Модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ


Модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ ОГКОУ «Ивановская школа V вида» Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали. Маргарет Тэтчер Цель сопровождения Обеспечение нормального развития Задачи сопровождения предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;помощь ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;психологическое обеспечение образовательной программы; развитие психолого – педагогической компетенции учащихся, родителей, педагогов. Виды работ: - профилактика; - диагностика; - консультирование; - развивающая работа; - коррекционная работа; - психологическое просвещение и образование; - экспертиза образовательных и учебных программ, образовательной среды.  Содержание деятельности Классный руководитель, учитель - предметник  Организация коррекционно- развивающей работы, нацеленной на восполнение имеющихся пробелов в учении. Педагог- психолог Организация коррекционно- развивающей работы, направленной на общее психическое развитие. Учитель- логопед Диагностика развития письменной и устной речи, навыков осознанного чтения. Разработка и реализация индивидуальной программы. Воспитатель Работа с семьёй. Организация коррекционно- развивающей работы , нацеленной на восполнении имеющихся пробелов в воспитании. Педагог доп. образования Развивающие занятия. Учитель физкультуры Общеукрепляющие занятия. Мониторинг физической подготовки Учитель БОС-здоровье, БОС- логотерапевтический. Постановка правильного диафрагмального типа дыхания, формирование нового стереотипа речи, поведения, соответствующего индивидуальной норме. Врач, фельдшер Постановка правильного диафрагмального типа дыхания, формирование нового стереотипа речи, поведения, соответствующего индивидуальной норме. Содержание деятельности Сопровождение:профилактика диагностика коррекция консультирование Содержание деятельности Профилактическая работа направлена на формирование обучающихся потребности в необходимости психолого-медико-педагогических знаний; желания использовать их в работе на создание условий для полноценного развития ребенка; на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллект;на развитие навыков эффективного общения и эмоциональной сферы;на расширение познавательной мотивации и выявления интересов; на формирование критического отношения к "социальным" "вредностям"; на оказание помощи в создании жизненной стратегии, по­строении образа будущего, в выборе профессии;на профилактику болезненных состояний. Содержание деятельности Развивающая и коррекционная работа направлена на активное воздействие на развитие детских коллективов и ребенка;на компенсацию недостатков развития. Содержание деятельности Консультативная работа проводится по вопросам возрастных особенностей ребенка; согласования форм обучения;преодоления школьной дезадаптации. Содержание деятельности Диагностическая работа включает в себя комплексную первичную диагностику состояния ребенка; оценку уровня его развития с целью предварительного определения уровня развития, соответствия последнего возрастной норме, сформированности основных функций, возможных нарушений развития и их характера; психрометрическую диагностику уровня психической работоспособнос­ти и анализ состояния основных психических функций; психофизиологическую диагностику - исследование адекватности психо­физиологического реагирования ребенка, как в покое, так и на предъявленную напряженность; диагностику функционального состояния здоровья школьников. Взаимодействие Директор Зам. директора школы Педагог-психолог Учитель-логопед, учитель-БОС Врач, фельдшер Педагоги Дети Родители Педагоги Дети Родители Педагоги Дети Родители Критерии и показатели результативности внедрения модели Участник сопровождения Критерии Показатели результативности Классный руководитель, учитель - предметник Обеспечение успешности в учении.Результаты, достигаемые учащимися по предметам.Профессиональный уровень учителя. Процент успеваемости. Процент качества знаний.Способность к самообразованию и саморазвитию; стремление к личностному росту, к повышению социального статуса; способность к творческой самореализации в социуме, к проявлению своих лучших качеств, к успеху, способность адаптироваться к новым ситуациям, стремление к здоровому образу жизни.Отсутствие конфликтных ситуаций, жалоб. Педагог - психолог Уровень сформированности психических процессов. Доля обучающихся, вовлечённых в коррекционно-развивающую работу, у которых наблюдается положительная динамика развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, психических процессов.Мониторинг по результатам диагностик. Учитель- логопед Уровень сформированности речевой деятельности Наличие положительной динамики в речевом развитии учащихся. Качественные и количественные данные результатов обследования речи. Воспитатель Уровень воспитанности, формирование вербальной и коммуникативной компетентностей. Характер общения и поведения школьников в коллективе.Сохранение здоровья воспитанников, наличие позитивных отзывов в адрес воспитателя, активность внеурочной воспитательной деятельности. Отсутствие трудностей. Педагог доп. образования Овладение навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. Овладение детьми дополнительными умениями и навыками в трудовой и эстетической сфере. Учитель физкультуры Обеспечение успешности развития и сохранения физического здоровья учащихся. Результаты, достигаемые учащимися по физической культуре. Мониторинг физического здоровья. Учитель БОС-здоровье, БОС- логотерапевтический. Уровень сформированности диафрагмально-релаксационного типа дыхания, качества речи, речевого поведения. Положительная динамика со стороны речи, функционального состояния ученика. Умение применять диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной ДАС для коррекции развития речи, поведения, функционального состояния в целом.Таблицы и графики учёта и контроля за физиологическим состоянием учащихся. Врач, фельдшер Выявление, отслеживание динамики протекания заболевания. Профилактика заболеваний. Количество болеющих детей. Результаты диспансеризации.Своевременное лечение.