Консультация для родителей Рекомендации по преодолению дисграфии и дислексии у учащихся

Рекомендации по преодолению дисграфии и дислексии у учащихся.

Частичное расстройство процессов письма и чтения обозначают терминами дислексия и дисграфия. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок (не связанные с применением орфографических правил) возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения. Нарушения чтения и письма обычно встречаются в сочетании.

Дислексия и дисграфия могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка. Кроме того, дисграфия и дислексия возникают при органических речевых расстройствах.

Значительно чаще встречаются ошибки в словоизменении, словоупотреблении предлогов, свидетельствующие о недостаточном овладении лексико грамматическим составом языка. Эти ошибки носят ярко выраженный и стойкий характер и препятствуют усвоению различных разделов программы по русскому языку не только в младших классах, но и в средних и даже старших классах.

Дислексия и дисграфия могут быть следствием расстройства, связанного с нарушением восприятия пространства и времени, недостаточной сформированностью пространственных и временных представлений, так как процесс письма и чтения четко ориентирован в пространственных координатах и временной последовательности.

Коррекционная работа над преодолением ошибок письма

1) Пропуск букв в словах.

Сначала работа ведется по формированию простых форм звукового анализа:
уточнить и закрепить правильную артикуляцию сначала гласных, затем согласных звуков и узнавать звуки (гласные) по показу беззвучной артикуляции;
учить узнавать гласные и согласные звуки на слух в начале, в середине, в конце слова;

Прием:
Поднять букву, соответствующую заданному названному звуку;
Отобрать картинки, в названиях которых содержится определенный звук;
Записать из диктуемых только те слова, которые содержат заданную букву;
Дописать недостающую в конце слова букву;
Подобрать слова так, чтобы последний звук заданного слова стал первым звуком следующего;
Зашифровать слова, название картинки вместо всего слова написать только заданную букву, расставляя вместо остальных букв прочерки например: - ш - (кошка) и др..

Развитие сложных форм звукового анализа:
Составлять сложные слова, заменив в них гласные или согласные буквы (кот кит, день пень);
Определять количество и последовательность звуков в словах ( сначала в коротких, затем в длинных).

2) Замена букв по акустико-артикуляционному сходству (глухие звонкие, свистящие, шипящие, сонорные и другие звуки).

При наличии таких специфических ошибок на письме и при чтении работа должна быть направлена на совершенствование фонематического восприятия правильных фонематических представлений.
Сравнение артикуляции пары звуков (например «д т», установление сходства и различия «д» звонкий, «т» глухой и т.д. )
Соотнесение их с соответствующими буквами с выделением характерных признаков букв ( «т» три палочки, «д» одна, длинная).
Чтение и запись слогов.
Чтение и запись слов.
Сопоставление по смыслу и звучанию слов паронимов (день тень, дочка точка).
Дифференциация в словах

3)Замена букв по кинетическому сходству (б-д, о-а, и у, т п, л м, х ж)

Работа начинается с развития зрительно пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространственном расположении элементов целостной фигуры.

Приемом является поэлементная запись смешиваемых букв с проговариванием. Работа должна включать такой комплекс упражнений, который направлен на закрепление связи между акустическим, произносительным, зрительным и двигательными образами буквы. К работе над формированием целостного образа буквы как письменного знака должны привлекаться все анализаторы.

Примерная схема работы по дифференциации смешиваемых букв.
Уточнение артикуляции звуков (как произносите каждый звук: положение губ, языка).
Сопоставление звука по артикуляции (сходство и различие).
Соотнесение звука с буквой. Установление сигнальных признаков каждой буквы.
Чтение слогов (таблица слогов выполнена в рукописном шрифте).
Конструирование букв из элементов.
Поэлементная запись букв с проговариванием.
Диктант слогов (диктовка серии слогов, отраженное проговаривание хором, запись серии слогов).

Нарушения внимания и навыков контроля чаще сопутствуют и усугубляют дефекты письменной речи. Поэтому целесообразно в коррекционно педагогическую работу включать упражнения по развитию внимания.