Создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
города Кирсанова

Доклад на тему:

"Создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей"



Работу выполнила:
Педагог дополнительного образования Толстых Надежда Владимировна









г. Кирсанов
2016 год

Введение
В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы – образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум (стихийное влияние “улицы”). Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.
Семья представляется для человека психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.
Меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе учреждения дополнительного образования. Актуальным становится взаимодействие семьи и «Центра детского творчества» в интересах развития личности ребенка. В сотрудничестве с родителями педагоги видят большие воспитательные возможности. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личности ребенка. Оно состоит в одухотворении подрастающего поколения, в раскрытии человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям. Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.
Главное назначение семьи – воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей их участия в жизни общества;
социально – экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
технико – гигиенический – зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;
демографический – определяется структурой семьи.
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, видно, что решающую роль в его эффективности на любом возрастном этапе играет семья.
Создание союза трех социальных сил: педагоги дети родители – один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.
В «Центре детского творчества» большое внимание должно уделяться формированию позитивного имиджа семьи, развитию и пропаганде семейных ценностей и традиций, повышению социального статуса семьи. Отзывы родителей о работе нашего центра, анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому не случайно каждый родитель должен быть желанным гостем в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения должны учитываться педагогами при организации работы с детьми.




Цель работы «Центра детского творчества» по сотрудничеству с семьей:
Организация сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка.
Задачи:
Изучить семьи путем выявления их возможностей по воспитанию детей.
Организовать семейное воспитание через возрождение семейной досуговой деятельности.
Развивать культуру внутрисемейного общения.
Выявить функции сотрудничества педагогического коллектива и родителей.
Создать творческую группу по поддержке и взаимодействию с семьями, возрождать семейные традиции, утверждать здоровый образ жизни.
Определить формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
Использовать личностно-ориентированный подход к ребенку и родителям.
Анализировать результаты совместной деятельности педагогического коллектива «Центра детского творчества» и родителей по воспитанию обучающихся.
Для возвращения национальной памяти в содержание работы нашего центра, должны быть заложены принципы нового отношения к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь “сито” веков. Организация семейных праздников, основанных на русских народных традициях, обычаях, обрядах реализуют понимание детьми-горожанами быта, обычаев, обрядов русского народа. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития такие праздники способствуют и социальному развитию детей.
Воспитательная работа по сотрудничеству с семьёй обеспечивается методически. К числу используемых методов воспитания мы относим:
методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;
методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические "опросники;
метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).
Главными функциями семьи являются:
воспитательная;
оздоровительная;
духовно-нравственная;
познавательно-образовательная;
бытовая;
трудовая;
культурно – просветительная;
досугово – творческая;
охранно-защитная.
Взаимодействие семьи и «Центра детского творчества» направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Следовательно, главными функциями взаимодействия семьи и «Центра детского творчества»:
информационная;
воспитательно-развивающая;
формирующая;
охранно-оздоровительная;
контролирующая.

В практике работы нашего центра должны применяться самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:
Дни открытых дверей;
семейные клубные дни;
родительские собрания;
индивидуальные консультации;
анкетирование родителей;
выставки творческих работ;
открытые занятия;
творческие мастерские;
семейные праздники;
праздничные программы;
вечер отдыха;
конкурсы;
мастер – класс;
час общения;
тренинговое занятие для родителей;
круглый стол;
концерты;
краеведческая акция;
спортивно – игровые программы;
экскурсия;
фестиваль;
Основные направления организации работы
«Центра детского творчества» с семьёй:
Организация диагностической работы по изучению семей: программированное наблюдение типа семьи, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Составление характеристик семей обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень и др.)
Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Организация и проведение массовых мероприятий с родителями, работа по совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Разработка тематического оформления по работе с семьей – информационный стенд “Для Вас, родители”.
Ожидаемые результаты:
педагог – ребенок – родитель выстраивают систему своих отношений по принципу “человек – человек”;
оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций в семье;
родители оценивают значимость дополнительного образования в жизни ребёнка.
Алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов
Создание среды для знакомства, взаимодействия.
Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
Установление постоянного контакта с семьями.
Организация проведения семейных праздников, накопление и анализ информации.
Осуществление совместно с родителями разработок сценариев, обучение, репетиции.
Организация и проведение традиционных встреч – семейных клубных дней.
Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.
Проведение конкурса “Моя семья”, где учитывается участие семей во всех конкурсах «Центра детского творчества».
Осуществление обратной связи “В мечтах и наяву”.
Психолого-диагностическая работа
Эта работа включает в себя психолого-диагностический инструментарий и психологическое сопровождение взаимодействия педагогического коллектива с семьёй.
Инструментарий – это набор методик, используемых педагогами для работы с детьми, родителями.
Весь набор методик делится на три группы, различных по назначению:
методики, используемые для изучения семей обучающихся (характеристика семей, “Тип семьи” - анкетирование (методика программированного наблюдения);
методики, используемые для выявления уровня воспитанности обучающихся;
методики, предлагаемые родителям (анкета – Удовлетворенность родителей работой «Центра детского творчества»).

Основным критерием результативности воспитательной работы является уровень воспитанности. Это одна из основных характеристик личности, проявляющаяся в ее мировоззрении, установках и ценностях, общественно – значимом поведении и деятельности. А основными задачами являются “обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга”. Таким образом, воспитательные задачи для учреждения дополнительного образования детей являются основными. Исходя из выше сказанного под уровнем воспитанности обучающихся подразумеваются следующие критерии:
нравственный потенциал обучающихся;
коммуникативные склонности (методика выявления коммуникативных склонностей учащихся);
творческая активность (методика диагностики уровня творческой активности учащихся).
Заключение
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания.