Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства Импровизация


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса « Основы Импровизации» рассчитана на учащихся в классе скрипка детских музыкальных школ и детских школ искусств. Овладение навыками импровизации требует координации усилий педагогов разных дисциплин, в первую очередь – по специальности и по сольфеджио. Основные общие положения методики обучения импровизации могут быть распространены и на учеников других специальностей. В этом случае необходимо соответственно дополнить курс практическими занятиями по импровизации на том инструменте, на котором обучается данный ученик.
Ряд положений программы осваивается учащимися в процессе групповых занятий по сольфеджио и теории музыки. Основные занятия проводятся в классах по специальности.
Педагог, ведущий занятия по импровизации, должен сам стремиться овладевать навыками импровизации, постоянно готовиться к каждому уроку, а главное – всегда принимать во внимание индивидуальность каждого своего ученика, его творческие и исполнительские способности, степень владения инструментом и конкретные успехи в овладении навыками импровизации.
В процессе работы вполне возможны как задержка на менее усвоенных разделах программы, так и более быстрое движение вперед для одаренных учащихся. Индивидуальный подход и дифференциация контрольных заданий – одно из главных требований к педагогу по импровизации.
Программа направлена на:
- развитие творческой индивидуальности обучающихся;
- развитие мышления;
- умение не только правильно прочитать нотный текст, но и на основе творческих заданий проявить свои способности к свободному музицированию и импровизации.
Актуальность данной программы продиктована необходимостью воспитания творчески – духовной личности на современном этапе.
Новизна образовательной программы основана на способности проявлять развитые коммуникативные и адаптивные личностные качества, понимании эстетической основы искусства, умение использовать художественные средства исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения.
Программа педагогически целесообразна и составлена с учетом интересов обучающихся, их познавательной активности и творческих возможностей.
Цель программы:
- выявить творческий потенциал обучающихся;
- сформировать умение анализировать разделы музыкальной формы, гармонической и мелодической структуры;
- практически овладеть принципами формирования мелодической и ритмической импровизации, джазовой фразировкой в различных стилях и жанрах;
- освоить варианты импровизации в различных стилях и жанрах;
- развить способность воспринимать гармонический квадрат и темы как основу для импровизации;
- приобрести навыки гармонизации мелодии; способствовать развитию общей музыкальной культуры обучающихся.
Задачи:
Развивающие:
- развитие музыкальной фантазии ребенка;
- освоение разных приемов игры на скрипке;
- накопление слухового опыта и разного музыкального репертуара;
- развитие музыкального слуха и слухомоторных навыков;
- развитие музыкального мышления.
Воспитательные:
- воспитание у обучающихся эмоционального отношения к исполняемой музыке;
- воспитание чувства стиля и художественного вкуса;
- воспитание интереса детей в области музицирования и импровизации.
Обучающие:
- формирование теоретических знаний, практических умений и навыков импровизации;
- овладение навыками «безнотной» игры на скрипке;
Срок реализации программы рассчитан на 2 года обучения, обучающихся 7 - 8 классов.
Режим занятий - один академический час в неделю, 33 рабочих недели.
Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом на реализацию учебного предмета составляет 99 часа. Максимальная учебная нагрузка – 115,5 часов; объем времени, предусмотренный на внеаудиторную (самостоятельную) работу составляет 49.5 часов.
Форма занятий индивидуальная, урок совместного музицирования педагога и ученика.
Форма проведения занятий: урок – игра, практическое занятие.
Методы обучения: наглядно- слуховой, наглядно – зрительный, репродуктивный, словесный метод, метод разучивания и метод демонстрации.
Ожидаемые результаты: в результате реализации данной программы обучающиеся освоят основы композиции и импровизации, овладеют основными компонентами музыкально – теоретического языка, приобретут навык создания собственной интерпретации музыкального произведения.
Критерии оценки качества знаний и умений проводятся на творческом зачете в конце каждого учебного года.
На зачете проверяется степень овладения учащимися всеми пройденными упражнениями по импровизации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Первый год обучения.
Занятия по импровизации включаются в процесс общих занятий по специальности с педагогом. Элементы импровизации изучаются с учащимися на занятиях по сольфеджио. Необходимо тщательное согласование и распределение ролей на первоначальном этапе. Педагогам следует постоянно помнить слова Д. Б. Кабалевского о том, что элементы теории музыки включаются в уроки после того, как в учениках вызван интерес и любовь к музыке, выработаны первоначальные навыки слухового восприятия и исполнения музыки, накоплен некоторый слуховой опыт.
Темы, изучаемые на уроках сольфеджо, здесь и в дальнейшем не дублируются. Важно, чтобы педагог, ведущий занятия по импровизации, увязывал свои занятия с программой по сольфеджио. На уроках сольфеджио возможно использование ряда упражнений по импровизации, с учетом специфики изучаемого материала.
Упражнения по импровизации
Имитация простейших звукоизобразительных интонаций:
Имитация голосов животных и птиц
Изображение диалогов животных
Свободное использование пройденных средств для «рассказа из жизни животных» на сюжеты, придумываемые самими учащимися.
Упражнения по определению и запоминанию интервалов путем ассоциаций.
Использование в качестве модели ритмического рисунка.
Игра более сложных вариантов упражнений от заданной ноты. Постоянно изменять первую заданную ноту.
Транспонирование простых мелодий, знакомых тем, отдельных фраз или эпизодов из используемых в классе по специальности произведений.
Продление мелодии. Завершение ответной фразы с элементами варьирования.
Подбор 2 – го голоса к мелодии в противоположном движении.
Изменение мелодии путем «трансформации» жанра.
Знакомство учеников с пьесами с ярко выраженными элементами программности (танцы, жанровые сценки и др.)
Особое внимание обращается на сочинение учащимися пьес с ярко выраженной собственной программой. На первых этапах работы над упражнениями надо добиваться прежде всего – точности звукоподражания, точности изобразительных моментов, а затем уже художественного качества
Создаваемой «пьески», мелодии, аккордов и гармонических последовательностей.
В конце года необходимо провести творческий зачет по всему пройденному материалу. Его следует провести в присутствии всей группы учащихся, занимающихся импровизацией. Задания должны опираться на изученные «модели» и обязательно обсуждаться всеми присутствующими.
Второй год обучения.
Всю работу по развитию навыков импровизации в 7-м классе следует построить так, чтобы к концу года учащиеся прочно усвоили все задания по импровизации на так называемые «внемузыкальные модели». Для этого необходимо постоянно возвращаться к пройденным темам, всемерно стимулировать активное овладение всеми полученными навыками.
Учитывая, что к этому времени учащиеся уже довольно четко представляют себе элементарную форму построения музыкальных произведений – фраза, предложение, период, простая 2-х и 3- х частная форма, рондо, - следует все задания по импровизации, по возможности, облекать в форму указанных типов.
Упражнения по импровизации
Транспонирование знакомых мелодий на секунду вверх и вниз во всех тональностях до 4-х знаков.
Импровизация с использованием сложных (дробленных) ритмов. Знакомство с джазовыми ритмами. Упражнения на акцентирование слабых долей (II, 4) в такте 4/4.
Продление мелодии с неожиданными модуляциями.
Импровизация по модели: картины природы, дождь, снег, состояние людей и др. Примеры из сочинений классиков.
Использование для импровизации «модели» с эмоциональной или речевой интонацией. Анализ характера мелодии в соответствующих классических или романтических пьесах. Речитативы.
Сочинение «свободных импровизаций» с использованием всех пройденных моделей.
Импровизация пьес в разных жанрах (марш, танец, песня.)
В конце курса обучения рекомендуется проводить открытый творческий зачет – концерт импровизаций, систематически приучая учащихся к импровизации на эстраде.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся.
На внеаудиторную работу обучающихся шестых - седьмых классов предусматривается по 33 часа в год.
Виды внеаудиторной работы обучающихся: выполнение домашнего задания, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По окончании 6 класса обучающийся должен
Знать:
- основы простейшей импровизации и использовать эти знания в практической деятельности;
- основы жанровых композиций.
Уметь:
- произвести анализ прослушанного произведения;
- подобрать мелодию, используя главные ступени лада и кадансовые обороты;
- сочинить пьесу в разных жанрах;
- импровизировать на программную пьесу.
Владеть:
- навыком импровизации жанровых мелодий;
- навыком исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения;
- навыком анализа прослушанного материала.
По окончании 7 класса обучающийся должен
Знать:
- основы технической и теоритической базы для импровизации на инструменте;
- особенности модуляции и способы ее построения;
- основы интерпретации ритма джазовой музыки;
- основы интерпретации музыкальных голосов.
- импровизировать пьесу с варьированием;
Уметь:
- транспонировать знакомые мелодии на секунду вверх и вниз;
- продлить мелодию, используя неожиданную модуляцию;
Владеть:
- тембральными и динамическими возможностями инструмента;
- навыками транспонирования мелодий на секунду вверх и вниз;
- навыками джазового искусства;
- практическими навыками импровизации разных стилей и жанров.
- исполнительским интонированием и умело использовать художественные средства исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения; способностью импровизировать на скрипке в рамках конкретного композиторского стиля, художественного направления или на заданную тему.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Оценка качества занятий включает в себя текущей контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться прослушивания, формами текущего контроля могут быть контрольные уроки.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков и зачетов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде академических концертов, исполнения концертных программ и др.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на данный учебный предмет.
Итоговая аттестация проводится в форме творческого зачета – концерта, представляющего собой концертное исполнение программы. По итогам этого зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Учащиеся должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом для создания художественного образа и стиля исполняемых произведений. Знания, умения, и навыки импровизации в рамках конкретного композиторского стиля, в соответствии со стилем музыкального произведения, тембральными и динамическими возможностями инструмента, приемами современной нотации.
По завершении изучения учебного предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Критерии оценки
( в соответствии с программными требованиями по каждому этапу обучения):
- уровень сложности музыкального произведения
- эмоциональность и образность исполнения
- развитость технических навыков музыкального исполнительства
- культура исполнения и поведения обучающихся во время выступления
(внешний вид, собранность, постановка, отношение к слушателям)
- соответствие репертуара по возрасту обучающегося.
В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы: высокий, средний, низкий.
Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» соответствуют уровням освоения программы.
Оценка 5 («отлично») ставится обучающемуся в том случае, если в процессе обучения и на зачетном занятии он продемонстрировал исполнение музыкальных произведений без ошибок с учетом всех пожеланий и рекомендаций педагога; ритмичное исполнение с уверенным использованием разнообразных исполнительских средств и технических возможностей, соответствующих характеру, содержанию и стилю произведения.
Оценка 4 («хорошо») обучающийся получает, если на зачетном занятии он продемонстрировал не достаточно свободное звукоизвлечение, некоторые неточности в исполнении отдельных ритмических фигур; воспроизведение музыкального материала с небольшими текстовыми погрешностями; эмоциональное исполнение произведения, не совсем точное и неуверенное использование различных исполнительских выразительных приемов.
Оценка 3 (« удовлетворительно») ставится обучающемуся если он исполнил программу неуверенно, неритмично, допуская в тексте произведений большое количество ошибок и неточностей.
Оценка 2 («неудовлетворительно») знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднение при ответах на стандартные вопросы. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала.
Оценка 1 («неудовлетворительно») ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические указания по импровизации.
Некогда утраченная в педагогике установка на подготовку музыканта с универсальным подбором творческих навыков (исполнительских, композиторских, теоретических) сегодня требует своего воссоздания, начиная с ранних ступеней обучения музыке, причем такая направленность должна отличать не только систему специализированной подготовки музыкантов- профессионалов, но и определять стилистику работы в обычных ДШИ: будущий любитель – музыкант должен раскрывать искусство звуков в его многообразии через внутреннее творческое самораскрытие.
И здесь, наряду с другими формами творчества, импровизации должно отводиться важное место – и как методу практического ( с инструментом) изучения теории музыки, и как эффективному пути развития исполнительских качеств юного музыканта.
Курс импровизации в ДШИ при всей комплексности задач, конечно, не может решить всех проблем формирования творческой личности. Вместе с тем следует отметить несколько самых важных сторон ведения курса, без которых занятия постепенно могут потерять свою эффективность.
На первое место здесь хочется поставить аспект не чисто музыкальный, а психоэмоциональный. Большая часть проблем, возникающих на уроках импровизации, находится именно в этой сфере. Для успешного ведения курса необходимо наличие двух условий – желание и воли ( как для ученика, так и в особенности для педагога). Если в плане «желания» на первых порах проблем не бывает (велико искушение научиться и научить импровизации), то в отношении воли (в плане преодоления возникающих сложностей) может наблюдаться известный дефицит.
С первого занятия по импровизации при выполнении простейших заданий ученик должен почувствовать «успешность» своих звуковых «деяний», «невиданных завоеваний». Главными внешними оценочными действиями педагога, адресуемых ребенку, должны быть чувства – «восхищение», «радость», «удивление», «изумление» ( при внутреннем, конечно, терпении и хладнокровии; тактика подавления должна быть исключена). Даже если ребенок играет не совсем то, что хочет услышать педагог (чаще всего это и бывает), а показать – «а вот можно и так», «а это – мой вариант» и т.п., то есть через одобрение первоначального варианта ученика перейти к показу собственного варианта (более оптимального). Эта психоэмоциональная атмосфера первых уроков важна тем, что через «восхищение» и тактичность педагога должны развиваться азарт ученика и его вера в собственную творческую неповторимость, а подчас и «уникальность». По мере возрастающего интереса ученика к импровизации оценочная эмоциональная «эйфория» педагога может снижаться (но с обязательной корректировкой на то или иное эмоциональное состояние ученика на конкретном занятии).
С каждого урока ученик должен уходить с чувством новой завоеванной высоты в искусстве импровизации (даже если реально этой высоты и не было), иначе домашней работы с инструментом может и не быть. Ребенок, если он «удивил» педагога, также естественно хочет поразить своими «достижениями» и родителей (печально, конечно, если способности «удивляться» лишены последние, но, как правило, родители бывают в восторге от любых «озарений» собственных детей).
В свете выше сказанного не всегда уместны арифметические оценки (хотя бы на первом этапе обучения), здесь опять – таки важно учитывать индивидуальность ученика.
Уроки импровизации – это уроки совместного музицирования педагога и ученика. В этом также есть эмоциональный эффект: ученик с первых уроков чувствует себя музыкантом, «на равных», по его представлению играющим в ансамбле с педагогом. Он слышит результат совместной игры - некое музыкальное целое, что, естественно, не может не вызвать чувства радости и удовлетворения. Хотя доля его участия в создании музыкального образа весьма и весьма скромная ( основная нагрузка, естественно, лежит на педагоге), важно ощущение собственного творческого достоинства ученика.
В связи с акцентом в курсе импровизации на слуховое освоение материала, существенное значение имеет развитие слуховой памяти ученика (в основном же в настоящее время доминирует воссоздание музыки через зрительное запоминание нотного текста), поэтому ученика можно приучать к условной (неполной) нотации, которая служит не для запоминания, а для напоминания музыки ( старинные нотации отражали именно импровизационную манеру исполнительства).
На начальном этапе обучения импровизации нотная фиксация вообще может отсутствовать: музыка осваивается через звуки, а не через ноты. В последующем же большую часть тетради ученика составляют всевозможные
каталоги ( фактур, модели форм, орнаментики, гармонических оборотов и т.д.), играющие роль вспомогательного средства в развитии слуховой памяти.
Удобным техническим средством является магнитофон, где функцию тетради (как бы звучащей) выполняет кассета. На ней фиксируется и классная работа с учеником, и домашнее задание. Последнее особенно эффективно, поскольку домашняя работа проходит как бы через слуховой анализ, сделанной в классе записи.
Импровизация в ДШИ – это предмет с первых уроков активно творческий. И на всем протяжении курса главной составной чертой в его ведении является художественно – поисковая работа и ученика, и педагога. Двух индивидуальностей! Поэтому в методике преподавания импровизации не может быть всеобщего метода, с единой рецептурой. У каждого педагога она вырабатывается собственная, «сотканная» как из заимствованных, так и лично наработанных приемов и способов обучения, которые, кстати, нередко «подсказывают» сами ученики. Главное условие здесь заключается в том, чтобы сам педагог был личностью творческого порядка.
Материально – техническое обеспечение
Для проведения занятий с обучающимися, осваивающими учебный предмет, учебная аудитория для индивидуальных занятий должна быть оснащена инструментом (скрипка), фортепиано, пультами, нотными изданиями.
Материально – техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Размеры скрипок должны соответствовать антропометрическим параметрам: (1/8 для детей 5-6 лет ), ¼ для детей 7-8 лет, ½ для детей 9-11 лет, ¾ для детей 12-14 лет, 4/4 для детей с 15 лет, а также наличие смычков размерами ¼ , 2/4, ¾, 4/4.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калугина И. Халабузырь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. М., 1987.
2. Козырев Ю., Серапионянц Н. Сборник упражнений по сольфеджио для обучения импровизации в ДМШ. Вып. I Ч.З.М., 1987. ЦНМК.
3. Мальцев С. Шевченко Г. Опыт обучения детей гармонии и импровизации. Вып. 1-2. Л., 1986 – 1988.
4. Подвала В. Давайте сочинять музыку. Киев, 1988.
5. Сапонов М. Искусство импровизации. Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М., 1982.
6. Серебряный М. Сольфеджио на ритмоинтонационной основе современной эстрадной музыки. Киев, 1987.
7. Дьяченко Н. Котляревский И. Полянский Ю. Теоритические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев. «Музична Украина». 1987.
8. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. М., ВНМК, 1986.
9. Алексеев А. Импровизация как основа исполнительского искусства XVI – XVIII вв. / В кН.: Алексеев А. Д. «Клавирное искусство». М. – Л., 1952/.
10. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М., 1987
11. Ашкаруа – Чолокуа А. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия./ В. Сб.: Эстетические очерки. Вып. 5. М., 1979/.
12. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., 1986
13. Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. М., 1978.
14. Браудо И. Артикуляция/ о произношении мелодии /. Л., 1961.
15. Выготский Л. Психология искусства. М., 1986.
16. Кабалевский Д. Основные принципы и методы эксперементальной программы по музыке для общеобразовательной школы. / В сб.: Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978/.
17. Козырев Ю. Функциональная гармония: теория, методические указания, практические задания. Вып. 1. Ч.1. ВМК, 1987.
18. Козырев Ю. Серапионянц Н. Преподавание основ музыкальной импровизации в ДМШ: основной теоретический курс. Вып.1. Ч.1. М., ВМК, 1987.
19. Кунин Э. Скрипач в джазе. Методическое пособие. М., 1988./ Главы 2 – 9/.