Лексическое занятие 1 класс ФГОС профессия Швея


Лексическая тема «Профессии. Швея»
Звуки[с], [с/]
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели.Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Расширение и уточнение представлений о профессии швеи. Расширение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея» (профессия, работа, ателье, фабрика, швея, портниха, одежда, ткань, пуговица, швейная машина, нитки, ножницы, метр: кроить, шиты нужный, необходимый, полезный). Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование фонематического восприятия. Совершенствование навыки слогового анализа и синтеза слов. Автоматизация произношения звука [р] в словах с открытым слогом.
Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, слухового внимания, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи сдвижением
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование.Maгнитная доска, коврограф, плоскостные изображения орудий труда и инструментов, предметная картинка с изображением швеи, мяч, контейнер с карандашами, рисунки для упражнения «Найди и раскрась» по числу детей, схема рассказа о профессии, мяч, плоскостные изображения сарафанов, мелкие предметные картинки, содержащие в названиях звук [р].
Предварительная работа.Экскурсия с родителями в ателье по пошиву одежды или в Дом мод. Разучивание пальчиковой гимнастики «Наперсток». Проведение сюжетно-ролевой игры «В ателье»
 
Ход занятия
 
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Совершенствование фонематического восприятия.]Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает прийти к ковраграфу, на котором закреплены плоскостные изображении орудий труда и инструментов.
Логопед. Сегодня мы с вами начнем разговор о профессии швеи, или портнихи, поэтому я прошу нас пройти к коврографу и выбрать изображения тех предметов, которые нужны, на ваш взгляд швее.
Дети выполняют задание и занимают места за столом.
Логопед. Расскажите, какие предметы вы выбрали. Определите первый звук в названии каждого предмета.
1-й ребенок. У меня ножницы. Первый звук [н].
2-й ребенок.А у меня нитки. Первый звук [н/].
 
 
3-й ребенок.Я выбрил портновский метр. В слове метр первый звук [м/].
4-й ребенок.А у меня мел. В слове мел тоже первый звук [м/].
2. Упражнение «Нужные предметы»[Совершенствование грамматического строя речи.]
Логопед помещает на магнитную доску картинку с изображением швеи за работой и предметные картинки с изображениями необходимых ей предметов и инструментов.
Логопед. Внимательно рассмотрите предметы и инструменты, нужные швее и ответьте на мои вопросы. Чем пользуется швея. Арина?
1-й ребенок. Швея пользуется швейной машиной, нитками, ножницами, мелом, портновским метром.
Логопед. Кому нужны все эти предметы. Вадим?
2-й ребенок.Швейная машина, нитки, ножницы, мел, портновский метр нужны швее.
Логопед. Без чего не может обойтись швея, Кирилл?
3-й ребенок. Швея не может обойтись без швейной машины, ниток, ножниц, мела, портновского метра.
Логопед убирает ножницы и нитки.
Логопед. Чего не хватает швее, Настя?
4-й ребенок.Швее не хватает ножниц и ниток
Логопед. Молодцы. Вы отлично ответили на мои вопросы.
3. Беседа. [Расширение и уточнение представлений о профессии швеи. Расширение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея».]Развитие диалогической речи.
Логопед помещает на магнитную диску картинки с изображениями здания ателье по пошиву одежды или Дома мод и швейной фабрики и те картинки, которые убрал при выполнении предыдущего задания.
Логопед. Продолжим беседу. Отвечайте на мои вопросы полными ответами. Где работает швея?
1-й ребенок. Швея работает в ателье, Доме мод или на швейной фабрике.
Логопед. Что она делает?
2-й ребенок.Она шьет одежду.
Логопед. Что ей нужно для работы?
3-й ребенок. Дляработы ей нужны швейная машина, нитки, ножницы, мел, портновский метр.
4. Составление рассказа по схеме. [Развитие связной речи.]Логопед помещает на магнитную доску схему рассказа о профессии.
Логопед. Используя схему, повторите рассказ о швее.
4-й ребенок.Это швея. Она работает на швейной фабрике, в Доме мод иди в ателье. Швея шьет одежду. Для работы ей нужны швейная машина, нитки, ножницы, мел, портновский метр.
5. Упражнение «Найди и раскрась». [Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики.]
Логопед убирает все картинки с магнитной доски, раздает детям рисунки (рис. 40), ставит на стол контейнере карандашами.
Логопед. Посмотрите нарисунок. Найдите изображение швеи, обведите его и все, что нужно швее, а потом раскрасьте рисунок.
Дети выполняют задание. Логопед беседует с ними по ходу выполнения работы, а потом оценивает деятельность каждого ребенка и собирает рисунки, а также убирает контейнер с карандашами
6. Пальчиковая гимнастика «Наперсток»[Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Автоматизация шипящих звуков.)Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику.
Логопед. Давайте сделаем знакомое нам упражнение
Вышивает, шьет иголка, Левая ладошка раскрыта, в правой –
воображаемая игла.
Пальцу больно, пальцу колко, Игла «шьет» и задевает кончик
указательного пальца левой руки.
А наперсток в тот же миг Делают такое движение, будто надевают
К девочке на пальчик прыг! наперсток
Говорит иголке:«Шей! Вновь «шьют»
А колоться ты не смей!» Грозят указательным пальчиком правойруки.
7. Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование глаголов с приставками).]
Логопед берет в руки мяч
Логопед. A теперь давайте образуем слова из одной семейки со словом шьет. Я буду начинать предложение и бросать мяч одному из вис. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение. Швея пуговицы к платью...
1-й ребенок. Пришивает
Логопед. Швея цветы на блузке?
2-й ребенок.Вышивает.
Логопед. Швея юбку...
3-й ребенок.Подшивает.
Логопед. Швея аппликацию на рубашку…
4-й ребенок. Нашивает.
Логопед. Замечательно!
Логопед убирает мяч.
8. Упражнение «Подбери слова» [Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов]
Логопед убирает пособия и предлагает детям встать на ковре так, чтобы не мешать друг другу.
Логопед. И последнее задание. Сейчас я буду протопывать слова, а вы будете подбирать названия предметов, нужных швее.
Логопед топает один раз два раза, три раза, четыре раза. Дети подбирают слова мел, метр, нит-ки, нож-ни-цы, ка-туш-ка, ма-шин-ка. Логопед положительно оценивает их работу
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей]
Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли а затем оценивает работу каждого ребенка.