РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности






















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности


























2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) для всех профессий НПО.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова
Разработчики:
Якименко В.В. , преподаватель ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации учебной дисциплины

18

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

21



1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности

Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 160108.04 «Электромонтажник авиационной техники»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

является базовой общеобразовательной дисциплиной.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
знать/понимать
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; \
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту.
альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72

в том числе:


практические занятия
26

контрольные работы
2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
36

в том числе:


выполнение реферата
18

работа с учебной и справочной литературой
18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

Введение
Содержание учебного материала
2



Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности

1

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
Теория
10



Практические занятия
5



Самостоятельная работа
12



Всего 1 раздел
27


Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни
Содержание учебного материала
2



Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

1


Изучение факторов, способствующих укреплению здоровья.
Изучение роли двигательной активности, закаливания организма и занятий физической культуры в укреплении здоровья. .

2


Практические занятия
1



Способы закаливания организма




Влияние двигательной активности на здоровье человека.




Самостоятельная работа обучающихся
2



Выполнение реферата по темам:
Здоровье и здоровый образ жизни.
Способы закаливания организма.
Физическая культура и спорт в системе обеспечения здоровья.
Физические факторы, способствующие формированию, росту и укреплению здоровья человека.



Тема 1.2. Вредные привычки и их профилактика
Содержание учебного материала
2



Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика

1


Изучение влияния алкоголя на здоровье человека, социальных последствий употребления алкоголя и снижения умственной и физической работоспособности.

2



Изучение влияния курения на состояние здоровья. Изучение составных частей табачного дыма. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

2


Наркотики. Наркомания и токсикомания. Социальные последствия пристрастия к наркотикам, Профилактика наркомании.

1


Практические занятия
1




Влияние курения на здоровье человека




Алголь и социальные последствия. Влияние алкоголя на здоровье человека.




Влияние наркотиков на здоровье человека. Распространение ВИЧ.




Социальные последствия наркомании.




Самостоятельная работа обучающихся
2



Выполнение реферата по темам:
Что мы знаем о табачном дыме.
Можно ли побороть вредные привычки.
Алкоголь – причина многих бед.
Вредные привычки в моей семье.
Вредные привычки и наше будущее.
Детство и алкоголь.
Последствия наркомании.
Наркомания – привычка или болезнь?
Как противостоять среде?



Тема 1.3. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
Содержание учебного материала
2



Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества

1


Практические занятия
1



Репродуктивное здоровье населения.




Современные средства контрацепции




Самостоятельная работа обучающихся
2



Выполнение докладов по темам:
Современные средства контрацепции.
Аборт и его последствия?
Здоровое поколение




Тема 1.4. Основные инфекционные болезни.
Содержание учебного материала
2



Основные инфекционные болезни. Классификация и профилактика

1


Практические занятия
1



Кишечные инфекции




Инфекции дыхательных путей




Кровяные инфекции




Самостоятельная работа обучающихся
4



Подготовка докладов по темам:
Пути передачи кишечных инфекций.
Инфекции, передаваемые половым путем.
Профилактика инфекционных болезней.
Туберкулез. Пути передачи последствия.
Вирусные гепатиты.
ВИЧ-инфекция.
Как лечить инфекционного больного?
Чем опасна дизентерия?
Роль социально-бытовых факторов в распространении инфекционных заболеваний



Тема 1.5. Первая медицинская помощь
Содержание учебного материала
2



Первая медицинская помощь при травмах и ранениях, при острой сердечной недостаточности и остановке сердца

1


Практические занятия
1



Первая медицинская помощь при травмах и ранениях




Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте




Первая медицинская помощь при остановке сердца





Самостоятельная работа обучающихся
2



Подготовка докладов по темам:
Первая медицинская помощь при отравлениях.
Первая медицинская помощь при обморожениях.
Первая медицинская помощь при кровотечениях.
Первая медицинская помощь при ожогах.
Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах.
Первая медицинская помощь при обмороке.
Первая медицинская помощь при укусах ядовитых змей.
Первая медицинская помощь при переломах.




Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения
Теория
6



Практические занятия
4



Самостоятельная работа
5



Всего 2 раздел
15


Тема 2.1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Содержание учебного материала
2



Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1


Практические занятия
2



Правила поведения при пожарах и взрывах.




Правила поведения при наводнениях и землетрясении.




Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера




Правила поведения при буре, урагане, смерчи




Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)




Самостоятельная работа обучающихся
2



Подготовка докладов по темам:
Правила поведения при наводнении.
Правила поведения при ДТП.
Правила поведения при пожаре и обрушении здания.
Правила поведения при землетрясении.
Правила поведения при химической аварии.
Правила поведения при радиационной аварии.
Правила поведения при отравлении аварийными химически опасными веществами.



Тема 2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Содержание учебного материала
4



РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций

1


Определение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны.
Изучение задач гражданской обороны, структуры и органов управления гражданской обороной.
Изучение современных средств поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

2


Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений.

1


Изучение организации и основного содержания аварийно-спасательных работ. Изучение назначения и правил санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
Изучение правовых основ организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

2


Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

1


Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

1


Практические занятия
2



Оповещение и информирование населения об опасностях,- возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени




Правила поведения в защитных сооружениях




Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.




Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.




МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.





Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.




Служба скорой медицинской помощи.




Самостоятельная работа обучающихся
3



Подготовка докладов по темам:
История создания РСЧС.
Органы управления гражданской обороны.
Защитные сооружения и правила поведения в них.
МЧС России
Служба скорой помощи.
Оповещение населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях
Милиция как орган защиты населения от противоправных действий.



Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность
Теория
24



Контрольная работа
2



Дифференцированный зачет по всем разделам программы
2



Практические занятия
17



Самостоятельная работа
19



Всего 3 раздел
64


Тема 3.1. История Вооруженных сил России
Содержание учебного материала
2



Организация вооруженных сил Московского государства в XIVXV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

1


Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы

1


Практические занятия
2



Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, реформы XIX века.




Структура советских Вооруженных Сил




Вооруженные Силы Российской Федерации





Самостоятельная работа обучающихся
2



Подготовка рефератов по темам:
Вооруженные силы Московского государства в XIVXV веках.
Военная реформа Ивана Грозного I.
Военные реформы в России во второй половине XIX века
Создание советских Вооруженных Сил.




Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных сил России
Содержание учебного материала
8



Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

1


Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

1


Практические занятия
7



Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.




Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение; структура.




Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.




Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.




Космические войска: история создания, предназначение, структура.




Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.




Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.




Самостоятельная работа обучающихся
7



Подготовка докладов по темам:
Геральдика Вооруженных сил РФ.
Сухопутные войска.
Военно-воздушные силы.
Военно-Морской флот.
Ракетные войска стратегического назначения.
Космические войска.
Командование Вооруженными Силами.
Железнодорожные войска
Войска гражданской обороны МЧС.




Контрольная работа №1 по теме 3.2
1


Тема 3.3. Воинская обязанность
Содержание учебного материала
4



Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Обязанности граждан по воинскому учету.

1


Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.




Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе




Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части




Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Срок