Методика применения метапредметного подхода на уроках истории


Метапредметный подход на уроках истории
Сезонова Л.В.
МОШ І-ІІІ ст. № 22
имени Маршала Сергеева

Профессионалы XXI века – специалисты широкого профиля, для которых не существует раздела между гуманитарными и природно-научными знаниями. Это те, кто легко понимает профессиональные языки, кто может включаться во взаимодействие. Именно таких специалистов должна готовить школа. Поэтому возникают новые требования к современному педагогу. Каждый предметник должен быть метапредметником. Без освоения метапредметного подхода в образовании не обойтись.
В основе метапредметного подхода лежат идеи мыследеятельностной педагогики Василия Васильевича Давыдова. Подход Давыдова впоследствии был развит его учениками, коллективом ученых-разработчиков, который возглавляет доктор психологических наук, профессор, директор НИИ ИСРОО Юрий Громыко.
Новый образовательный стандарт включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. Метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п. В связи с этим формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. А метадеятельность – это  универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Поэтому определены основные требования к выпускнику ХХІ века:
- умение самостоятельно приобретать знания;
- умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;
- умение работать с разными источниками информации;
- умение самостоятельно критически мыслить;
- умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.
Следовательно, новый образовательный стандарт требует формировать на уроках Универсальные учебные действия.
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Поэтому важным аспектом формирования метапредметых результатов являются межпредметные связи. Предмет история тесно связан с географией, литературой, правом, музыкой. Для развития общих учебных умений совместно с учителями школы разработаны единые требования, например к оформлению контурных карт, рефератов, оценке ответов учащихся.
Какие формы и методы позволяют формировать Универсальные учебные действия, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию?
Чтобы сформировавать у учащихся УУД мною на уроках истории и обществознания используется проблемное, развивающее, личностно – ориентированное обучение, игровая технология, технология критического мышления, использование ИКТ. Данные технологии позволяют вести обучение с использованием системно – деятельностного подхода.
Учитель, актуализируя знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. При этом он использует приёмы сравнения, анализ текста, цитат о деятеле, фрагменты фильмов по заданной теме и т.д. Ученики сами моделируют процесс познания, определяют, какие вопросы они должны рассмотреть и где можно найти ответы на вопросы.
Метапредметы соединяют в себе идею надпредметности
Ученик сам узнаёт способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.
Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал.
Я предлагаю вашему вниманию метапредметные задания, которые я применяла на уроке в 11 классе по теме «Распад СССР. Новые независимые государства». Данный урок был представлен на областном конкурсе «Компетентностно - ориентированный урок истории и правоведения» в 2014 году, где я стала лауреатом областного этапа.
ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ:
«Знание», «Задача» ,«Знак»,«Проблема»,
«Знание» - является одной из форм работы, нацеленной на формирование у школьников теоретического мышления посредством введения их в культуру работы со знаниями.
Например, Игра «картограф», при выполнении которой ребята применяют умения, полученные и на истории и географии.
«Задача» - учащиеся осваивают обобщенные способы решения различных типов задач в различных предметных дисциплинах.
- созданы проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления
Работа с понятийным аппаратом учащихся использованием метода «Термин трижды» - способствует активизации у школьников ассоциативного мышления, ведь они уже знают общую терминологию темы.
Как вы считаете, что означает этот термин в теме?
Где и в каком контексте вы встречали этот термин?
Приведите примеры, для каких государств применимо данное понятие (понятие «сепаратизм»)
Ассоциирование («Ассоциативный куст»), — стратегия обучения, которая призывает учеников свободно и открыто выражать свои мысли, осуществлять связь между отдельными понятиями, поэтому, способствует развитию социальных, информационных, поликультурных компетенций, побуждает учащихся к саморазвитию, самообразованию, продуктивной деятельности.
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.
На данном уроке старшеклассникам предложено проблемное задание определить из ряда причин – какие, по вашему мнению, являются действительно причинами распада СССР. При выполнении задания школьники учатся высказывать свое мнение, аргументировать, т.е. используется ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ».
Дебаты - это интеллектуальная игра , представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам.
Суть дебатов - обучение приемам дискуссии, развитие ключевых компетенций, таких как коммуникативная, социально-личностная, исследовательская, сотрудничества. Основное назначение дебатов- достижение истины и консенсуса. Обучающимся необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса. Этот тип задания может быть использован в процессе работы с историческими источниками, в которых надо найти аргументы.
Принципы технологии «Дебаты»: целостность, универсальность, вариативность, личностная ориентированность, самообразование и самообучение учащихся. В ней учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личных качеств ученика, развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления, ведения диалога. Учитель выступает как руководитель этого процесса. Школьники говорят – «Дебаты научили меня слушать. Раньше я был склонен к эмоциональным взрывам во время полемики. Дебаты научили меня проверять свои аргументы сквозь призму критики».
МЕТАПРЕДМЕТ «ЗНАК» реализует основную цель - обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов.
Одним из методических приемов, который я часто использую и применила на данном уроке является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
После изучения информации каждая группа составляет методический продукт - сравнительную таблицу и представляет его всему классу, обучая при этом других. Сравнение – мыслительная операция и ведущий (наряду с анализом и синтезом) метод познания. Именно с помощью сравнения учащиеся устанавливают общее и специфическое. Методисты подчеркивают, что систематическое целенаправленное сравнение способствует выработке у учащихся алгоритменного подхода к анализу и характеристики однотипных общественно-исторических явлений, абстрагируются от несущественных, подводят их к понятию, классифицируют. Эти умения важны и отрабатываються на многих предметах, которые изучают ребята.
В заключении хотелось бы сказать, изучив метапредметность как новый подход к современному образованию, имеющий место в Новом образовательном стандарте, могу с уверенностью утверждать, что большинство моих коллег и я, в том числе, в своей педагогической практике давно применяют элементы метапредметности. (Технология интегративного обучения). Сложности, конечно, есть, т. к. учебные программы не стыкуются по предметам. Однако, у нас в школе работает Динамическая группа, где мы периодически собираемся и определяем единые требования к формированию метапредметных компетенций, так чтобы школьник мог применить свои умения не только на уроках истории, но и на других предметах.
Педагогическая целесообразность развития метапредметных умений на интегрированной основе в том, что:
1. Обеспечивает единство подходов учителей к достижению общих целей школьного образования;
 2. Обеспечивает согласование учебных программ школьного образования;
3. Это программа поддержки самообразования ученика;
 4. Это средство интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования ученика.
Я всегда цитирую слова Жанн Жак Руссо своим школьникам:
“Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению”.
Использование данных технологий дают высокие результаты.