Выступление на биологической конференции Некоторые аспекты изучения леворуких детей

Некоторые аспекты изучения леворуких детей Выступление на научно-исследовательской конференции
Бахтиярова Айгуль, 10 а класс МОУ СОШ № 8
Руководитель: Нигматуллина Елена Ивановна, учитель биологии МОУ СОШ № 8
В последнее время наука значительно продвинулась в исследовании причин того, почему люди могут быть леворукими или праворукими. Однако эти знания редко переходят из научных изданий в популярные или практические. Именно поэтому так часто встречаются устаревшие ошибочные представления относительно леворукости. При внешне симметричном плане строения тела мы ассиметричны. У нас есть ведущий глаз и ведущая нога, из двух наших ушей одно лучше приспособлено к восприятию музыки, а другое - речи.
Главная цель нашей работы: изучить особенности человека, связанные с симметрией организма, а так же особенности тех, кто пишет левой рукой и помочь левшам снять психологический комплекс неполноценности, если таковой имеется. Одной из главных задач было исследование адаптации леворуких учащихся в школе, в обществе, найти общие рекомендации для учителей, обучающих левшей, родителей, чьи дети являются леворукими.
В возникновении и происхождении леворукости до сих пор так много тайн, неизвестного и непонятного, что говорить о леворуких, как об однородной группе с какими-то определёнными характерными чертами, довольно трудно.
В научно-популярной литературе о левшах встречается много различных мнений, явно противоречащих друг другу. Одни склонны в каждом леворуком человеке видеть нераскрытый талант, приводя примеры выдающихся личностей: Леонардо да Винчи, Бетховен, И. Павлов. Другие исследователи (А.А. Капустин, Т. А. Доброхотова и др.) предлагают их считать неполноценными, с нарушением внутриутробного развития и даже социально опасными (Андрей Чикатило был левша). Только в последние годы леворуких людей стали изучать учёные-левши (С.В. Медведев – директор Российского института мозга и др.). Ещё великий Платон считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих всё делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. И даже спустя столетия, в наше время, подобная точка зрения имеет своих сторонников – имеются предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребёнка и на первых порах осуществляется родителями бессознательно.
Мы провели обследование леворуких детей в нашей школе путем разнообразных тестов, анкетирований, собеседований и наблюдений. Оказалось, что в нашей школе таких детей более 50 человек. Все данные были обработаны и проанализированы. Результаты обследования представлены в Приложениях.
Исследование мы уже ведем третий год, проведены занятия с учениками, пишущими левой рукой, где мы постарались объяснить объективные причины проявления леворукости. Все, кого мы обследовали в результате улучшили успеваемость в школе, стали активно участвовать в общественной жизни. Все наши леворукие выпускники поступили в ВУЗы. Первые два года мы работали только с учащимися, в этом году мы работаем с учителями и родителями, чьи дети являются леворукими. Для определения творческих способностей, мы использовали много разнообразных тестов. Результаты получились следующими: у леворуких и праворуких групп мы получили почти одинаковые результаты. Отсюда можно сделать вывод, что уровень интеллекта зависит не от доминантности определенной руки, а от общего развития, от его окружения.
На основании исследования учеников, пишущих только левой рукой, сделали выводы:
В научно-популярной литературе часто печатается негативная информация о леворуких, факты которой сегодня не подтверждаются, в нашей практике мы не нашли человека с абсолютным левшеством, которому приписывают весь негатив о левшах.
Данные приводятся на левшей с отклонениями в здоровье, а переносятся на статистику здоровых леворуких.
Многие факты из изученных источников совпали с нашей диагностикой; но некоторые из них явно противоречат.
Левши действительно востребованы в некоторых областях жизни, таких как спорт, дизайн, живопись, но наши учащиеся не хотят связать свою жизнь с этими сферами деятельностями.
Леворукие дети необязательно имеют расстройства речи.
Левши чаще дают оценку не поступку, а действующим лицам.
Среди левшей так же много одаренных учеников, но они не стараются это проявить, так как привыкли к порицанию.
Левши имеют свой комплекс неполноценности, так как они неуклюжи в быту и получают много замечаний от родителей, которые и сформировали этот комплекс.
Обучать необходимо родителей после первого года жизни ребенка, когда все проходят обследование в детской поликлинике.
Школа уже получает сформированного ребенка, но учителя начального звена не имеют подготовки по обучению леворуких и оставляют ребенка со своими бедами или пытаются помочь им неправильными действиями, мы выработали рекомендации для учителей. Леворуких детей, которые обучаются в одной параллели, желательно объединять в один класс.
В заключении я хочу сказать, что в современном мире происходит увеличение численности левшей по сравнению с правшами в среднем на 0,04% в год. Этот признак указывает не только на левые латеральные предпочтения в моторной (руки, ноги), но и в сенсорной сфере (глаза, уши). Наш современный мир является миром праворуких, и все жизненно важные приборы, инструменты рассчитаны не на левшей, в связи с этим они хуже адаптированы в жизни.
Старая английская поговорка гласит: «Хочешь переустроить мир – начинай с малого».
Арабская письменность, которой изложен Коран, пошла от руфийской письменности, в основу которой положен орнамент. Справа на лево орнамент мог составить только леворукий человек, так как по нашему мнению правой рукой он бы все стирал. А далее и у мусульман, так же как и у христиан, левая рука стала нечистой. Когда это произошло – определить невозможно, но до сегодняшнего люди к леворуким относятся неоднозначно. Мы считаем, что работу сейчас нужно проводить, прежде всего, с родителями леворукого ребенка, что очень актуально в год семьи.
Рекомендации для учителей
Леворукость - не патология, а один из возможных вариантов нормы.
Леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения.
У леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Если ученик держит при письме ручку над строчкой, при этом рука находится в особом положении и согнута в виде крючка, то речевые и языковые функции у ребенка контролируются левым полушарием (так же как и у праворуких детей).
Такое положение ручки иногда является отражением несоответствия методики возможностям ребенка, но не следует настаивать на исправлении положения ручки и требовать безотрывности при письме.
Свет должен падать с правой стороны, но при ориентации парт в классе не позволяет посадить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому его необходимо определить за парту у окна на первый вариант, иногда можно сажать ребенка за учительский стол.
Тетрадь повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый располагался напротив груди.
Удобнее наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку.
При ведущем правом глазе ученик должен сидеть на среднем ряду, ряд около двери противопоказан.
Нельзя ставить в пример левше детей правшей.
Помните, что леворукий ребенок мыслит образно, не обращая внимания на мелочи, иногда на них необходимо сконцентрировать его внимание.
Леворукий ребенок быстро обучается печатать, так как в этом процессе задействованы обе руки.
Помните, здоровье ребенка дороже всего!









13PAGE 15


13PAGE 14115




15