Церковный раскол. Власть и церковь.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №11 г. ПАВЛОВО
РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: Власть и церковь. Церковный раскол.
Предмет: истории России.
Класс: 7
Раздел образовательной программы: Россия в XVII веке.

Программа курса по Истории России: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, - М. : «Просвещение», 2011г. 6-9 классы.
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России конец XVI-XVIII в» М.»Просвещение» 2008г.
Учитель: Белова Е.Н.

Тема урока :Власть и церковь. Церковный раскол.
Цели урока: сформировать представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монархии; раскрыть предпосылки, сущность и последствия церковной реформы патриарха Никона; определить место и роль церковного раскола в истории российского общества.
Задачи урока:
Образовательные:
- осветить проблемы в отношениях между государством и церковью;
- выяснить причины и последствия церковного раскола.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к изучаемому материалу;
-развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, делать выводы через решение проблемных вопросов;
-развивать умение самостоятельно получать знания через работу с текстом.
Воспитательные:
-воспитание культуры общения через работу в группах;
- прививать уважение к истокам русской православной веры.
Персоналии: патриарх Филарет, Михаил Федорович,патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, протопоп Аввакум.
Средства, необходимые для проведения урока:
-компьютерная презентация.
-тексты заданий для самопроверки учащихся.
- карточки для актуализации знаний.

Этапы урока, время Деятельность Обоснование
Учитель Ученики 1.Организационный момент.
1мин.
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, состояние рабочего места, внешний вид учащихся.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть.
Ученики заранее готовятся к уроку, приветствуют учителя.
Организационный момент проходит быстро, спокойно, доброжелательно. Это быстро включает учащихся в деловой ритм.
2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала. Постановка задач.
2 мин. Построение перспективы предстоящей работы.
Повышение эффективности результата.
Применение компьютерных технологий.
- В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол»  на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий.
Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?
Учитель: - Взгляните на эту картину. (слайд 1).  Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.
В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.
Вопрос учителя: Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?
- Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему «Власть и церковь. Церковный раскол.» (слайд2).
Давайте сформулируем задачи урока: формирование представления о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви,
Раскрыть предпосылки, сущность и последствия церковной реформы патриарха Никона, определить место и роль церковного раскола в истории российского общества.
План урока перед вами (слайд3)
1. Церковь после Смуты.
2.Патриарх Филарет.
3. Реформа патриарха Никона.
4. Усиление разногласий между церковной и светской властью.
5.Церковный Собор 1666-1667 годов.
6. протопоп Аввакум.
Работать будем по трем группам.
Построение перспективы предстоящей работы.
Повышение эффективности результата.
Применение компьютерных технологий.
Ученики слушают учителя, готовятся к восприятию материала.
Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока.
Формируется целенаправленная учебная деятельность.
Реализуется развивающая задача урока (развивать познавательный интерес к изучаемому предмету).
Создание проблемной ситуации.
( Реализуется проблемный метод).
3. Актуализация знаний:
5 мин. Актуализация знаний через беседу по вопросам и работе в группах.
Учитель: Для лучшего усвоения нового материала давайте повторим основные понятия темы прошлого урока. Какую тему мы изучали?
Учитель: Что относится к политическому развитию страны?
Давайте проведем работу по группам с карточками.
Задание для 1 группы:
Заполните пропуски.
(приложение1).
Задание для 2 группы:
Составить генеалогическую схему «Первые Романовы».
Задание для 3 группы:
Дать развернутый ответ на вопрос:
Назвать вновь сформировавшиеся органы власти и охарактеризовать их функции.
Демонстрируют уровень знаний по ранее изученным темам.
Ученики :Политическое развитие страны.
Актуализация знаний через работу в группах по дифференцированным карточкам. Дифференциация по уровню трудности. Элемент развивающего обучения.
Реализуется воспитательная задача (воспитание культуры общения через работу в группах).
4. Изучение нового материала.
20 мин.
Объяснение учителя: События начала XVII века – Смутное время - стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви.  Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви. В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков и Земский собор 1613 года избрал новым царем Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран –Филарет, отец царя Михаила Федоровича. (слайд 4)
 
Найдите на стр. 56 учебника:1. Чего удалось добиться новому патриарху ?
2. Какие вопросы не были решены?
Учитель: Слушаю ваши ответы.
(Проверка сопровождается презентацией: на слайде высвечивается правильный ответ, после ответов учащихся).
(слайд 5-6).
Учитель: Реформу было поручено провести патриарху Никону.
Учитель: Сообщение учащегося.
(Биография патриарха Никона).
(слайд 7).
Объяснение учителя: В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите и прослушайте видеоролик, найдите ответ на вопрос.
- Что нового было введено в результате осуществления церковной реформы?
(Проверка сопровождается презентацией: на слайде высвечивается правильный ответ, после ответов учащихся).
(слайд 8).
Учитель: - Как вы думаете, как восприняло население эти нововведения?
Учитель: вам предстоит работа по группам с карточками.
(приложение 2).
Задание для 1 группы.
Прочитать стр. 58-59 учебника и ответить на вопросы:
-В чем была истинная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне?
- Каков был результат противостояния царя и патриарха?

Задание для 2 группы.
Прочитать стр. 59 учебника и заполнить таблицу.
Задание для 3 группы.
Прочитать стр. 59-60 и ответить на вопрос.
- Какие страницы биографии протопопа Аввакума показались вам самыми яркими? (слайд 9).
Слушаю выступления каждой группы.

Учитель: Ребята давайте вновь посмотрим на картину Сурикова «Боярыня Морозова».
(слайд 10).
-Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова? Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся , закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.
Формирование знаний о событиях Смутного времени.

Ученики читают текст учебника и находят ответы на поставленные вопросы стр. 56.
Ответы учащихся:
1. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича.
2. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
Ученики просматривают видеоролик.
Ученики отвечают на вопрос:
В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:
Крещение тремя пальцами;
Поясные поклоны вместо земных;
Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.
(Записывают в тетрадь).
Ученики: - Эти изменения вызвали протест широких слоев населения.
Учащиеся в группах совместно определяют главную мысль текста, обсуждают и записывают в ключевые слова.
Ученики подводят итоги и делают выводы о том, что церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
Обращение к символу урока- картине Сурикова. Ответ на поставленный в начале урока вопрос.
Данная работа
концентрирует внимание, закрепляет познавательный интерес. Формируются следующие навыки: умение работать с учебным текстом , выделять главное, анализировать материал
(частично- поисковый метод).
Сопровождение слайдов - многократное повторение материала. Работают все виды памяти.
Развивают познавательный интерес к изучаемому материалу.
(Информационный метод).
Использование мультимедийного материала разнообразит урок, делает его более интересным, образным.
(Информационные технологии).
Реализуется образовательная задача (выясняются причины церковного раскола).
Создается ситуация общения.
(Частично- поисковый метод).
Реализуется развивающая задача ( умение самостоятельно получать знания через работу с тескстом).
Реализуется образовательная задача (выяснение последствий церковного раскола).
Реализуется развивающая задача ( развитие логического мышления, умения анализировать, выделять главное, делать выводы через решение проблемных вопросов).
(Проблемный метод).
5. Физкультминутка.
1мин.
(приложение 3). Демонстрация упражнений.
Выполнение упражнений. Элемент здоровьесберегающих технологий.
6. Закрепление нового материала.
9 мин. Учитель предлагает поиграть в игру «Чистый кадр». (слайд 11).
На кадре собраны даты, понятия, исторические личности. Ученики должны дать правильный ответ по каждому.
Учитель предлагает выполнить тест по пройденному материалу.
(приложение 4).
А теперь поменяемся тестами и проверим правильность выполнения работы. Возьмите ручку и там, где вы отметили правильно поставьте плюсы. В конце посчитайте все плюсы.
Критерии оценок посмотрите на слайде:
7 - ОЦЕНКА «5»
5-6 - ОЦЕНКА «4»
3-4 - ОЦЕНКА «3»
1-2 – ОЦЕНКА «2»
Работы сдаем.
Поднимите руки, кто получил «5», «4»? Принимают активное участие в игре.
Работа с тестовыми заданиями.
Проведение учащимися самопроверки и самооценки по критериям учителя.
Технология « Чистый кадр» поможет расслабиться, в то же время повторить материал, выявить проблемные места.
Регулирующий компонент.
Самостоятельная работа.
7. Определение домашнего задания.
2 мин. Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание (смотреть на слайд).
Не сделать нельзя.
1. параграф №7 читать и пересказывать.
Задание по выбору:
1. Составить синквейн.
2. Составить рассказ от имени участника событий.
Спасибо за хорошую работу.
До свидания.
Ребята записывают
задание в дневник, слушают инструктаж.
Идет подготовка к
правильному и полному выполнению домашнего задания.