письмо и развитие речи 30 89525580173
2 Каширина
Валентина
Викторовна Павловское педагогическое училище Учитель начальных классов Чтение и развитие речи, письмо и развитие речи 30 1 кв. к.
2012 2012..Тема «Теория и методика преподавания русского языка и литературы»в объёме 96 часов в год.
2014.Тема:«Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в объёме 240 часов 89192326542
3 Чернышёва
Елена
Викторовна Борисоглебский филологический институт. Учитель русского языка и литературы, Биология 19 1кв. к.
2015 2014 г.Тема: «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в объёме 240 часов. 89803460325
4 Мозговой
Александр
Викторович Павловское педагогическое училище Учитель физкультуры Учитель
физкультуры 21 1 кв. к.
2012 89274300813
5 Малев
Виктор
Иванович Тамбовский филиал Московского ордена трудового красного знамени государственного института культуры. просветительная
работа Учитель музыки 21 89525417397
ТЕМА РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ:
«Формирование речевых компетенций обучающихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках гуманитарного цикла»
Цель работы методического объединения учителей гуманитарного цикла
:
«Формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков».
Основные задачи методического объединения:
Повышать педагогическое мастерство путем самообразования.
Постоянно повышать уровень дидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению воспитательно- образовательной работы
Воспитывать интерес к языку, умение пользоваться им в необходимых ситуациях.
Корректировать психические процессы, мыслительные операции.
Изучать материал по внедрению новых педагогических технологий, в том числе ИКТ.
Обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся.
Направления и формы работы методического объединения
1. Изучение нормативных документов.
Организацияработыпоизучениюираспространениюпередового педагогического опыта.
Организацияцелевыхвзаимныхпосещенийиоткрытыхуроков, внеклассные мероприятия по предмету.
Отслеживание результатов обученности учащихся.
Участиевразличныхконкурсах,викторинахврамкахшкольных, городских, районных и республиканских мероприятий.
Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся.
Доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии.
Проведение предметной недели учителей гуман


Темы самообразования педагогов
№ Фамилия имя отчество тема
1 Кравцова Ольга Дмитриевна «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения
у учащихся коррекционной школы 8 вида»
2 Каширина Валентина
Викторовна Словарная работа и орфографическое чтение как условие повышения грамотности и развитие речи на уроках русского языка в коррекционной школе
3 Чернышёва Елена
Викторовна «Здорово-сберегающие технологии
На уроках биологии
4 Малев Виктор
Иванович «Коррекция развития творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности»
5 Мозговой Александр
Викторович «Значение гимнастики в коррекционной
работе с детьми с ОВЗ»



План работы М.О. гуманитарного цикла на 2016-2017уч.год.

№ п/пРазделы Содержание работы Срок
проведения Ответственный
I четверть.
МО № 1 Тема: Утверждение плана работы МО на 2016 – 2017 учебный год.
1. Организация работы учителей.
1. Анализ работы за 2015/2016 учебный год.
2.Выборы руководителя ШМО на новый учебный год.
3.Утверждение плана работы на 2016/2017 учебный. год.
(утверждение тем по самообразованию,рассмотрение рабочих программ)
4.Утверждение графика контрольных работ и предметных недель.
5.Утверждение плана работы М.О.
6.Смотр кабинетов к началу учебного года.
7.Рассмотрение рабочих программ по предметам.
8.Составление плана техники чтения в 5-9 классах
Август.
Педагоги.
Руководитель М.О. В.В.Каширина
Педагоги.
Учитель:
Кравцова О.Д.
2. Самообразова- ние педагогов, обобщение опыта.
1.Требования к написанию адаптированной основной рабочей программы.
2.Уточнение списка педагогов
- записавшихся на курсы.
-подавших заявление на аттестацию.
3.Инструктаж по ведению школьной документации.
-положение о ведении классного журнала.
-личные дела.
4. Анализ кабинетов к началу учебного года.
Сентябрь Зам. Директора Н В. Скворцова
Педагоги
МО № 2
Тема: «Организация единого речевого режима в школе-интернате».
1. Круглый стол 1Методические рекомендации по единому речевому режиму в школе-интернате
Октябрь Педагоги
2. Доклад, сообщение, консультация. 1.«Преодоление трудностей в развитии
навыков чтения у учащихся коррекционной школы 8 вида»
2.Техника чтения«Соблюдение единых орфографических требований в 5-9кл» Октябрь Учитель:
Кравцова О.Д 
3. Организация работы учителей 1. Анализ контрольных работ за четверть.
2. Просмотр заполнения школьной
документации .3.Итоги проверки техники чтения.
Октябрь.
Педагоги
II четверть.
МО № 3
Тема: «Коррекционно-развивающая направленность уроков гуманитарного цикла в условиях специальной школы-интерната VIII вида».
1. Доклад, сообщение, консультация Доклад: «Коррекция развития творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности» Ноябрь
Учитель:
В. И. Малев.
2. Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом Открытый урок по чтению в 6 классе Д.Гальпериной «Здравствуйте» Ноябрь
Учитель:
Каширина В.В.
3. Внеурочная деятельность по предметам. Неделя естествознания. Познавательная игра «Судьба природы - наша судьба»
1.Обсуждение предметной недели.
3.Проверка тетрадей. Декабрь
Учитель: Е.В. Чернышёва
4. Доклад, сообщение, консультация «Развитее нравственных качеств на уроках литературного чтения в старших классах для обучающихся с ограниченными возможностями» Декабрь
Учитель: В.В. Каширина.
Ш четверть.
Мо № 4
Тема: «Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников в специальной (коррекционной) школе VIII вида».
1. Доклад, сообщение
Доклад: «Здорово-сберегающие технологии
На уроках биологии» Январь
Учитель:
Е.В.Чернышёва
2. Внеурочная деятельность по предметам Проведение предметной недели «В гостях у казаков» Февраль
Учитель:
Каширина В.В.
3. Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом Открытый урок по физкультуре в 7 классе.
Март
Учитель:
А.В.Мозговой
4. Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом Открытый урок по музыке. Март
Учитель:
В. И. МалевIVчетверть
МО № 5
Тема: « Личностно«-ориентированное обучение - путь к повышению качества знаний и здоровому образу жизни учащихся»
1. Доклад, сообщение, консультация. Доклад: «Значение гимнастики вкоррекционной работе с детьми с ОВЗ» Апрель
Учитель
А. В. Мозговой
2. Внеурочная деятельность по предметам. Неделя физкультуры и спорта Май
Учитель
А. В. Мозговой
3. Организация работы учителей. Круглый стол на тему: «Личностно ориентированное обучение - путь к повышению качества знаний и здоровому образу жизни учащихся» Педагоги
4 Обсуждение Конкурс на лучшего чтеца из класса. Контроль чтения. Зам. Директора Н В. Скворцова Педагоги
5 Обсуждение Анализ посещения предметной недели . Май Педагоги
МО № 6
Тема: «Результаты деятельности педагогического коллектива по совершенствованию образовательного процесса».
1. Отчеты по темам самообразования учителей гуманитарного цикла за 2016 – 2017 учебный год.
2. Ознакомление с планом работы методического объединения на 2017 – 2018 учебный год.

1. Организация работы учителей. Отчеты учителей по успеваемости учащихся и прохождению учебных программ.
Май Руководитель МО В.В.Каширина, педагоги
2 Работа с документацией Уточнение списка педагогов подавших заявление на аттестацию. Зам.директора
Н.В.Скворцова
3. Обсуждение 1.Проверка техники чтения. 2.Результативность работы учителей над развитием техники чтения.
. Учитель О.Д.Кравцова.
4. Внеурочная деятельность по предметам. Мониторинги обученности учащихся за четверть и учебный год. Руководитель МО В.В.Каширина

Протокол № 2 октябрь 2016 г
заседания  учителей гуманитарного цикла
  по теме  
«Организация единого речевого режима в школе – интернате.»Присутствовали:
Каширина В.В.
Чернышёва Е.В.
Кравцова О.Д.
Мозговой А.В.
Малев В.И.
Повестка дня:
1.Круглый стол:
Методические рекомендации по единому речевому режиму в школе – интернате.
2.Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы 8 вида»
3.Анализ контрольной работы за 1 четверть
Итоги проверки техники чтения.
Слушали:
  По первому вопросу учителей русского языка, которые дали методические рекомендации по единому речевому режиму в школе – интернате Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
При планировании работы предусматривать развитие навыков связной речи, усовершенствование техники чтения и обучения правильному, сознательному, беглому, выразительному чтению на всех уроках. Учителям-предметникам, которые ведут в начальных классах уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры, ритмики, логопедии усилить требования к вопросам повышения культуры речи детей.
3. Учителям-предметникам больше внимания уделять формированию у учащихся умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.
На уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие школьниками учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи.
В процессе этой работы учащимся целенаправленно предлагать такие задания, как: сформулировать тему, основную мысль сообщения учителя, составить план, пересказать по плану и др.
Более широко использовать выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логического осмысливания текста.
Настойчиво учить школьников работать с книгой, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, учить составлению списков литературы и т.д.
Систематически проводить работу по обогащению словарного запаса школьников, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить выразительно, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное использование в речи.
Использовать таблицы с тяжелыми по написанию и произношению словами, которые относятся к данной учебной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере необходимости.
Следить за аккуратным ведением тетради, единообразием подписей, грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
. Всем работникам школы:
добиваться повышения культуры устной речи учащихся; исправлять ошибки в соответствии с нормами языка, на котором ведется обучение в школе, придерживаясь при этом необходимого такта; бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений как на уроках, так и вне их Решили: одобрить методические рекомендации по единому речевому режиму в школе – интернате.
Слушали:
 По второму  вопросу  доклад учителя русского языка Кравцовой О.Д. из доклада узнали о преодолении трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы 8 вида
Чтение служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации.
Работа на уроке начинается с отработки чистого произношения звуков. Для этого проводятся фонетические и артикуляционные упражнения, которые способствуют выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивается умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки. Результаты работы по формированию навыка чтения у учащихся старших классов специальной коррекционной школы можно сделать следующие выводы: Развитие беглости чтения относится к технической стороне навыка чтения и тесно связано со смысловой стороной, т.е. пониманием и осознанием прочитанного. Вся работа, направленная на развитие у учащихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность учащихся в работе над текстом.
Решили: Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы 8 вида зависит от развития беглости чтения и относится к технической стороне навыка чтения и тесно связано со смысловой стороной, т.е. пониманием и осознанием прочитанного.  
Слушали:
По третьему   вопросу   руководителя М.О. Каширину В.В., которая рассказала, что проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована . в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других. Их ответы должны быть более или менее полными, а оценка мотивированной.В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема на конец года; V – 45-60 слов; VI – 70 – 80 слов; VIII – IX – 90 – 100 слов.При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения ( правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого ( выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Решили:
В начале, середине и конце учебного года проводить проверку техники чтения.
1. Вести систематическую работу со слабоуспевающими учащимися.
2. Продумать организацию работы над ошибками в учебном процессе.
В результате работы заседания МО принято решение:
Продолжить дальнейшую совместную работу педагогов по поиску средств, методов и форм дошкольного и начального общего образования, обеспечивающих их преемственность с учётом разработанной характеристики идеального выпускника ДОУ.
Слушали:
По третьему   вопросу   руководителя М.О. Каширину В.В
Протокол №3 декабрь 2016 г
заседания  учителей гуманитарного цикла
  по теме  
Тема: «Коррекционно-развивающая направленность уроков гуманитарного цикла в условиях специальной школы-интерната VIII вида».
Присутствовали:
Каширина В.В.
Чернышёва Е.В.
Кравцова О.Д.
Мозговой А.В.
Малев В.И.
Повестка дня:
1.Доклад: «Коррекция развития творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности»
2. Открытый урок по чтению в 6 классе Д.Гальпериной «Здравствуйте»
3. Неделя естествознания. Познавательная игра «Судьба природы - наша судьба»
3.Проверка тетрадей.
4.Доклад: «Развитее нравственных качеств на уроках литературного чтения в старших классах для обучающихся с ограниченными возможностями»
Слушали:
  По первому вопросу слушали учителя музыки Малева В.И.который прочитал доклад на тему:
«Коррекция развития творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности».
Из доклада узнали педагогические условия развития творческой личности:
1.Приориететными будут педагогические задачи личностного развития с высоко моральными ориентирами ,воспитание характера, эмоционально-волевой сферы Ребёнка, позитивного отношения к жизни.
2.будут созданы условия ,обеспечивающие позицию ребёнка как субъекта своего развития ,самопознания ,самоорганизации.
3.педагогический процесс будет адекватен специфике процесса обучения музыканта как художественно творческой деятельности.
Использование различных традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения на уроках музыки стимулирует развитие у школьников уверенности в своих творческих возможностях, даёт детям импульс поиска ,пробуждает их фантазию и позволяет испытать радость творчества
Решили:
Коррекция развития творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности зависит не только от того, что педагог учит петь ,играть, но помогает формированию личности ,опираясь на нравственные критерии добра и зла. Чистая душа рождает чистый голос. Эту мысль следует внушать учащимся на протяжении всей его жизни
Слушали:
 По второму  вопросу слушали учителей МО ,которые проанализировали и обсудили открытый урок по чтению в 6 классе Д.Гальпериной «Здравствуйте»,который провела учитель русского языка Каширина В.В. Урок построен с учётом целей и задач коррекционной школы. Для организационного момента я включила в презентацию весёлую задорную музыку. В уроке есть артикуляционная гимнастика, упражнение для учащихся в чтении предложений с разной интонацией. Во время чтения Пятиминутки используем упражнение «Бросок-засечка» (цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте).Восстановив слово, в котором не хватает гласных ученики определяют название произведения, с которым будут знакомиться на уроке.Ученики обсуждают какие правила надо обязательно соблюдать, приветствуя старших, друзей.Физминутка составлена с учётом темы урока и содержит вежливые слова.
Так же работая с текстом учащиеся находят предложения с различными заданиями, играют в игру "Внимательный ученик"Перед закреплением темы два ученика показывают классу разные формы приветствий. Закрепляя тему урока учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа на вопросы о приветствиях людей. В заключении урока ученики "делятся своей добротой" подбирая к каждому слову ЗДРАВСТВУЙТЕ пожелания для друзей и всех присутствующих.
Решили:
Урок построен с учётом целей и задач коррекционной школы. Урок прошёл на должном уровне всем было интересно и познавательно.
Слушали:
По третьему вопросу руководитель М.О. Каширина В.В и учителя МО проанализировали проведение недели естествознания и познавательную игру «Судьба природы - наша судьба»,которую провела учитель биологии Чернышёва Е.В. Цель игры формирование бережного отношения к природе ;развитие и коррекция высших психических функций. Учитель методически умело и интересно провела познавательную игру. На игру пришла Матушка – Природа .которая познакомила с экологическими правилами, а подружка Матушки природы рассказала о значении растений в нашей жизни. Ребята прочитали стихи о Родине». Со зрителями была проведена игра «Пантомима» затем был проведён кроссворд «Охрана» и конкурс «Опознание»
Решили:
Познавательная игра« Судьба природы - наша судьба»воспитывает бережное отношение к природе ,к урокам биологии через постановку проблемных вопросов ,познавательных задач. ,практическую направленность темы, дидактические приёмы, игру- конкурс.
Слушали:
По четвёртому вопросу доклад: «Развитее нравственных качеств на уроках литературного чтения в старших классах для обучающихся с ограниченными возможностями»подготовила учитель русского языка Каширина В.В. Перед коррекционной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника, которые успешнее всего реализуются на уроках чтения через изучение стихотворных произведений. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. Целью нашего исследования является воспитание нравственных качеств на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида через изучение стихотворных произведений. Решили:
Понимание стихотворных произведений определяется осознанием содержания стихотворения, умением правильно оценивать эмоциональный настрой произведения, определять свое отношение к предложенному произведению и выделять изобразительно-выразительные средства стихотворного текста. В зависимости от специфики стихотворного произведения, его тематики и подготовки учащихся виды подготовительной работы могут быть различными. Наиболее эффективными для достижения поставленных целей являются следующие: — вступительная беседа; — историко-бытовая справка; — лингвистический комментарий; — устное рисование. 
 .