Статья Роль русского языка и литературы при выборе профессии


Роль русского языка и литературы при выборе профессии
Общество не может жить, не пользуясь языком, этим важнейшим средством человеческого общения. Нет ни одного вида деятельности людей, в котором не применялся бы язык как выражение их мыслей, чувств и воли для достижения взаимопонимания между ними.
Во все времена гуманитарные науки привлекали к себе большое количество людей. Русский язык входит в число крупнейших языков мира. История его берет начало в древности. В образовательных учреждениях предмет «Русский язык» - и объект изучения, и средство обучения. Он обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Основные цели изучения предмета - языковое развитие учащихся, совершенствование умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования.
Язык теснейшим образом связан с жизнью. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации (общения) являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Все профессии на предприятиях и организациях в России требуют знания русского языка, владения им на достаточном для общения и обмена мнениями уровне. Но есть и профессии, для освоения которых требуется глубокое знание русского языка. Русский язык лежит в основе профессии лингвиста, журналиста, переводчика, рекламного агента, преподавателя, писателя, поэта, редактора издательств и программ, корректора, логопеда, диктора радио или телевидения, специалиста по связям с общественностью.
1. Лингвист
Лингвистика – наука о языке. Под лингвистом понимают человека, который глубоко владеет языками, как русским, так и иностранными.
На практике лингвисты легко трудоустраиваются. Их можно встретить как в научной области, так и в различных средствах массовой информации, в сфере рекламы или связей с общественностью.
Выбрав профессию лингвиста нужно иметь отличные знания по русскому и иностранному языку, литературе и истории. Также важны хорошая память, внимательность и аналитические способности, усидчивость и организованность.
2. Журналист
Журналист – творческая профессия, очень часто с ненормированным графиком работы. Журналист создает различные репортажи с мест событий и размещает их в СМИ. Поле деятельности у людей этой профессии весьма разнообразно. Конкретную тематику журналист выбирает сам. Это может быть что угодно – от обзора светской хроники до криминальных новостей.
Для специалиста этой профессии важно умение выразить свои мысли, описать происходящие события, дать прогноз развития какого-либо процесса в обществе. Способен обычно тот, кто любит находиться в эпицентре событий. Эта работа подходит инициативным и коммуникабельным людям, умеющим правильно работать с информацией.
3. Корректор
Корректоры – люди, проверяющие текст на наличие разного рода ошибок и соответствие стандартам оформления. Без специалистов этой профессии сейчас не обходится ни одно солидное издание или сайт.
Необходимые навыки:
стопроцентная грамотность;
знание правил и требований к оформлению текстов;
пунктуальность;
внимательность;
усидчивость.
4. Логопед
Логопед – это специалист, который владеет различными способами корректировки речи. У многих в детстве возникают проблемы с произношением. У некоторых это проходит без вмешательства специалиста, другим же требуется помощь логопеда.
Профессия логопеда появилась сравнительно недавно. В прошлом проблемы с речью не воспринимались как нечто, требующее вмешательства. У наших предков недоставало знаний в этой области, а потому дефекты речи считались проблемой физического характера. В современном мире эта профессия достаточно востребована. Логопед учит людей говорить правильно с помощью специальных коррекционных упражнений.
Выбрав эту профессию, нужно обладать такими качествами, как внимание, терпение и дипломатичность. Люди с дефектами речи зачастую стесняются своего произношения, им требуется поддержка и понимание. Кроме специальных упражнений и тестов, логопед должен освоить детскую психологию и немного анатомию с медициной. Ведь в некоторых случаях проблемы речевого развития связаны сразу с несколькими факторами, имеющими разную природу происхождения.
5. Специалист по связям с общественностью
Профессия появилась в России недавно. Основой профессиональных обязанностей таких специалистов является установление контакта между определенной организацией и общественностью. Как правило, специалисты этого профиля работают в сфере торговли или производства, они помогают сформировать общественное мнение о конкретном товаре или компании.
В качестве профессиональных навыков необходимо знание лингвистики, журналистики и немного психологии.
Хочется отметить, что непременным условием для выбора описанных выше профессий является безусловная любовь к нашему «великому и могучему». Почему? Потому что от таких специалистов требуется, прежде всего, грамотность, умение размышлять, вносить коррективы. Это и нелегко, ведь постоянно нужно быть оригинальным, не уставать от монотонности и следить за последними тенденциями современности.
Многие люди во все времена любили читать. Чтение –это наилучшая возможность открыть для себя новый, неизведанный мир, узнать больше о том, как люди думали в прошлом и поразмышлять о том, что их ждет в будущем. Книги сопровождают нас на протяжении всей жизни, начиная от первой сказки на ночь и заканчивая серьезными романами.
Однако в то время, как у некоторых людей чтение остается на уровне хобби, у других литература – источник заработка. Много ли существует профессий, связанных с литературой? И возможно ли чтением заработать себе на жизнь? Профессий, связанных с литературой, существует огромное множество. Самые популярные из них – редактор, писатель, корректор, журналист и многие другие.
Редактор
Один из наиболее востребованных и высокооплачиваемых видов деятельности – профессия редактора. Редактировать можно все что угодно: от глянцевых журналов и желтой прессы до творений гениальных писателей. Редактор - это человек, который перерабатывает информацию прежде чем она попадет в печать. Посему занятие это очень ответственное – а ну как не заметишь непотребное слово, и случится конфуз. А это и на репутации издательства/журнала/газеты отразиться может.
Лексикограф
Профессия лексикографа – не такая популярная, как редактора, но не менее значимая для общества. Ведь именно они занимаются составлением словарей, определяют, какие слова можно употреблять, а какие нежелательно. А какие можно, только осторожно. Труд лексикографа кропотлив, нелегок и незаметен в повседневной жизни. Но без него мы бы не смогли узнать перевод или значение слова, а значит, наша речь не была бы развита.
Экскурсовод
Принцип работы гида или экскурсовода мы все себе хорошо представляем. Это человек, который рассказывает о достопримечательностях иностранцам, а иногда сопровождает туристические группы за границей. Для этого, конечно же, требуется общительность, безупречно грамотная речь и владение иностранным языком.
Дипломат
В этой сфере знание иностранного языка является скорее дополнительным навыком, чем основной обязанностью. А вот умением говорить убедительно и красиво дипломат должен обладать непременно. Ведь главная цель – успешное сотрудничество и заключение выгодных договоров на международном уровне. Так что от уровня владения речью дипломата в буквальном смысле зависит судьба страны.
Преподаватель литературы
Этот список был бы неполным без профессии обычного учителя. Для преподавателей литературы в вузах и школах существует только одно требование – знать о литератруре как можно больше. Причем задача учителя - не только бытьполностью «подкованным» в вопросах школьной литературы, но и выходить за ее рамки. Причем далеко. А вдруг какой-нибудь ученик или студент задаст какой-то провокационный вопрос, связанный с определенным произведением? Главное для преподавателя - дать исчерпывающий ответ. А для этого - вечерком после работы за книжку - и читать, читать, читать.
«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая…» Д.С. Лихачёв.
«Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом», - писал К.Г.Паустовский.