Адаптированная программа учебной практики по профессии Швея


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский механико-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РХ ЧМТТ
____________Н.И.Поликарпова
приказ от 01.09.2015г № 257
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПО ПРОФЕССИИ
Код: 19601
ШВЕЯ
Форма подготовки: очная
г.Черногорск,2015
Пояснительная записка
Адаптированная программа учебной практики по профессии «Швея»разработана на основе методических рекомендаций по установлению особенностей организации образовательного процесса для лиц сограниченными возможностями здоровья – выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I-VIII видов в учреждениях начального и среднегопрофессионального образования с учетом мирового опыта (Проект), Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от07.05.2013N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), учебного плана ГБПОУ РХ ЧМТТ на 2015-2016 учебный год.
При разработке программы учтены:
Особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
неоднородность состава группы детей с ограниченными возможностями здоровья;
диапазон возможностей освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ в различных условиях обучения.
Содержание программы учебной практики адаптировано с учетом возможностей лиц рассматриваемой категории. Значительно снижены объем и глубина изучаемого материала, упрощена структура изучаемого материала. Обучающимся с нарушениями интеллектуального развития дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучаются. Вместе с тем формируемые у них профессиональные знания, умения и навыки должны быть вполне достаточными для того, чтобы подготовить их к труду по получаемой профессии. В обучении подростков с нарушениями интеллектуального развития мастерами производственного обучения используются специфические методы и приемы, облегчающие им усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности – метод маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно. При изучении сложных понятий осуществляется опора на практическую деятельность, широко используется наглядность. А также используются технологические карты для закрепления у обучающихся с нарушениями интеллектуального развития последовательности выполнения трудовых действий.
Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский механико-технологический техникум»
Разработчик:НизамоваНурияЕлемиткиновна, мастер производственного обучения.
Рассмотрена и рекомендована к использованию на Методической комиссии по координации обучения лиц с ОВЗ ГБПОУ РХ «Черногорский механико-технологический техникум»
Протокол № от «»20г.
Председатель МК по координации обучения лиц с ОВЗ
______________М.В.Шпагина
Согласовано
Зам.директора по УПР
Т.И.Яковлева
« » 20 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Адаптированная программа учебной практики - является частью адаптированной образовательной программы профессиональной подготовки по профессии Код: 19601 Швея
1.2. Цели и задачи учебной практики:
Цельюучебной практики является:
- приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии.
Задачами учебной практики являются:
- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов по профессии «Швея»;
-закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных умений и навыков выполнения всех видов работ предусмотренных квалификационными характеристиками к данной профессии с требованиями ЕТКС
1.3. Количество часов на освоение адаптированной программыучебной практики:238часов
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Требования к результатам освоения учебной практики
Обучающийся должен уметь:обрабатывать детали, узлы изделия из текстильных материалов;выполнять контроль качества кроя и выполненной работы;устранять мелкие неполадки в работе оборудования;выполнять наладку обслуживаемого оборудования для конкретных операций и материалов.
Должен знать: методы и приемы выполнения подготовительных и простейших операций; назначение и правила эксплуатации обслуживаемых машин;номера игл; правила закрепления нитей, смены шпуль, регулирования натяжения нитей и частоты строчки.
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика
Тематический план
№ Наименование темы Кол-во часов
1 Введение в профессию 3
2 Безопасностьтруда и пожарная безопасность в учебных мастерских 3
3 Ручные работы
34
4 Машинные работы
62
5 Влажно-тепловая обработка 12
6 Изготовление постельного и столового белья
74
7 Изготовление мужских трусов
16
8 Изготовление фартуков 30
Проверочная работа 4
Итого 238
Содержание программы учебной практики
Тема программы Тема урока Количество часов
Тема 1
Введение в профессию Вводное занятие. 3
3
Тема 2
Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских Техника безопасности в учебных мастерских 3
3
Тема 3
Ручные работы
Выполнение прямых стежков 6
Выполнение косых стежков 6
Выполнение петлеобразных стежков 6
Выполнение стежков для пришивания фурнитуры 6
Выполнение крестообразных стежков 4
Выполнение петельных стежков
6
34
Тема 4
Машинные работы
Освоение навыков по уходу за швейным оборудованием (чистка, смазка)
6
Освоение навыков по заправке швейных машин, регулировке натяжения верхней и нижней нитей, регулировке величины стежка
12
Освоение навыков на холостом ходу на бумаге, затем на ткани с выполнением прямых, ломанных, фигурных строчек.
10
Выполнение соединительных швов.
12
Выполнение краевых швов.
12
Выполнение отделочных швов. 10

62
Тема 5
Влажно-тепловая обработка
Инструктаж по безопасности труда и организации рабочего места.
Оборудование и приспособления для ВТО. 6
Освоение навыков по соблюдению режимов влажно-тепловой обработки для различных тканей.
Выполнение упражнений по ВТО 6
12
Тема 6
Изготовление постельного и столового белья
Изготовление наволочки 12
Изготовление простыни 10
Изготовление пододеяльника 12
Изготовление прихваток 12
Изготовление полотенец 10
Изготовление скатерти
12
Изготовление салфеток 6
74
Тема7
Изготовление мужских трусов
Изготовление мужских трусов 16
16
Тема8
Изготовление фартуков Изготовление фартуков 30
30
Проверочная работа 4
Итого 238
Программа
Тема 1: Вводное занятие
1.1.Ознакомление обучающихся с учебной мастерской и расстановка их порабочим местам
1.2.Ознакомление с организацией рабочего места, с режимом работы иправилами внутреннего распорядка в учебных мастерских
1.3.Роль производственного обучения в подготовке квалифицированныхспециалистов. Продукция выпускаемая ГБПОУ РХ ЧМТТ.
Характеристика труда швеи.
Тема 2: Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских
2.1. Правила и нормы безопасности труда в учебных мастерских
Требования безопасности к производственному оборудованию
Причины травматизма, виды травм и меры предупреждения
Причины пожаров, меры их предупреждения и пути эвакуации
Основные правила и нормы электробезопасности
Правила пользования электроприборами
Правила поведения обучающихся при пожаре и в случаях травматизма, в случае террораОказание первой помощи
Тема 3: Ручные работы
Организация рабочего места для ручных работ
Инструменты и приспособления для ручных работ
Виды ручных стежков и строчек, их применение, технические условия на выполнение ручных работ
3.4.Выполнение стежков и строчек: сметочные, косые, обметочные, копировальные, выметочные, заметочные.
3.5.Выполнение закрепок, пришивание пуговиц, крючков и кнопок
Тема 4: Машинные работы.
Инструктаж по безопасности труда и организации рабочего места
4.1. Организация рабочего места для машинных работ
4.2.Оборудование, средства малой механизации, применяемые при выполнение различных швов
4.3.Правила ухода за швейной машиной (чистка, смазка)
4.4.Освоение навыков по заправке швейных машин, регулировке натяжения, верхней и нижней нитей, регулировке величины стежка
4.5.Виды машинных строчек и швов их применение, технические условия
выполнение машинных швов
4.6.Выполнение машинных строчек и швов: соединительные, краевые, отделочные
Тема 5: Влажно-тепловая обработка
Инструктаж по безопасности труда и организации рабочего места
5.1.Организация рабочего места для утюжильных работ
5.2.Оборудование и приспособления для ВТО
Технические требования к выполнению ВТО
Соблюдение режимов ВТО для различных тканей
Тема 6: Изготовление постельного и столового белья
Виды швов используемых для соединения белья
Последовательность обработки простыни, наволочки, пододеяльника, наперника
6.3. Последовательность обработки прихваток различных форм
6.4. Изготовление полотенец, салфеток, скатерти
Тема 7:Изготовление мужских трусов
7.1. Детали кроя мужских трусов. Наименование срезов
. Последовательность обработки мужских трусов. Стачивание шаговых срезов. Стачивание срезов сидения. Стачивание боковыхсрезов. Обработка верхнего среза, низа изделия. Контроль качества готового изделия.
Изготовление мужских трусов по модели (с боковым швом, без бокового шва, с ластовицей)
Тема 8: Изготовление фартуков
8.1. Конструктивные особенности фартука
Обработка деталей кроя: карманов, бретелей, поясов
8.3. Соединение деталей кроя стачным и настрочным швом, способы отделки, контроль качества готового изделия
8.4. ВТО и складывание готовых фартуков
8.5. Изготовление фартуков по модели (с притачным поясом, с грудкой, бретелями)
4. условия реализации программЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация адаптированной программы учебной практики предполагает наличие учебной швейной мастерской, учебного кабинета «Технологии пошива швейных изделий», «Материаловедения».
Оснащение:
Учебная швейная мастерская
1.Оборудование:
Основное и вспомогательное технологическое оборудование:
Машины швейные общего назначения (стачивающие);
Машины швейные специального назначения;
Машины для выполнения петель;
Иглы машинные (комплект для каждой швейной машины);
Рабочие столы для выполнения ручных работ;
Оборудование для влажно-тепловой обработки;
Раскройное оборудование.
2. Инструменты и приспособления:
Инструмент, приспособления, инвентарь:
Ножницы швейные;
Наперсток;
Сантиметровая лента;
Иглы ручные швейные;
Коробка для инструментов.
Приспособления для выполнения ручных работ:
Булавки портновские;
Колышек;
Резец;
Линейки (деревянные);
Лекала;
Магнит для сборки и хранения иголок;
Портновский мел;
Мыло портняжное.
Приспособления малой механизации:
Лапки направительные для строчек;
Запошиватель;
Распарыватель;
Пинцет для оверлока;
Приспособления для влажно-тепловых работ:
Пульверизатор;
Комплект колодок;
Проутюжильник;
Стол утюжильный;
Шкаф для хранения материалов и инструментов для обучающихся;
Кронштейн для полуфабрикатов и готовой продукции;
Коврик резиновый;
Плечики для одежды.
3. Средства обучения:
Технические средства и дидактические материалы:
Инструкционные карты (для изучения в процессе учебной практики технологических приемов, операций и видов работ);
Технологические (инструкционно-технологические) карты для выполнения работ комплексного характера (простых и сложных);
Дидактические материалы (карточки – задания, материалы на печатной основе, обзорно-повторительные таблицы и т.д.);
Плакаты, таблицы;
Образцы по узловой обработки деталей изделий;Требования к выполнению учебной и производственной практик;
Требования к выполнению проверочных работ, выпускной практической квалификационной и письменной экзаменационной работ;
Методические рекомендации по оформлению отчетов о практике;
Правила ведения производственного дневника;
Единый тарифный квалификационный справочник.
Техническая документация и учебная литература:
Стандарты, ТУ на изготовление изделий;
Учебная литература.
Средства информации:
Квалификационная характеристика;
Критерии оценок знаний, умений и навыков обучающихся по производственному обучению;
Правила безопасности труда в учебной мастерской;
Инструкции по безопасности труда при работе на технологическом оборудовании;
Правила противопожарной безопасности;
Правила поведения обучающихся в учебной мастерской;
Закон РФ «О защите прав потребителей»;
Справочные таблицы.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения концентрированно
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Мастера производственного обучения, осуществляющие руководство учебной практикой обучающихся, должны иметь квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Выполнять операции вручную или на машинах, автоматическом или полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, узлов, изделий из текстильных материалов.
Тестовые задания теоретического и практического характера.
Практические работы по изготовлению узлов и изделий.
Проверочные работы.
Контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток, прикладных материалов.
Оценка выполнения и анализ практических заданий.
Тестовые задания
Заполнение конфекционных карт
Контролировать качество кроя и качество выполненных операций.
Задания на оценку способов решения
Устранять мелкие неполадки в работе оборудования Специальные тестовые задания теоретического и практического характера.
Соблюдать правила безопасности труда
Специальные тестовые задания, карточки