Рабочая программа Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников


Республика Карелия
Прионежский район
МОУ «Заозерская СОШ №
Рабочая программа
«Коррекция аграмматической дисграфииу младших школьников»
_______________________________________
начальное общее образование
учитель – логопед
Никонова Ю.И.
учитель-лед
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции аграмматической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на коррекцию аграмматической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;
4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;
6. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000 г.
№ 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
7. Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
8. Письмо Минобрнауки РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
Краткая характеристика аграмматической дисграфииАграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи у детей с ОНР.
Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.
Аграмматизмы на письме проявляются:
— в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий («налететь» — «влететь», «котенка» — «котята», «много стулов» — «много стульев»);— в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» — «на столе», «в кухня» — «в кухне»);— в нарушении согласования («пять деревы» — «пять деревьев»).
При этой форме дисграфии наблюдаются трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении.
Цель коррекционной работы
Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма обусловленных аграмматической дисграфией, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.
Организация работы по программе
Период обучения составляет 80 часов. Программа рекомендована для обучающихся 2-4 классов с ОНР. Из каждого класса формируется одна подгруппа, наполняемость которой от 2 до 6 человек. Количество часов по программе может изменяться. Продолжительность одного занятия составляет 35 минут. Период проведения коррекционных занятий с 15 сентября по 15 мая. В первые две недели сентября и последние две недели мая проводится обследование состояния речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
Планируемые результаты после прохождения программы
К концу обучения дети должны знать:
— признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);
— состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;
— правописание суффиксов и приставок;
— части речи;
— как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
— главные и второстепенные члены предложения;
— сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;
— виды связи в словосочетании (смысловые и логические).
К концу обучения дети должны уметь:
— распознавать части речи и их основные признаки;
— изменять слова по числам, родам и падежам;
— определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
— производить разбор слова по составу;
— различать понятия словоизменение и словообразование;
— выделять из текста слова, словосочетания и предложения;
— устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;
— устанавливать связи между частями сложного предложения;
— составлять и анализировать сложное предложение.
Учебно-методический комплекс
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 с.
Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 128 с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).
Тематическое планирование
№ темы Тема занятия Содержание работы Часы
1. Слово. Словосочетание. Предложение
А. Развитие навыков словообразования
1 Родственные слова Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования 2
2 Корень слова Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов 2
3 Приставка Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами 3
4 Суффикс Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса 3
5 Морфологический состав слова Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов 2
6 Предлоги Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога 10
Б. Развитие навыков словоизменения
7 Слова-предметы Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря 2
8 Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного) 2
9 Практическое употребление существительных разного рода Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие Логического мышления 2
10 Употребление существительных в косвенных падежах Знакомство с падежными формами имен существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи 10
В. Развитие навыков согласования слов
11 Слова-признаки Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой 2
12 Согласование прилагательных с существительными в роде и числе Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами 2
13 Согласование прилагательных с существительными в падеже Согласование существительных с прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи 10
14 Слова-действия Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой 1
15 Согласование глагола с существительным в числе Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия 2
16 Согласование глагола с существительным в роде Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами 2
17 Согласование глагола с существительным во времени Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений 4
18 Имя числительное Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи 6
II. Предложение
19 Предложение Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст 5
20 Состав предложения Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями 5
III. Текст
21 Работа над текстом Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста 3
Всего часов: 80