Единый час духовного воспитания в 8 классе Тема: «Уроки столетия:1917-2017 годы. Патриарх Сергий. Церковь в годы гонений»


Единый час духовного воспитания в 8Б классе
Тема: «Уроки столетия:1917-2017 годы. Патриарх Сергий. Церковь в годы гонений»
Цель: рассказать о взаимоотношениях церкви и государства после Октябрьской революции 1917 г., о судьбе патриарха Сергия церкви в годы ВОВ
Задачи:
*дать представление учащимся о событиях, которые происходили в истории России русской Православной Церкви после прихода большевиков к власти, в период ВОВ; познакомить с историей Серпуховской епархии во время советских гонений;
*воспитание личностного отношения к изучаемому материалу, усвоение нравственных ценностей из его содержания, формирование уверенности в своих силах, умения преодолевать препятствия.
Ход классного часа:
Чем хуже этот век предшествующих? Разве
Тем, что в чаду печали и тревог
Он к самой чёрной прикоснулся язве,
Но исцелить её не мог.
Ещё на западе земное солнце светит
И кровли городов в его лучах блестят,
А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят.
А.А. Ахматова

…А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя
Мы не единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
А.А. Ахматова
Классный руководитель: 
Провозгласив себя атеистами, большевики поставили перед собой цель – воспитание нового человека. Одним из направлений этой работы стало нравственное совершенствование человека, что во все прежние времена являлось делом церкви, основывающейся в своей деятельности на десяти заповедях Господа Бога. Большевики выдвинули идею, что нравственно все то, что служит разрушению старого, эксплуататорского, общества и способствует строительству нового общества, коммунистического. Ребята, согласны ли вы с этой идеей большевиков? Как вы думаете, удалось ли им достичь своих целей: во-первых, упразднить Церковь как политический фактор и, во-вторых, исключить религию как фактор из действительности? Давайте попробуем ответить на эти вопросы в конце нашего занятия, познакомившись со следующим материалом.
Итак, особый удар новая власть делает на разрушение дотоле крепкого национального сознания населения, уничтожение его духовной основы, а главная духовная основа жизни народа – православная церковь, её архиерейство и рядовые священнослужители.
Первым актом отстранения церкви от активной общественной жизни стал Декрет от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви, послуживший основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и священнослужителям. Повсеместной практикой стали самовольное закрытие церквей, конфискация церковного имущества для революционных нужд, аресты священнослужителей и привлечение их к принудительной работе. Многие партийные теоретики считали, что религия будет сравнительно быстро «сдавать позиции», если убрать и унизить иконы в храмах, вскрыть мощи святых. Так как она существует лишь в головах и не имеет корней в сердцах, чувствах и образе жизни людей.
Вместе с пытками и казнями новой властью развязывается беспрецедентная кампания по поругиванию и осквернению бесценных для каждого православного святых мощей. Их изымают из рак и захоронений, уничтожают или свозят со всей России в ленинградский музей атеизма и религии, расположившийся в помещениях Казанского собора. Именно здесь чудесным образом были вновь обретены в 1991 году святые мощи преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. Большевиками были вскрыты мощи святителя Алексия Московского, находящегося в Чудовом монастыре в Кремле. В 1918 году 12 апреля вскрыли мощи преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре, чью голову втайне от властей сохранял один из прихожан Лавры в течение долгого времени.. Данная участь не миновала и святых мощей Святого Благоверного князя Александра Невского, Святителей Московских - Гермогена. Ионы, Филиппа, Святого Тихона Задонского и многих других.
Осквернение святынь проводиться зачастую в виде шутовских процессов-маскарадов, храмы отдаются под складские нужды, клубы или туалеты, постепенно обрекая их на запустение и разграбление. В Свияжске, где ранее епископ был умучен, будучи привязанным к хвосту лошади, пущенной галопом по улице города, местной властью установлен памятник Иуде во весь рост, грозящий небу кулаком.
Летом 1918 года в Смоленске был убит епископ Вяземский Макарий (Гневушев), бывший епископом Балахнинским, вместе с ним расстреляли 13 человек. Их пригнали на пустырь и построили спиной к свежевырытой яме. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка был последним. Он молился с чётками в руках и благословил каждого: «С миром отыди». Когда очередь дошла до епископа Макария, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача. Святитель сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твоё. Твори воли пославшего тебя!» несколько лет спустя этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его: «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости и теперь из жалости является ко мне. Благословляет, как бы говоря, что не сердиться, но я-то знаю, что моему греху нет прощения. Божий свет мне стал не мил, жить я не достоин и не хочу».
1 мая 1919 года Ленин в своём письме Дзержинскому указывает на необходимость «как можно быстрее покончить с попами и религией». «Попов, - продолжает он далее, - надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады».[1]
За всё время гражданской войны, ещё до начала новой волны репрессий, связанных с изъятием церковных ценностей, погибли десятки тысяч духовных лиц. Определением Поместного собора от 18 апреля 1918 года был установлен день поминовения Новомученников российских – воскресенье, ближайшее к 25 января по старому стилю.
Патриарх Тихон, пастырь Русской Церкви, избегал прямого вовлечения в происходящие события, но не мог оставаться и равнодушным зрителем совершающейся трагедии. 26 октября 1918 года Патриарх направил послание Совету народных комиссаров, в котором с болью писал о бедствиях, переживаемых русским народом от братоубийственной смуты, о страданиях, выпавших на долю мучеников и исповедников.Власть сразу поняла опасность для неё патриарха, быстро изолировав его от архиереев и прихожан, посадив практически под домашний арест в Донском монастыре в мае 1922 года, затем подвергнув допросам и шантажу в тюрьме с угрозами новых расстрелов духовенства. Ленинское сражение с «черносотенным духовенством набирало силу. В апреле-мае 1922 года, прошёл ряд закрытых судебных процессов над священнослужителями в Москве и Петрограде.
Спустя всего два года после октябрьского переворота в тюрьмах и ссылках находилась уже половина оставшегося в живых епископата – 70 архиереев. Глубоко верующие русские люди проявляли необыкновенную жертвенность в защите своих святынь. В Тамбовской губернии группа крестьян отправилась к зданию местной Чрезвычайной Комиссии выручать конфискованную икону Вышинской Божьей Матери. Чекисты ответили пулемётным огнём, пытаясь разогнать толпу, но люди продолжали идти, падали, скошенные очередями, другие шествующие люди, переступали через упавших товарищей и с молитвой на устах продвигались всё ближе к зданию. Матери выставили детей вперёд и с молитвой к Богородице на устах шли, не замечая свистящих пуль, яростно косивших людей. На какое – то время пулемёты замолчали. Русские красноармейцы, поражённые увиденным, перестали стрелять. Тотчас им на смену начальство выслало латышей и китайцев, и пулемёты снова застучали…
Слово учителя (коротко о церкви в Гражданскую войну)
В период сталинских репрессий 1937-1938 годов церковь была подвергнута очередной волне гонений. В самом начале 1937 года, когда началась кампания массового закрытия церквей, только на заседании 10 февраля 1937 года Постоянная комиссия по культурным вопросам рассмотрела 74 дела о ликвидации религиозных общин и не поддержала закрытие храмов только в 22 случаях, а всего за год закрыли свыше 8 тысяч церквей. В Москве это были Страстной и Симонов монастыри, церковь Николая Чудотворца в Кошелях (на Яузской улице), церковь Спаса-Преображения в Спасской слободе ( Большая Спасская улица). При разрушении Симонова монастыря было уничтожено кладбище, а церковь Николая Чудотворца в Драгах уничтожалась в два захода: в 1937 году снесена колокольня, в 1939 году – сам храм. И, конечно, все эти разрушения производились «по многочисленным просьбам трудящихся коллективов» в целях «улучшения планировки города».
Слагаемыми овладела
Охота к перемене мест...
Сегодня сделано полдела -
Для казни был воздвигнут Крест.
Как драгоценная обновка
Блестели капельки на лбу.
И вот, за малым остановка:
"Подняв глаза, воткнуть в толпу".
О, сердце бедное мое!
Тебя в покое не оставить.
Уже заточено копье -
Несчастного от мук избавить.
Расправа у толпы в чести -
Из чувства беспричинной мести.
... Теперь - формальность соблюсти,
И подмести на Лобном месте.
В результате этого опустошения и разорения на огромных просторах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики осталось около 100 храмов, почти все в больших городах, в основных тех, куда пускали иностранцев. Эти храмы так и называли – «показательными».
Гонения 1937-1938 годов в свой заключительный, довоенный период представляли собой тотальное уничтожение верующих, включая и обновленцев. Гонение охватывало верующих в воссоединённых западных областях, начиная с 1939 года. Своего пика гонения советского государства на Церковь достигли к осени 1938 года. В 1937 году общее количество арестованных православных священнослужителей составило 136900 человек, 85300 из них расстреляно, в 1938 году арестовано 28300, расстреляно 21500 человек. Согласно подсчётам, сделанным в последнее время сотрудниками.
Многих новомучеников Русская православная церковь причислила к лику святых, среди них восемь серпуховичей. В память о Новомучениках – жителях Серпухова в Соборе Николы Белого в 2005 году освящен один из приделов. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия была написана икона «Собор Новомучеников Серпуховских». На иконе в центре находится Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Рядом с патриархом Тихоном изображены архиепископ Верейский Илларион Троицкий, Священномученик Иаков Бриллиантов, священноисповедник Георгий Александрович Троицкий, Исповедник Иоанн Васильев (Бутурлинский), Преподобномученица Александра Хворостянникова, Мученица Крымова Елизавета Николаевна.
Смерть, насилье, война – нехорошее дело,Но не плачь о себе, а Спасенья ищи,Не страшись тех зверей, убивающих тело,Опасайся убийства своея души.Бойся яда греховного, лжи, осужденья,Не пускай в своё сердце отравленных стрел,Заповедал Господь нам молитву Прощенья,Как небесный духовный придел,Постоянство, как крепость надежды и верыВ милосердье Святого Благого Отца,Дай уму понимания сферу и меру,Духом бодрый приблизься к Творцу.
Воскресный день 22 июня 1941 г., день нападения фашистской Германии на Советский Союз, совпал с празднованием памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Казалось бы, начавшаяся война должна была обострить противоречия между Церковью и государством, уже более двадцати лет гнавшим ее. Однако этого не произошло.
Слово учителя о Сергие (кратко)
Великая Отечественная война началась в День всех святых в земле российских просиявших 22 июня 1941 года. На момент начала войны патриарх Сергий имел титул митрополита Московского и Коломенского и с декабря 1936 года Местоблюстителя Патриаршего престола. Отслужив Воскресную Литургию, митр. Сергий узнал о случившейся трагедии и не замедлил исполнить свой пастырский долг. «…Не первый раз приходиться русскому народу выдерживать такие испытания, ˗ писал митр. Сергий, ˗ с Божией помощью… наши предки не пали духом… Не посрамим же их славного имени и мы – православные… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставить она народа своего и теперь… Положим же души своя вместе с нашей паствой…Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу».
Это были не пустые слова. Церковь наша от Местоблюстителя до простого прихожанина приложила все усилия, чтобы исполнить эти слова. Несмотря на преклонный возраст, а владыке тогда шел 75-й год, он был энергичным и деятельным пастырем. Митрополит Сергий постоянно ободрял в своих посланиях и проповедях всех ищущих утешения в Русской Православной Церкви в эти тяжелые времена. Советские власти не препятствовали распространению посланий архипастырей, возможно потому, что с начала войны была ясна необходимость отмены антирелигиозного курса, но, каким образом и в каких масштабах, еще было не продумано правительством, поэтому ограничились лишь молчанием и попущением активной деятельности Церкви.
В своих посланиях митр. Сергий призывал также помогать партизанам. В партизанском движении активно участвовали и священнослужители. На оккупированных землях они часто являлись единственным связующим звеном между населением и партизанами. Священники укрывали красноармейцев, отставших при отступлении от своих частей, военнопленных, сбежавших из лагерей, также вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов. Десятки награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Митрополит Сергий не ограничивается только распространением своих посланий во все уголки страны, но и решает материально выразить помощь православных людей в общем деле Победы. В частности призывает собирать пожертвования на танковую колонну.
Свидетельством глубокого патриотизма наполнены воспоминания протоиерея церкви села Троицкого Днепропетровской области И. В. Ивлева:
«В церковной кассе денег не было, а их надо было достать... Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход - деревни, хутора и поселки, отстоящие в 5-20 километрах от села и в результате - 10 тысяч рублей, сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная».
На строительство 40 танков было собрано свыше 8 миллионов рублей.
7 февраля 1944 г. армии была передана армии танковая колонна «Димитрий Донской». На этом мероприятии по поручению патриарха Сергия выступил митрополит Крутицкий Николай. За проявленные мужество и героизм 49 танкистов колонны имени Димитрия Донского из 38-го полка были награждены орденами и медалями СССР.
Верующие нашей страны также внесли средства на эскадрилью самолетов имени другого русского святого князя – Александра Невского. 23 марта 1944 г. духовенство и верующие церквей только Москвы внесли на постройку самолетов 1 млн. руб.
Всего РПЦ за годы войны внесла на нужды фронта более 300 млн рублей, не считая драгоценностей.
К 1943 году сложился ряд факторов, который обусловил кардинальные перемены в характере отношений между Советским правительством и Церковью. В этом ряду нужно упомянуть активную патриотическую деятельность Церкви и в частности самоотверженная деятельность митрополита Сергия; также требования европейских и американского правительств об улучшении положения Церкви в СССР (посол Рузвельта передал ноту такого характера Сталину); и в заключении стремления Советского правительства создать положительный имидж политики СССР. Вот эти факторы и послужили стимулом к «повороту» религиозной политики Кремля.
Как мы уже говорили, первым шагом правительства было не препятствие патриотической деятельности Церкви. Новым шагом была необходимость юридически закрепить новый статус Церкви в СССР. Ярким выражением этого нового курса была возможность встречи руководства СССР с первоиерархами, которая состоялась 4 сентября 1943 года. В Кремль приглашены были: Местоблюститель Патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский), Алексей (Симанский) – митр. Ленинградский и Николай (Ярушевич) – митр. Киевский и Галицкий, экзарх Украины. Итоги встречи очень удивили митрополитов. На все вопросы Сталин давал свое согласие. Обсуждались такие вопросы, как: открытие семинарий и библейских курсов (Сергий положил много трудов для их открытия, но не дожил до этого момента всего месяц),возобновление издания ЖМП (закрытого в 1935 г.), открытие заводов свечных и церковной утвари, Сергий представил список заключенных епископов. Сталин выделил как резиденцию дом в Чистом переулке. Но главное – это вопрос о патриаршестве. Разрешено было созвать Собор и избрать патриарха, причем в кратчайшие сроки, 3-4 дня (как выразился Сталин – «надо применить большевистские темпы»).
8 сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор. На нем присутствовали 19 архиереев. Митрополит Алексей (Симанский) в речи сказал: «у нас уже имеется определенный, единственный кандидат на Патриаршее место». В ответ раздались возгласы «Аксиос, аксиос, аксиос». Так был избран патриархом Сергий Страгородский спустя 18 лет со смерти патриарха Тихона Беллавина. При патриархе был создан Синод. По выражению митрополита Николая (Ярушевича), «наша Церковь вновь засияла во всей полноте своего иерархического чина»[1].
Интронизация новоизбранного Патриарха состоялась 12 сентября в Богоявленском соборе в Москве.
Слово учителя Сталин давал свободу Церкви строго в ограниченном количестве, исходя из задач, которые ставились перед Церковью. Чтобы легче понять – нужно задать вопрос «Что нужно было Сталину от РПЦ?». Самое главное – это использование института Церкви для создания положительной оценки политики СССР среди европейской и американской общественности. Можно привести пример: визит английской делегации во главе с архиепископом Йоркским Гарбетом 16 сентября 1943 г. Поэтому Сталин так торопил созыв Собора (3-4 дня на сборы). Вернувшись в Англию архиеп. Гарбет с удовольствием рассказывал прессе о теплом приеме и что Церковь в СССР имеет не просто свободу, но и привилегированное положение. Спустя некоторое время 27 ноября состоялась Тегеранская международная конференция на котором ставился вопрос об открытии второго фронта, в этот момент как никой другой необходима была поддержка Сталину.
Несмотря на такое пренебрежительное отношение Советского правительства к РПЦ Патриарх Сергий всегда старался следовать заветам Христа. Все мероприятия он связывал с вопросом полезности для церковной организации, для каждого православного христианина, какими бы тяжелыми и неоднозначными эти мероприятия (восхваление Сталина, книга «Правда и религии в России») ни были. Думается, патриарх все прекрасно понимал, что все подчинено интересам политики Кремля, и в любой момент эта дарованная свобода может отняться (а так и происходило, начиная с 1948 года). Но это нисколько не мешало, а наоборот помогало бодрствовать, и исполнять главную задачу Церкви – доносить слово Евангелия до каждого сердца, погрязшего в болоте атеизма. В 1943 году патриарх Сергий писал, что когда началась война, то у него не было никаких сомнений – какую позицию должна занять Русская Православная Церковь, она всегда была с народом.
Реальные послабления были сделаны Церкви после встречи 1943 года. Не слова, а факты?

Разрешение Поместного Собора, восстановление Патриаршества и избрание Патриарха, восстановление церковной иерархии, открытие многих тысяч храмов и приходов, открытие некоторых монастырей, восстановление, пусть в очень ограниченных размерах, духовного образования, большее благоприятствование в вопросах аренды земли и свечного производства. Антицерковные гонения возобновились вскоре войны. Главным было в такой политике — запереть церковную жизнь только в пределах церковной ограды, исключить для Церкви любую благотворительность, просвещение, миссионерство, не давать ей никакой обратной связи с обществом, опутать религиозную жизнь многочисленными ограничениями. То есть держание религии и Церкви в таком своеобразном «гетто». Это сознательно делалось Сталиным и руководством страны, снова арестовывались и бросались в лагеря тысячи активных священников и мирян.

Начался этот антирелигиозный откат в 1948 году. Его причина в том, что Сталин разочаровался в эффективности использования Русской Православной Церкви в международных делах.