Статья Психолого-педагогические условия формирования готовности у будущих педагогов-психологов к работе с одаренными детьми


Психолого-педагогические условия формирования готовности у будущих педагогов-психологов к работе с одаренными детьми
Изучению феномена одаренности посвящено множество фундаментальных исследований. Истоки философской разработки проблемы заложены в трудах аль-Фараби, Аристотеля, Гельвеция, Дидро, Локка, Платона. Философы современности Т.И. Артемьева, Ж.М. Абдильдин, К.А. Абишев, Б.М. Кедров, П.В. Копнин продолжили изучение проблемы развития одаренности в практической деятельности.
Сущность понятия «одаренность» стала центральным направлением исследований ученых-психологов Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, и др. [64,65,31,66].
Для выяснения сути понятия «одаренность» кратко остановимся на истории его исследования. Это важно потому, что старые, отжившие свой век и отвергнутые наукой теории и представления продолжают жить в сознании людей, и ориентация на них порождает не просто массу заблуждений, но и крайне негативно влияет на практику воспитания и обучения, а следовательно, на судьбы детей.
Долгое время господствовало представление о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что «...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения» [65].
Но примерно в середине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек - "продукт гениального рода". Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности [67].
Однако уже позже, с появлением и развитием генетики, было доказано, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множеством факторов и имеет далеко не прямой характер. Говоря иначе, дар, о котором мы говорим, не может быть унаследован напрямую, подобно родовому замку, дворянскому титулу, мельнице или Коту в сапогах, как, например, в знаменитой сказке Ш. Перро.
Отметим важную веху в истории изучения проблемы одаренности - Ф. Гальтон, образно говоря, спустил проблему одаренности с небес на землю. После него идея божественной природы одаренности в серьезных научных источниках уже не обсуждается, разработка проблем одаренности идет в другом, естественнонаучном русле [67].
Параллельно, правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине «tabula rasa» (лат. «чистая доска»). Ребенок подобен «чистой доске», без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.
Реальная практика свидетельствовала о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве. Диапазон их очень широк - от умственной отсталости до высокой степени одаренности. Объяснить эти различия только воздействием среды и воспитания невозможно. В особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности.
Большая часть исследователей склонялась к тому, что одаренность - интегративное (суммарное, общее) личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Практика показывала, что выдающиеся одаренные люди довольно часто достигали вершин одновременно в самых разных областях: Леонардо да Винчи был и художником, и инженером, и выдающимся естествоиспытателем; М. В. Ломоносов был не только выдающимся ученым, но и поэтом и художником; А. С. Пушкин писал стихи и прозу, а кроме того, делал прекрасные иллюстрации к своим произведениям, и список этот можно долго продолжать [68].
Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст), должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, «общая способность» все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.
Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее страницы. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессионалы психологи. Мы облегчим свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее - концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли [69, с. 20-26].Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: - интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- творческости;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина «одаренность» термин «потенциал». Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.
Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих (рис. 1).

Рисунок 1 - Характер взаимодействия данных трех составляющих
Таким образом, одаренность – это не только интеллект, не только творчество и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики. Рассмотрим эти характеристики более подробно.
Мотивация. Мотив (от французского motif – «побудительная причина») - психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.
При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос «зачем это нужно ребенку».
При всем возможном и реальном многообразии мотивов поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп. Вот, например, как можно классифицировать мотивы учения. 1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом:
- мотивация содержанием - мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться, стремиться узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений);
- мотивация процессом - мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и др.).
2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения:
- широкие социальные мотивы:
а) общественно ценные - мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.);
б) узколичные (престижная мотивация) - мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования;
- мотивы избегания неприятностей - учение на основе принуждения, страха быть наказанным и т. п.
Данная классификация, как любая схема, значительно беднее и проще, чем реальная жизнь, но она в целом отражает суть явления. Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанномс учением. Каждому ребенку свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересно содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи. Но следует говорить не об отсутствии или присутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении. В ходе специальных исследований доказано, что иерархия мотивов является сравнительно устойчивым психическим образованием. Будучи сформированной в детстве, она мало подвержена изменениям.
Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик детской одаренности.
Педагогами-психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.
С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.
Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.
Творческость (креативность). Многие современные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования творческой активности как некой относительно автономной, универсальной способности. Они считают, что творческая активность всегда жестко связано с определенным видом деятельности.
Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому творческая активность рассматривается как относительно автономная, самостоятельная способность.
В материалах исследований психологии творческой активности, проведенных в последнее время, трудно найти приемлемое определение творческости, но там содержится довольно много описаний основных параметров, ее характеризующих.
«Креативность (творческость), - пишет Е. П. Торранс [70, с.7], - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
При оценке креативности психологи Дж. Гилфорд и Е. П. Торранс и др. учитывают обычно четыре критерия [70, 71, с. 12]:
Продуктивность, или беглость, - способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.Так, Леонардо да Винчи за всю жизнь создал лишь небольшое количество живописных произведений, но это позволило ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тысячи работ, но их имена никому не известны.
Гибкость - способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.Оригинальность - один из основных показателей творческой активности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Способности выше среднего уровня. Для успешного выполнения любой деятельности необходим комплекс особенных, специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом, пианистом или математиком. Необходимо то, что обычно называют способностями выше среднего уровня.
Как мы уже отмечали, большая часть способностей имеет универсальный характер, но есть и исключительно специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности. Есть необходимый и довольно специфичный набор качеств и свойств для успешной игры на скрипке, занятий математикой, живописью, плаванием и другими видами деятельности. Для реализации личности в избранной сфере без этих качеств обойтись крайне сложно.
Правда, в психологии известно и «явление компенсации» [72, с. 405]. Недостаток развития одних способностей может быть частично восполнен, компенсирован за счет более интенсивного развития других. Иногда этого хватает, чтобы добиться высоких и даже выдающихся результатов. Например, многие известные живописцы уступали по уровню способности к цветоразличению К. Коровину, В. Врубелю и другим известным колористам, но это не помешало им стать знаменитыми художниками.
Известно также, что у слепых, частично восполняя этот их недостаток, лучше развивается слух, осязание, обоняние. У глухих, напротив, зрение, и так далее.
Но компенсаторные возможности имеют предел. А потому никакой идеальный слух не способен полностью заменить зрение, так же как зрение не в состоянии полностью заменить слух. И никакая ловкость, техничность, упорство, целеустремленность не смогут сделать из тщедушного низкорослого юноши выдающегося баскетболиста, из крупной, склонной к полноте девушки - балерину, из слабослышащего ребенка - выдающегося музыканта.
Способности имеют удивительное свойство - развиваться. Естественно и легко объяснимо то, что особенно пластичны в этом плане маленькие дети. Чем младше ребенок, тем больше шансов что-либо изменить, поправить, усилить, усовершенствовать.
Еще одна особенность схемы Дж. Рензулли. Вместо слов «способности выше среднего уровня» [69,с.25] он иногда (в некоторых своих работах) употребляет слово «интеллект» [69,с.27]. В этом случае интеллект рассматривается в значении, уже отмеченном выше, - как способность к однонаправленному, последовательному, логическому мышлению (сюда обычно включаются такие сложные мыслительные операции, как: анализ, синтез, классификация, категоризация и др.) [69,с.27].
То, что в данном контексте называют интеллектом, проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ, может быть выявлено с помощью специальных тестов интеллекта.
Несколько иной подход предложен группой современных российских психологов, их разработка претендует на особое место среди современных концепций одаренности. Этот проект выполнен научным коллективом под руководством известных российских психологов Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова. Авторы назвали ее «Рабочая концепция одаренности» [73].
Они выделяют два фактора одаренности, которые, по их мнению, и являются основными: «инструментальный» и «мотивационный». Несложно заметить, что этот подход несколько напоминает модель Дж. Рензулли. Но если Дж. Рензулли выделяет три фактора, то авторы «Рабочей концепции одаренности» интегрируют выдающиеся способности и креативность в один фактор – «инструментальный». Они предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: «могу» и «хочу» [69,с. 26].
Как видим, в данных схемах одаренность представлена как сложное, многомерное явление. Выделенные три ее характеристики позволяют понять, как выявлять одаренность и на что ориентироваться, развивая потенциал личности. При этом правда, требует конкретизации важный вопрос - кого можно считать одаренным: того, кто демонстрирует высокие уровни по всем трем параметрам, или достаточно продемонстрировать две характеристики? Или даже одну?.. Сам автор этой концепции, отвечая на этот вопрос, говорит, что к одаренным следует относить любого ребенка, который демонстрирует уровень, свойственный одаренным, хотя бы по одному из выделенных параметров.
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими педагогами-психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.
Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришли к выводу о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики:
- 90% из них обладали высоким интеллектом, творческой активностью, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;
- 75% выдающихся людей рано «созрели», были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;
- почти 90% из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
- по крайней мере 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.
Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов: 1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.
2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.
3. Были увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умели контролировать себя.
6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
Предложенный ниже перечень характеристик творца не полон, и вряд ли он может быть завершен.
Очень трудно определить, кто из детей одарен. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем. Но на вопрос о том, сколько всего одаренных, как и на вопрос, сколько в обществе может быть выдающихся людей, как ни странно, ответить несколько проще. Правда, опыт показывает, что не следует спрашивать об этом у психологов и педагогов. Большинство из них при ответе на него буквально начинают захлестывать эмоции, и они называют то 1%, то 2%, то 5%, то 20% от общего числа детей [74,с.50].
Более объективны в данном случае специалисты по математической статистике. Для ответа на этот вопрос они пользуются не наблюдениями, в которых уже по определению велик элемент субъективизма, и не результатами экспериментов, которые можно истолковывать по-разному, и уж конечно не руководствуясь эмоциональными порывами, а опираясь на строгие математические законы, описывающие природные явления. Один из них - закон нормального распределения. Он выражается графически кривой, напоминающей колокол. Центральная часть этой кривой (верхняя, средняя часть колокола) символизирует норму, а симметричные левая и правая ее части - отклонения от этой нормы. Особенно широко этот закон применяется в биологии (биометрии). Согласно ему, в любой популяции общее число нормальных особей находится в пределах 68%, существенные отклонения в обе стороны составляют по 16%.
Чтобы проиллюстрировать его действие, часто используют пример с измерением роста новобранцев, пришедших на призывной пункт. Представим, что врачи измерили рост нескольких тысяч новобранцев. Большая их часть неизбежно окажется примерно одного, среднего, роста. Разница в росте между ними будет колебаться в крайне незначительных пределах. Число таких людей составляет примерно 68%. Но при этом обязательно найдутся те, кто выше, и те, кто ниже средних значений. Значительные отклонения начинаются примерно с 16%. Причем чем выше степень отклонения, тем реже оно встречается. То есть очень высокие и очень низкие люди - большая редкость.
То же самое происходит и с умственными способностями. Но поскольку их реальное измерение произвести значительно сложнее, чем, например, рост, вес, объем грудной клетки, то обычно предлагается рассматривать несколько иные цифры. Норма колеблется в интервале 60-70 %, соответственно количество отклонений (одаренных и отстающих) будет находиться в этом случае в пределах 15-20% для каждой группы.
Причем отметим еще раз, чем выше степень отклонения (как одаренности, так и отсталости), тем реже это отклонение можно встретить. Еще Ф. Гальтон отмечал, что «выдающийся гений», столь же большая редкость, как и «полный идиот» [67,с.146]. Ф. Гальтон, оперируя законом нормального распределения, отмечал, что если уровень умственного развития нормального человека принять условно за 100 единиц, то умственные способности гения будут равны 200, а идиота – 0 [67,с.147].
Значительно позже, в 1912 году, известный немецкий ученый Вильям Штерн использовал это число - 100 - для формулы расчета коэффициента интеллекта (IQ) [67,с.146].
Умственный возраст
Коэффициент интеллекта (IQ) = x 100
Хронологический возраст
Известный специалист по конструированию аналогичных тестов, автор широко известной методики диагностики интеллекта, американский психолог Дэвид Векслер обследовал 1,7 тыс. людей и на основании полученных данных предложил следующую классификацию (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Показатели интеллектуальной одаренности
№ IQ (показатель) Уровень интеллектуального развития %
1 130 и выше Весьма высокий интеллект 2,2
2 120-129 Высокий интеллект 6,7
3 110-119 Хорошая норма 16,1
4 90-109 Средний уровень 50,0
5 80-89 Сниженная норма 16,1
6 70-79 Пограничный уровень 6,7
7 69 и ниже Умственный дефект 2,2
«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [75, с. 10-11].Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность); - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность) [75, с. 10-11].Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Рассматривая творческую одаренность можно сказать, что одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель и психолог Е. П. Торренс [70,с. 11]. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.
Е.П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления [70, с. 8].